Домой История Публикации Курорт Сочи-Мацеста. «Архитектура СССР» №11 1936 г.

Курорт Сочи-Мацеста. «Архитектура СССР» №11 1936 г.

2227
3

Н. Несис
«Архитектура СССР» №11 ноябрь 1936 г.

Уже два с половиной года, по инициативе тов. Сталина, реконструируется и обстраивается один из лучших курортов Советского Союза – Сочи-.

За этот сравнительно короткий промежуток времени курорт преобразился. Общая стоимость произведённых работ достигла 305 млн. рублей. Построена сеть новых автодорог. Среди них – живописнейшая автодорога «Ривьера» — Агура, сократившая путь к мацестинским ванным зданиям на 3 км; парковая дорога между Новой и Старой Мацестой; туристическая дорога на Б. Охун (660 м над уровнем моря – общее протяжение 11 км). Реконструируются и покрываются асфальтом улицы города. Сооружены новые мосты через реки Сочи и Верещагинку, строится Мацестинский виадук – длиной в 430 м. Вдоль морского берега на всём протяжении от Мацесты до Бзугу проложена пешеходная прогулочная аллея. Построен водопровод (11000 куб.м воды в сутки), заканчиваются обширные канализационные работы. Курорт залит светом, благодаря увеличению мощности электростанции в 5,5 раз. На реке Сочи строится гидростанция мощностью в 10000 квт.

Большие гидротехнические работы, увеличившийся дебит мацестинских вод, реконструкция существующих и строительство новых ванных зданий, дегазационных коллекторов и др. и, наконец, строительство больших санаториев (НКТП, Ленинградской лечкомиссии, Наркомлегпрома, «Правды» и др.) и общественных и административных сооружений (Дом Уполномоченного ЦИК СССР, театр, гостиница и др.) — вот далеко не исчерпывающий перечень работ, выполненных за два с половиной года.

Все эти работы подчинены единой задаче создания гармонического по своей архитектуре курорта.

17 июня 1936 года президиум Центрального Исполнительного комитета Союза ССР утвердил проект планировки курортного района в границах от реки Мамайки до реки Кудепсты, общим протяжением в 40 км, площадью в 15000 га, включающую курорты Сочи, Мацеста и . Каковы же основные черты утверждённого проекта? На основе тщательного изучения геофизической среды и целебных факторов проведено чёткое медицинское зонирование территории с зонами: ведущей – бальнео-климатической в границах от Хосты до Бочарова ручья (ёмкостью 15250 коек), климато-талассо-терапевтической (5300 коек) и климато-профилактической (4450 коек). Всего курорт рассчитан на 25000 коек, а дебитом минеральных источников в 20000 гектолитров в сутки. Полное использование этой мощности курорта потребует строительства ещё около 100 санаториев на 150 кроватей каждый.

При организации населения курорта была взята установка на выделение специальных территорий для расселения основной массы обслуживающего персонала и строительных рабочих. В этих целях в непосредственной близости от курортных массивов создаются благоустроенные посёлки, удобно связанные с местами общего пользования для курортников и местного населения и морским пляжем.

Проектом планировки, помимо развития городов Сочи и Хоста, предусматривается организация 7 населённых пунктов. В целом перепланировке подлежит площадь в 850 га, с общей проектной численностью населения – 100 000 человек, что потребует строительства 420000 кв. м жилой площади и целой сети общественных и социально-культурных учреждений.

Тип курортного учреждения и организация санаторной усадьбы полностью отвечают новым, более гибким формам лечения и отдыха. Помимо санаториев и домов отдыха (круглогодовых и сезонных, в зависимости от климатического зонирования территории) намечены к строительству курортные гостиницы типа отель-санаториев, в которых проживающие будут пользоваться централизованными лечебно-диагностическими услугами, но освобождены от строгого режима клинических условий лечения. Помимо строительства домов отдыха, туристских баз, туристических гостиниц, намечается ещё строительство курортных коттеджей, для отдыхающих и лечащихся, приезжающих на более длительный срок с семьями.

Разнообразие принятых типов курортных учреждений прежде всего диктует необходимость разукрупнения санаторных комплексов (не больше 150 человек в 2-3 корпусах, при норме в 250 кв. м. территории на человека).

