Домой История Публикации Венчагов: Записки декоратора. Часть 5

Венчагов: Записки декоратора. Часть 5

701
0

С.И. Венчагов,
лауреат Государственной премии РСФСР
журнал «Цветоводство» №5 1988

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4

ВНУТРЕННИЕ ДВОРИКИ

Название этих садиков звучит скромно, однако история их уходит в глубокую древность. Александр Македонский, завоевав многие государства, вернулся на родину не только с несметными богатствами. но и со множеством впечатлений о традициях и обычаях других народов. Среди прекрасных садов восточных владык ему особенно понравились те, что были расположены внутри дворцов. Так в жилых и общественных зданиях Греции появился перистиль — прямоугольный покрытый плитами внутренний двор, окружённый колоннадой. Растения здесь высаживали в «карманах» среди мощения, выставляли в горшках и кадках. У римлян, перенявших эллинскую культуру, такой садик назывался атрий (атриум). Его устраивали с гораздо большей роскошью: скульптурами, фонтанами. широким ассортиментом растений.

До наших дней сохранились и посещаются тысячами туристов знаменитые внутренние сады Альгамбры в Испании, существующие со времён средневекового владычества мавров. Мраморные плиты, зеркала бассейнов, журчащие фонтаны, колоннады, арки, перголы. скульптуры, топиарная стрижка поражают совершенством пропорций, удивительной гармонией. Но внутренние дворики не утратили своего значения и сегодня, особенно на юге. В испаноязычных странах Средиземноморья, Латинской Америки их называют патио. Это неизменная принадлежность коттеджа, виллы. усадьбы.

У нас в Средней Азии традиционное жилище обязательно имеет такой закрытый садик с водоёмом (хаус), который используется днём и ночью.

Во многих современных зданиях как на юге, так и на севере предусматриваются подобные пространства. Это могут быть и «световые дворики» с прозрачной кровлей, цель которых — обеспечивать освещённость окружающих помещений и служить местом отдыха живущих или работающих здесь людей.

Впервые я познакомился с южным вариантом внутреннего сада в санатории, где начинал работать. Там был «римский дворик» — окружённая колоннадой площадка в двух уровнях, покрытая плитами дикого камня. В центре — небольшой бассейн со скульптурой сидящего мальчика, у ног которого била струя фонтана. Растений совсем мало: ива вавилонская, нависающая над водой, и куст камелии. Конечно, в подобных случаях у озеленителя дел немного.

К счастью, моя дальнейшая работа с такими объектами была более интересной и творческой. Строители сдавали их совершенно пустыми, а проекты, если они имелись, были практически неисполнимы (по посадочному материалу, малым формам и пр.). Мы же применяли свои, не раз проверенные принципы: исходить из конкретных обстоятельств и особенностей площадки, её функционального назначения, «арсенала», имеющегося в нашем распоряжении. Отсюда вытекали организация’ территории, подбор и размещение ‘растений, мебели; керамики, скульптуры. Подробнее рассмотрим эту работу на конкретных примерах.

Дворик-фойе при зале органной музыки. В 1978 г. здание занимала детская музыкальная школа. Архитектор предусмотрел небольшой (около 400 м) участок под открытым небом для выступления учащихся. Однако он не использовался, и нам предложили преобразовать его в декоративный.

С одной стороны дворик примыкал к сплошной стеклянной стене и был виден, как на ладони, из фойе школьного концертного зала. Две другие стены — высокие, глухие, некрасивые. Нашей первой задачей стало замкнуть участок с четвертой стороны. Установили высокую металлическую ограду, по которой пустили красивоцветущие лианы (глицинию, клематис), а главное — предотвратили вторжение незванных гостей.

Глухие стены задекорировали самоприсасывающимся виноградовником Вича.

Затем на месте бетонированной площадки со скамьями, к тому времени уже сгнившими и поломанными, создали второй уровень земли, подперев его невысокой (0,6 м) стенкой из аспидного сланца с выходами глыб ракушечника. Получился примыкающий к ограде и хорошо просматриваемый из здания подиум для посадки растений. Конечно, оформление здесь должно быть необычным. Поскольку случаи хищения и вандализма мы уже исключили, решили высадить коллекцию экзотов.

Такие участки ограниченного пользования, где есть условия для ювелирной отделки каждого метра, позволяют декоратору сделать что-то особое, невозможное на городских улицах и даже в парках. В данном случае роль «изюминки» сыграли приподнятые (0,5—1,2 м) на металлических штырях композиции из суккулентов на ракушечнике.

Техника изготовления проста. Основание опоры вкапывают с землю и бетонируют (в плотный грунт просто забивают). Сверху надевают кусок ракушечника с заранее выдолбленными отверстиями для штыря и растений. Их удобнее сажать, когда камень уже закреплён на, подставке. Размер композиций должен быть таким, чтобы опора не сгибалась.

Суккуленты мы разделили на две группы: зимующие в местных условиях (юкки, бешорнерии, агавы, некоторые седумы и опунции) и незимующие (кактусы, алоэ, сансевьеры, дазилирионы), которые приходится убирать до весны. Подобные сменные участки можно устраивать и в северных районах, но, конечно, с большими затратами труда.

Теперь в здании, где была школа, находится концертный зал органной музыки. С прежних времён во дворике осталась ‘небольшая приподнятая площадка (для выступления солистов). Мы положили на неё несколько крупных камней необычной формы. На одном из них — скульптура сидящего юного музыканта. Она удачно вписалась в общую композицию зелёного фойе, куда в антракте выходят слушатели.

С. И. ВЕНЧАГОВ

Материал любезно предоставил Д.И. Кривошапка.

Коряга на фоне сланца, декорированная нефролеписом, кипарисовиком, пестролистными формами гебы, плюща.
Подпорная стенка сверху обрамлена виноградовником Вича, снизу — смешанным цветочно-кустарниковым бордюром.

«Архитектура Сочи»

Если Вам важно и нужно то, о чём мы пишем, поддержите нас: Благодарим!

5/5 - (5 голосов)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.