Домой История Ударная стройка 1930-х: что сделано

Ударная стройка 1930-х: что сделано

8757
5

Сочинское побережье постоянно приковывает внимание правителей нашего государства. Так было с самого начала русского освоения этих земель, начиная с Николая I, лично отдавшего приказ о строительстве укреплений Черноморской береговой линии во время его визита на Кавказ в 1837 году. Согласно этому приказу и были основаны форты Св. Духа, Александрия, Головинский и Лазарев. Однако дальнейшее дореволюционное развитие Сочи после окончания Кавказских войн основывалось более на частной инициативе.

Сложно сказать, как бы сложилась история Сочи, если бы однажды А.И. Микоян, не уговорил И.В. Сталина, у которого болела рука, полечиться на Мацесте.

« на Сталина повлияла очень хорошо. К концу курса лечения он получил большое облегчение. Боль в руке почти прошла. Он был очень доволен. Но врачи сказали, что одного курса лечения мало, и он стал ездить на Мацесту каждый год». (А.И. Микоян «Так было»).

В 1926 г. правительство приняло постановление об образовании Сочи-Мацестинского курорта общегосударственного значения. В нем отмечалось: «В целях достижения наилучшей постановки дела курортного лечения и предоставления такового возможно большему числу трудящихся образовано для эксплуатации на началах хозяйственного расчета объединение курортов общегосударственного значения в Сочинском районе под наименованием «Сочи-Мацестинский курорт». С середины 20-х годов в Сочи проводятся крупномасштабные комплексные исследования с целью изучения климатических и геоморфологических условий, возможностей гидроминеральной базы, определения контуров курортных, природоохранных, санитарных, лесопарковых и хозяйственных зон, формирования концепции перспектив развития города и курорта. В результате исследований стала очевидной перспектива строительства в Сочи крупнейшего курорта страны. Большую роль в создании теоретического и практического фундамента для научной организации курортного дела в Сочи сыграла созданная здесь в 1931 г. клиника им. Сталина Пятигорского бальнеологического института, преобразованная в 1936 г. в Государственный клинический научно-исследовательский институт им. Сталина на курорте Сочи-Мацеста (впоследствии Научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии).

В 1933 г. завершилась разработка генерального плана реконструкции Сочи-Мацестинского курорта, который предполагал в течение 25 лет строительство не только объектов курортного назначения, но и обширной инфраструктуры. На реализацию этого проекта выделялись средства в размере 1 млрд. 400 млн. рублей. В октябре 1933 г. для руководства реконструкцией курорта создается специальное управление, которое возглавляет уполномоченный Центрального исполнительного комитета СССР в Сочинском районе по курортным вопросам А.Д. Метелёв.

Сейчас, в преддверии грандиозного олимпийского строительства, которое, как обещают, будет сводиться не только к возведению олимпийских объектов, но и затронет инфраструктуру города, полезно оглянуться на то, что было сделано тогда в 1930-е, за такие же 7 лет.

По специальному постановлению СНК СССР от 8 января 1934 года строительство курорта Сочи было включено в число ударных строек.

Наибольший объем работ и соответственно затрат приходился в первые годы на гигантское дорожное строительство. Основу его составляла прокладка новой автомагистрали Сочи — Мацеста — Хоста. Кроме того, были построены шоссе от Новой Мацесты до Старой, шоссе Агура—Ахун и «Пешеходная тропа» протяжением 5 км, идущая по приморским склонам берега. На магистрали построены гигантские мосты, такие, как виадук через долину р. Мацеста длиной в 411 м, (1936—1938 гг., архитекторы Н.А. , В.Г. Гельфрейх, А.П. Великанов, А.Ф. Хряков), виадук через Верещагинскую балку длиной в 216 м (1935 г., архитекторы Н.Б. , Ю.С. Львов), новый мост через реку Сочи (1936 г., архитектор И.В. Жолтовский) и около двух десятков менее значительных мостов.
Ривьерский мост через реку Сочи

К транспортным работам должно быть отнесено и создание водного сообщения. Построены морские пристани в Хосте, Мацесте и Сочи. Сочинская пристань вошла в состав морского порта, начатого строительством тогда же. На пристанях были выстроены вокзалы капитального типа. Построены специальные катера для сочинского пароходства, дополненные в дальнейшем особыми глиссерами, быстроходными морскими такси.
Мацестинский портопункт

В 1934г. строится новое здание железнодорожного вокзала на станции Сочи (был снесен перед строительством ныне существующего вокзального комплекса в 1950г).
Жд вокзал

Основой благоустройства района явилось улучшение его санитарного состояния. Выстроен новый водопровод, состоящий из нескольких водозаборных сооружений, насосных и подкачивающих станций, трубопроводов и другого оборудования. Заново создана канализация, включающая очистные сооружения, насосные станции, уличную сеть и коллекторы.

Важным санитарным мероприятием явился комплекс работ по «дегазации» долины реки Мацесты, т. е. по освобождению воздуха в долине от излишнего сероводорода. С этой целью было произведено каптирование пещер, перекаптирование буровых скважин и источников, устроены герметически закрытые резервуары и баки, реконструирован серопровод, установлены механические смесители, построен специальный павильон капитального типа над смесителями, сооружены коллекторы для отвода отработанных сероводородно-хлористых вод из Старой и Новой Мацесты в море и т. д.