Это обстоятельство, равно как и вынос с территории санаторной усадьбы целого ряда элементов культурного и медицинского обслуживания, подсказывает новые приёмы архитектурно-пространственной организации санаторного учреждения. Вместо «цеха» или «фабрики здоровья» с архитектурным образом большой больницы возникнет садово-парковая архитектура лёгких павильонов в гармоническом сочетании с окружающей природой. Вместе с тем возникнут курортные центры с ансамблями театров, курзалов, медицинских учреждений и т.д.

Сельскохозяйственная, промышленная и другие территории значительно расширяются в связи с необходимостью снабжения курорта продуктами питания. В частности в 2 раза расширяется площадь под плодово-ягодные насаждения.

В самых широких размерах внедряются субтропические культуры. Объединяется и реконструируется лесное хозяйство с выделением из него лесозащитной зоны в 52000 га и лесо-плодового хозяйства.

При разработке системы парковых и туристских дорог, лесопарков и парков планировщики прежде всего ставили перед собой задачу раскрытия всего богатства и своеобразия окружающей природы.

Кавказский хребет, море, горные озёра и живописные долины рек связываются с курортом кратчайшими маршрутами. Тем самым как бы расширяются границы курорта, и он обогащается рядом новых панорам, неожиданных перспектив и живописнейших ландшафтов.

Ключом к единой архитектурно-пространственной организации такой большой и разнообразной по своему рельефу территории послужила геоморфология района. Она подсказала в самых общих чертах не только размещение основных элементов строительства, но также и их архитектурных учреждений на склонах холмов и гор, курортных центров – на низких приморских территориях; устройство нагорных и приморских бульваров и т.д.

Первым реконструктивным мероприятием на курорте было создание парковой дороги-проспекта, связывающего кратчайшим путём разбросанные по побережью санатории с ванным зданием в Мацесте. Эта дорога превращена в основную композиционную ось всех прилегающих к ней архитектурных ансамблей курорта. Спрямление , потребовавшее огромных усилий, значительно способствовало созданию современного, чёткого по формам, курортного паркового проспекта. Дорога ожила, когда были сняты окаймлявшие её заборы и ограды и открылась пышная субтропическая зелень приусадебных участков.

На ответственных участках дороги возникли архитектурно-композиционные узлы. В головной части дороги у дома отдыха «Кавказская Ривьера» новая её ось совпала с трассой Ремесленной улицы. Здесь для развязки двух направлений – к «Ривьере» и на Туапсе – потребовалось сооружение нового моста и площади. Однопролётный мост из белого известняка, вызывающий в памяти итальянские образы, построен по проекту акад. Жолтовского.

Круглая площадь у начала автодороги, связавшая парк «Ривьеры» с Хлудовским парком, обработана цветниками.

Остаётся ещё решить задачу объединения в один ансамбль новых корпусов «Ривьеры», выдержанных в конструктивистских формах, с «модерном» её старых корпусов, с мостом, строящимся портом и морским вокзалом. Стрелка в месте впадения реки Сочи в море обезображена низким, приземистым корпусом столовой, чем подчёркивается разнобой архитектурной обработки этой территории как со стороны моря, так и с нового моста.

Легче было архитектурно упорядочить отрезок автодороги по трассе Ремесленной ул. в нижней части города. Особенно украшает этот участок прекрасная платановая аллея. В этом районе, на территории строящегося порта, возникает бульвар, в зелени которого укроются здания электростанции, перекачечной станции и др.

Участок автодороги на так называемом Пролетарском подъёме, находящемся на рубеже между низкой и высокой частями города, оформлен двумя высокими подпорными стенами с баллюстрадами, скульптурой и колоннами, увенчанными литыми бронзовыми фонарями. Оформляли этот участок арх. Соколова и Парусников.

Пролетарский подъем

Не всё здесь равноценно. Общее радостное впечатление, охватывающее зрителя при первом взгляде, снижается рядом грубых деталей – установкой декоративных шаров на наклонной плоскости баллюстрады, неудачными сочетаниями металлической решётки с балясинами плохих пропорций и т.д.

Часть автострады от Пролетарского подъёма к мосту через реку Верещагинку представляет собой образцовую во всех отношениях парковую дорогу. Яркие канны, горящие как факелы на фоне сплошной зелёной стены, запоминаются надолго. Здесь же расположено здание Управления Уполномоченного ЦИК СССР, а непосредственно у виадука заканчивается строительством здание театра.

Виадук через реку Верещагинку, являясь прекрасным инженерным сооружением, в своём архитектурном оформлении кажется несколько недоработанным по сравнению с чёткой и лаконической архитектурой моста через реку Сочи и третьего моста, сооружаемого через реку Мацесту.

