Домой Блог

В Сочи появятся новые ООПТ местного значения

Информацию об этом опубликовала на своей странице в социальной сети руководитель секции экологии и рационального природопользования Сочинского отделения Русского географического общества Юлия Набережная.

Для Сочи будет спроектирована система новой городской мобильности

В конце прошлого года администрация Сочи обратилась к горожанам с просьбой поддержать заявку в конкурсном отборе в рамках программы «Моя дорога».  Вчера, 20 января 2021 года, пресс-служба Агентства стратегических инициатив (АСИ) огласила список 11 городов-финалистов, для которых будет запроектирована система новой городской мобильности, передаёт ТАСС.

ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОШЛОЕ: Посад Даховский или докурортный Сочи (1874-1898)

0

16 января 2021 года в Доме архитектора состоялось первое мероприятие Городской гостиной. Это был необычный по формату и уникальный по содержанию вечер встречи самых разных людей: архитекторы, искусствоведы, историки, географы, врачи, преподаватели, экскурсоводы – вот далеко не полный профессиональный срез тех, кому посчастливилось оказаться в числе приглашённых в увлекательное путешествие в историческое прошлое города Сочи. Уже по первым отзывам в адрес организаторов, в первую очередь идейного вдохновителя Натальи Захаровой, очевидно, что событие стало удачным стартом проекта.

Из истории сочинского «Дендрария»

На сайте Сочинского Национального Парка стартовала серия публикаций об истории «Дендрария» авторов Солтани Г. А. и Пиньковский М. Д. 

Градсовет 12 января 2021: Как справиться с пробками в городе?

На последнем в прошлом году заседании Градостроительного совета главой города была поставлена задача рассмотреть возможности решения транспортных проблем на дорогах Сочи. Особенно на въезде/выезде из Адлера. Подходить к решению подобных задач нужно комплексно, ведь интенсивность транспортных потоков не снизится без глобальных решений.

Часть стены крепости Годлик разрушена строительными работами

Историк Михаил Кудин в своём аккаунте соцсети «Вконтакте» сообщает о разрушении стены цитадели рабочими для устройства подъездной дороги.

Бродячий лекторий

Наталья Васильевна Милова. Женщина-архитектор, обладатель дипломов от СА СССР, автор лучших проектов школ города Сочи, которые намного опередили своё время и до сих пор могут служить примером для современных построек.

Кроме этого работала над многими сочинскими объектами, такими как комплекс санатория «Авангард».

Ждём всех желающих во вторник, 12 января, в 18:30 в Доме Архитектора на Воровского, 58!

*ВЗНОС ПО СЕРДЦУ*FREE DONATIONS*

«Архитектура Сочи»

Если Вам важно и нужно то, о чём мы пишем, поддержите нас небольшим пожертвованием: Благодарим!

Торговая галерея на Навагинской улице в Сочи

Архитекторы: Е. Анцута, В. Кузнецов
Конструкторы: А. Дон, Е. Мандель
Художник: З. Церетели
Начало проектирования: 1963
Окончание строительства: 1998

В 1960 году мастерской имени академика В. А. Веснина наряду с другими проектными организациями Госстрой РСФСР заказал эскизный проект планировки центра города Сочи. Главный архитектор мастерской Сергей Евгеньевич Вахтангов привлёк к этой работе Елену Анцута и Вячеслава Кузнецова. Сергей Евгеньевич ознакомил архитекторов с заданием, дал свои рекомендации и, сделав на подосновной элегантный жест рукой как бы в направлении от железнодорожного вокзала к морю, сказал, что главную улицу нужно решить «на одном дыхании». Этим «дыханием» в будущем стала знаменитая Торговая галерея. После рассмотрения эскизных решений предстояла разработка проекта детальной планировки, для чего объединили участников всех представленных эскизных проектов. С безусловного одобрения объединённой группы архитекторов решение главной улицы, предложенное мастерской имени академика В. А. Веснина, вошло и в план детальной планировки.

Памяти Нафисет Зачериевны Кушу

4 января 2021 года ушла из жизни Нафисет Зачериевна Кушу – Председатель Адыгейской организации Союза архитекторов России, директор Северокавказского филиала государственного музея Востока.

Марины в Сочи: из мечты в реальность

0

2020 год стал знаковым в многолетней работе над созданием современной инфраструктуры яхтинга на Черноморском побережье. В Краснодарском крае сформирована рабочая группа по вопросам развития яхтинга и объектов инфраструктуры под руководством заместителя Губернатора Краснодарского края Руппеля А.А., в которую входят представители органов исполнительной власти, местного самоуправления и Законодательного Собрания Краснодарского края. От города Сочи в рабочую группу вошли компании ООО АБ «ГОР-ПРОЕКТ» и ООО «Центр развития рекреационных территорий «НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ», разработчики «Концепции развития инфраструктуры яхтинга и прибрежного морского пассажирского сообщения на Азово-Черноморском побережье Краснодарского края».