Произведены работы по регулированию реки Сочи, освободившие ее от скопления застойной воды, опасной в малярийном отношении. Берега реки частично одеты в бетонные набережные с капитальной металлической оградой. Отрегулировано устье реки Мацесты, в результате чего значительная площадь поймы высвобождена для культурного освоения.

Вместо существовавшей ранее маленькой электростанции построены мощные дизельные электростанции в Сочи, Мацесте и Хосте.

Произведены первоочередные мероприятия по озеленению курорта. Разбиты новые скверы, сады, устроены парки. Основные работы по зеленому строительству связаны с озеленением автомагистрали. Большие ее участки, особенно проложенные заново, превращены в аллеи из эвкалиптов, пальм, вечнозеленых кустарников и т. д. Заложены питомники и плантации посадочного материала, выстроены оранжерея, парники; ежегодно высаживается много цветов.

Градостроительное значение одних только перечисленных мероприятий чрезвычайно велико. Они в корне видоизменили облик курорта. Наряду с ними проводилось огромное строительство капитальных зданий, освоение новых участков под санатории и другие объекты. Значительно реконструированы старые санатории, построены объекты общегородского и общекурортного значения: громадное ванное здание в Старой Мацесте (1940г., архитектор А.П. Голубев),
Ванное здание в Старой Мацесте

капитальный Зимний театр (1935—1937гг., архитектор К.Н. Чернопятов)
Зимний театр

и Летний театр (1937г. архитектор В.С. Кролевец),
Летний театр

дом Управления уполномоченного ЦИК СССР (ныне Художественный музей, 1936г., архитектор И.В. Жолтовский),
Дом Уполномоченного ЦИК

гостиница «Приморская» (1936г., архитекторы В.Н. , Я. А. ),
Гостиница «Приморская»

смотровая на горe Ахун (1935—1936гг., архитектор С.И. ),
Смотровая башня на г. Ахун

рестораны, магазины; значительно расширено ванное здание в Новой Мацесте. Кроме того, в городе построены крупные, оснащенные в соответствии с современным уровнем техники хлебозавод, мясокомбинат, молочный комбинат, консервный завод и другие предприятия.

Что касается строительства санаториев, то достаточно указать, что в период реконструкции побережье обогатилось такими развитыми комплексами, как санатории Наркомтяжпрома (ныне им. С. Орджоникидзе, 1934—1937гг., архитектор И.С. ),

«Горный воздух» (бывший корпус № 8 санатория «Заря», 1928-1929г., архитекторы братья А.А. и Л.А. Веснины),

санатории ВЦСПС «Красная Москва» (архитектор Б.В. )

и «Текстильщик» (ныне «Радуга», 1936г. архитектор М.И. Гинцбург),

санаторий работников торговли (с 1956г. санаторий «Волна», 1937-1964гг., архитектор А. ),

санаторий «Правда» (1936г. архитектор П.П. Еськов),

санаторий «Х лет Октября» (1936-1937гг., архитектор А.И. Иванов),

санаторий Наркомата водного транспорта ( с 1947г. — «Новая Ривьера», с 1956г. – «Лазурный берег», позже вошел в состав сан. «Кавказская Ривьера» архитектор Б.В. Ефимович, разрушен в 2003 г.),

санаторий Ленгорздрава (позже им. Кирова, ныне «Красмашевский», 1936г. архитектор Д.П. Бурышкин),

санаторий «Наркомзема» (с 1955г. – «Золотой колос», 1933-1935гг., архитектор П.П. Еськов),

санаторий №7 (ныне НИИ Курортологии и физиотерапии, 1928-1929гг., архитектор А.В. Щусев)

Каждая из этих здравниц могла бы составить славу любого курортного города. В период реконструкции закончено строительство одной из самых больших здравниц Советской армии — санатория имени Ворошилова, конкурс на проект был объявлен в 1929 году (Центральный военный санаторий, 1930—1934 гг., архитектор М.И. Мержанов);

реконструирован и расширен санаторий имени Фрунзе и другие; большие территории осваиваются в районах Хосты и (по направлению к Уч-Дере).

За семь лет с начала реконструкции было освоено более 40% от всей суммы, выделенной на реализацию генерального плана, что позволило завершить основные работы по преобразованию курорта. В итоге к 1940 г. единовременная емкость более 60 санаторно-курортных учреждений составила около 9 тыс. мест; за год на лечении и отдыхе в Сочи побывало более 100 тыс. человек. На Мацесте ежегодно отпускалось до 1 млн. процедур.

Увидеть Имперский Сочи

«Архитектура Сочи»

источники: Н.Б.Соколов, «Сочи — Мацеста», М., 1950 г.; «Сочи: страницы прошлого и настоящего», С., 2003 г.
[tp_in_our_city_fly_shortcodes destination=AER title=»» limit=100 paginate=true stops=0 one_way=false ]

5 КОММЕНТАРИИ

  1. Очень полезная статья. Необходимая для всех, кто интересуется историей Сочи.

  2. Есть фото сочинского санатория 1936-1937 гг., стиль конструктивизм. В инете не нахожу. Куда отправить фото для определения?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.