Между Верещагинкой и рекой Гнилушкой – место будущего курортного центра: центрального пляжа, стадиона и др. Здесь проспект, соединяющий автостраду с морским пляжем, находится ещё в процессе строительства.

Отрезок автодороги между рекой Бзугу и Мацестой определится архитектурой прилегающих к ней входов, подъездов и опорных стен санаторных комплексов. Чрезвычайно показательным является здесь оформление двух расположенных рядом, подходов к санаториям со стороны дороги – санаторию РККА им. Ворошилова и санаторию НКТП. Введение цветов и немасштабной скульптуры дробит склон горы Бытхи, на котором расположен санаторий РККА, природная красота этого склона нарушается неудачно вписанными в него корпусами санатория.

Санаторий РККА

Грузная опорная стена санатория НКТП архитектуры позднего ренессанса резко отграничивает склон горы от автострады. А между тем, только наиболее естественная связь автодороги с санаториями и даёт возможность добиться ансамблевого единства на всём её протяжении.

Автодорога в Мацестинской долине увенчана тремя новыми сооружениями: мацестинским морским вокзалом – неплохо задуманным, но несколько недоработанным грациозным архитектурным сооружением, безвкусным железнодорожным вокзалом и, наконец, прекрасным скромным зданием перекачечной станции акад. Жолтовского, к сожалению, неудачно попавшей на ось новостроящегося моста через Мацесту. В архитектуре этого совершенно изумительного по деталям (карнизы, наличники) сооружения, вышиной всего в 7,5 м. замечательно использованы мотивы народной итальянской архитектуры, которая прекрасно гармонирует тонкостью своих членений и пропорций с природой нашего побережья, так сильно напоминающего Италию.

Мацестинский морской вокзал (портопункт)
Мацестинский железнодорожный вокзал

В текущем году дорога доведена до Агуры. Отсюда начинаются серпантины туристской дороги на Б. Охун. На вершине последнего сооружена из белого известняка видовая высотой в 31,5 м, по проекту арх. Воробьёва. Рядом заканчивается строительство ресторана по проекту арх. Числиева. Башня, выдержанная в романских мотивах, не лишена романтичности. Фактура её поверхности, строительный материал, так же как и архитектурные формы, вызывают у зрителя колебание, не реставрированные ли это остатки гордого старинного замка. Несмотря на ряд недостатков (обработка потолков, угловых кронштейнов карниза, зубцов, венчающих башню), башня всё же хорошо вписана в своё природное окружение и производит благоприятное впечатление. С вершины горы к Орлиным скалам протянется канатная дорога швейцарского типа.

Смотровая башня

Параллельно с объединяющей курорт автодорогой вдоль моря тянется пешеходная прогулочная аллея, решённая более скромно.

Но местами украшенная открывающимися с неё замечательными видами. Увязка прогулочной тропы, автострады и пляжа, находящихся в разных уровнях – большая трудоёмкая работа, решить которую предстоит в ближайшем будущем. Прежде всего, придётся подумать о благоустройстве пляжей, которые действием оползней и разрушающей силой волны всё больше сокращаются. Реконструкция Сочи-Мацесты выдвинуло как практическую проблему вопрос о стиле в архитектурном образе курортных сооружений. Начало интенсивной реконструкции курорта совпало с отходом нашей архитектуры от догматического конструктивизма. Уполномоченный ЦИК СССР по Сочинскому району тов. Метелёв повёл борьбу со всяким упрощенчеством эпигонов конструктивизма, которые особенно много проектов дали для наших курортов. Благодаря привлечению акад. Жолтовского и его мастерской к работам по реконструкции курорта, особое развитие получили классические мотивы в новой его архитектуре. Уже первые опыты использования на практике образцов классического наследства расширили творческий кругозор архитекторов, обогатив их новыми средствами выразительности и подняв качество строительства. Однако, вместе с тем, обнаружились и различные подходы к этому классическому наследству. При первом сопоставлении коробочной архитектуры и обогащённых мотивов ренессанса выигрывали, конечно, последние. Но в новых сооружениях курорта, исполненных разными мастерами, всё ещё нет единства. Архитекторы обращаются и к классической архитектуре Греции, и к проторенессансу, и к позднему ренессансу, даже к барокко и эклектике XVIII и XIX вв. Во многих случаях такое внешнее использование классического наследия противоречило подлинному правдивому и глубокому раскрытию классических форм. А без такого раскрытия нельзя решить архитектурного образа сооружения, к которому окружающая природа предъявляет повышенные требования.