Градостроительный Совет 29 декабря: выстраивание работы

Уже сейчас приходит понимание необходимости наиболее полного освещения деятельности Градостроительного Совета при Главе города, который начал свою активную работу только в декабре этого года. Мы планируем рассказать и о тех проектах, которые уже были рассмотрены на заседаниях, и о выстраивании работы по проработке градостроительный идей преобразования города.

Это заседание как раз было посвящено обсуждению вариантов изменения транспортно-пешеходной схемы территории возле морского вокзала с целью создания более удобного пешеходного движения в рамках 15 километрового маршрута от Моремолла до Мацесты. Об этом будет отдельная статья со всеми вариантами. Но в начале заседания вернулись к обсуждению проекта застройки турбазы «Южная» по улице Володарского в Хосте.

Проект комплексного развития территории, разработанный компанией «Еврострой», вызвал бурные обсуждения на одном из заседаний Градсовета и мы планируем рассказать об этом более подробно. Территория безусловно имеет множество застарелых проблем и в таком виде, в каком она существует сейчас, мало кого устраивает. Однако её преобразование должно быть устойчивым не только на самом участке проектирования, но и во всей Хосте.

На заседании 29 декабря выступил представитель проектной организации и сообщил, что ими были проанализированы замечания экспертов Градсовета и выделено 57 вопросов, в том числе создание рабочей группы проекта, которая рассмотрит вопросы интеграции проекта в существующий микрорайон. Архитекторы, члены Градостроительного Совета, настаивали, что сначала нужно говорить о подготовке техзадания на корректировку проекта, так как есть сомнения в правильности представленного % озеленения и много других замечаний, а уже потом на его увязку со структурой микрорайона. К тому же следует определить рекреационную мощность территории турбазы «Южная», а она явно превышена.

Также на заседании говорили о комплекте документов и критериях оценки проектов. Члены нового состава Градостроительного Совета ставят своей целью привития застройщикам культуры наиболее раннего обсуждения проектов (желательно на уровне концепций) с тем, чтобы проектирование учитывало не только экономическую выгоду, но и эстетику города, его уникальные особенности, и интересы других групп населения, его уместность.  Одним из инструментов может быть документ АГР (архитектурно-градостроительных решений), который уже успешно применяется в Москве и Московской области. Главный архитектор Сочи  Антон Глушков совместно с архитекторами-членами Градостроительного Совета прорабатывают этот вопрос более подробно.

Встал вопрос контроля исполнения замечаний и рекомендаций градсовета. Возможно, стоит говорить о том, что голос члена Градостроительного совета может быть учтён только в случае выполнения его рекомендаций и замечаний. А может просто нужно откладывать итоговое голосование по проекту до представления ответов проектировщиком? 

Надеемся, что в ближайшем будущем работа Градостроительного совета станет более отлаженной и понятной как для застройщиков, так и для жителей нашего города. Мы же планируем освещать её деятельность наиболее подробно.

«Архитектура Сочи»

Если Вам важно и нужно то, о чём мы пишем, поддержите нас небольшим пожертвованием: Благодарим!

Новогоднее поздравление от Гринча.

Новая работа стрит-арт художника   Яна Кузьмина на ул. Труда в Сочи.

Не стало Виктора Николаевича Логвинова

Союз архитекторов России и всё профессиональное сообщество понесли невосполнимую утрату.

1 января 2021 года после долгой и продолжительной болезни скончался Виктор Николаевич Логвинов, первый вице-президент СА России, заслуженный архитектор РФ, член-корреспондент РААСН.

Популярные публикации 2020 года

Открывая второе десятилетие 21 века, оглянемся назад и вспомним публикации, вызвавшие наибольший читательский интерес в завершившемся году.

Градостроительный совет Сочи подвёл итоги года

Градостроительный совет по инициативе главы города возобновил работу в обновлённом составе чуть больше месяца назад. За это время члены совета провели четыре совещания, на которых всесторонне обсудили семь концепций.

Концепция развития инфраструктуры яхтинга и прибрежного морского пассажирского сообщения на Азово-Черноморском побережье Краснодарского края

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Яхтинг – мощная и динамично растущая индустрия по производству, эксплуатации и сервисному обслуживанию яхт.