Дом Уполномоченного ЦИК СССР (акад. ), театр (арх. , , ), санаторий НКТП (арх. ) – эти три крупных сооружения демонстрируют, как важна не только творческая интерпретация, но глубоко осмысленный подход к архитектуре прошлого.

Архитектура Дома Уполномоченного ЦИК СССР акад. Жолтовского навеяна образами загородных вилл Палладио. С исключительной виртуозностью отчеканивая детали капителей, карнизов, окон и дверей, акад. И.В. Жолтовский, став на путь мотивов, наиболее созвучных природе Сочи, не приблизился, всё же, к решению образа общественно-административного сооружения на курорте. Отсюда у зрителя одновременно и любование мастерством и недоумение. К сожалению, некоторые детали архитектуры интерьеров не соответствуют внешней цельности здания. Это объясняется вмешательством другого архитектора, «доработавшего» проект И.В. Жолтовского.

Дом Управления уполномоченного ЦИК СССР

Санаторий НКТП спроектирован по каноническим правилам позднейших интерпретаторов ренессанса. Холодная роскошь этого псевдомонументального здания, подчинённого в своей композиции мёртвой схеме модуля, не служит к украшению курорта.

Проект театра свидетельствовал о серьёзных исканиях простых и чётких форм, отвечающих природе общественного сооружения. Здание окружено 92 колоннами. Театр на 1000 человек, сооружён в лёгких конструкциях из железобетона, в процессе строительства становится всё тяжелее.

Зимний театр

Здание как бы поставлено «на голову», развитие идёт не от тяжёлого к лёгкому, а от лёгкого к тяжёлому. Вместо прозрачного мрамора – штукатурка. Может быть удачная увязка здания с окружающей природой примирит его с современностью.

Названные три произведения, разные по качеству и архитектурному достоинству, но культурные и мастерски выполненные, являются лучшими из всего, что сделано в первые годы реконструкции курорта. К сожалению, архитектуру курорта определяли и авторы менее серьёзные. В их сооружениях даёт себя знать приторно-сладкая бутафория (ряд магазинов в Сочи, мацестинский железнодорожный вокзал и др.)

Вместе с тем, наметился серьёзный сдвиг к более глубокому и синтетическому подходу к архитектурному образу и масштабу курортного сооружения. Перекачечная станция на Мацесте Жолтовского, проект санатория КСУ проф. Самойлова, проект санатория НК Легпрома арх. М. Гинзбурга – в этих вещах уже выявляется новый архитектурный образ курорта. Заметна тенденция к использованию созвучных нам жизнерадостных, исключительно человечных мотивов архитектуры Остии и Помпеи. Заметна тяга к использованию естественных материалов, которыми так богат район (татарской черепицы), и к использованию мотивов народного творчества. За хорошими примерами этого творчества ходить недалеко: застройка Жоэкварской площади в Гаграх, Академическая галлереи в Пятигорске и архитектура жилья крымских татар и абхазцев, с большим чутьём вписывающих свои маленькие сооружения в окружающий ландшафт – всё это представляет богатейший и достойный изучения материал.

Санаторий НК Легпрома «Текстильщик»

Нельзя не отметить малых форм курорта, киосков, автобусных остановок, фонарей, фонтанов и пр. Можно без преувеличения сказать, что в большинстве по добротности и тщательности отделки являются лучшими в Союзе: особенно выделяются автобусные остановки, решённые в очень простых конструктивных формах и освещённые неоновыми трубками, прекрасно гармонирующими с автодорогой. Очень парадны бронзовые фонари с вышингтонами на чересчур, правда, тонких тосканских колоннах.

Во всех этих мелочах чувствуется заботливая рука и бережное отношение к каждой детали курорта, который является уже теперь образцовым курортом Союза.

Таковы итоги начальной истории реконструкции курорта. В текущем году начинается строительство целого ряда новых объектов: нового кинотеатра, курортной гостиницы, ванного здания, порта, универмага, дома связи и нескольких новых санаториев.

То огромное внимание, которое строительству Сочи уделяют партия и правительство и лично тов. Сталин, вдохновляет всех участников этой работы, доставляет им уверенность в борьбе за подлинную архитектуру и за большевистскую реконструкцию курортов.

«Архитектура Сочи»

источник: sochived.info

Курорт Сочи-Мацеста. «Архитектура СССР» №11 1936 г.
5 3 чел.

3 КОММЕНТАРИИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.