Основными элементами, формирующими градостроительную ситуацию на рекреационно ориентированном побережье, являются объекты инфраструктуры яхтинга – марины и курортно-туристические комплексы.

Марина:

1. Гавань и база для прогулочных и спортивных судов. (Толковый морской словарь – Москва, Астрель, АСТ 2006, с. 371)

2. Марина (яхтенный порт) — защищённая от неблагоприятных погодных условий акватория с береговой территорией, оснащённая причалами для швартовки судов, а также основными зданиями, сооружениями и оборудованием, обеспечивающими как безопасную стоянку, хранение и обслуживание прогулочных и спортивных судов, так и сервисные услуги их экипажам. (предварительный национальный стандарт «Услуги населению. ЯХТЕННЫЕ ПОРТЫ. Минимальные требования. ПНСТ 153- 2016/ISO 13687:2014)

Марины – основа прибрежного каботажного пассажирского сообщения. Кроме того, они повышают градостроительную безопасность территорий и возможности пограничной службы.

Инфpастpуктуpа яхтинга – объекты, сооpужения и службы, обеспечивающие производство, эксплуатацию и обслуживание яхт. Главным структурным элементом инфраструктуры яхтинга являются марины.

Совpеменная яхта – мотоpное или паpусное, технически высокооснащённое и экологически чистое судно, пpедназначенное для отдыха, споpта и развлечений.

Крейсерская яхта – моторная или парусно-моторная яхта, имеющая каюты со спальными местами, санузел и др. оборудование, обеспечивающее возможность долговременного пребывания людей на борту, не требующая ежедневного спуска/подъёма на воду и обязательного хранения на суше.

Современная марина – не просто место для стоянки яхт. Это сложное инженерное сооружение, позволяющее обеспечить все возможности для развития водных видов спорта – парусного, водномоторного, воднолыжного и пр., морского туризма и вдольберегового пассажирского сообщения. Кроме того, марины становятся градообразующими объектами – катализаторами урбанизации, центрами развития (точками роста) всех видов туризма, местом проведения различных спортивных и культурных мероприятий.

Поэтому современная марина – это яркий пример объектов комплексного назначения, открытых для свободного посещения и привлекательных для людей самых разных интересов и предпочтений, т.е. общественное пространство в самом прямом смысле.

ИНДУСТРИЯ ЯХТИНГА – СТАТИСТИКА

Некоторые данные по странам, активно развивающим инфраструктуру яхтинга:

1. 40 лет назад Турция приняла государственную программу по развитию яхтинга. По этой программе за счёт госбюджета строились марины, которые потом передавались в частную собственность или оперативное управление. В 2020 г. оборот турецких марин составит около $2 млрд за сезон. Турецкие власти озвучили намерения увеличить к 2023 году ежегодные доходы от яхтенного туризма в Турции до $10 млрд.

2. Грецию ежегодно посещают 2,5 млн яхтенных туристов. Причём, ещё 20 лет назад развитие данного направления в Греции было на низком уровне, общий поток яхтсменов составлял лишь малую часть от нынешних показателей. Однако благодаря изменениям в политике государства в 2002 году был принят специальный пакет законов, стимулирующих развитие яхтинга и яхтенного бизнеса. Сейчас Греция является второй по популярности страной в Европе (после Хорватии) для путешествий на яхте.

Доход за 2018 год крупнейшего производителя яхт – компании DalianWandaGroup – составил $39,47 миллиардов.

Российский яхтинг

Россия занимает второе место в мире по покупке яхт после США (спрос в 2017 году увеличился на 37%). При этом их ремонт, хранение, стоянка, а также эксплуатация производятся преимущественно за пределами России. По данным пресс-службы губернатора Краснодарского края, россияне каждый год оставляют за границей около €200 млн за стоянку и обслуживание яхт. Эти деньги уходят в Турцию, Грецию, Испанию, Германию, Финляндию, Хорватию, Китай и другие страны.

Инвестиционный потенциал инфраструктуры яхтинга только на Черноморском побережье Краснодарского края составляет более 600 миллиардов рублей на 1-м этапе.

На сегодняшний день на всём Черноморском побережье России — единственном незамерзающем морском побережье страны – функционирует всего две марины 2-го поколения (в акватории существующих портов) – «Гранд-марина» в порту Сочи и «Имеретинская» в Адлерском районе г. Сочи.

Ни один российский город на Чёрном море не может претендовать на качество современного морского курорта, не имея на своём побережье современных объектов яхтинга.

Стоянки яхт в Балаклаве, «Анапа-марина» и «Озеро Змеиное» в Анапе, «Русское море» и «Алексино» в Новороссийске, «Торнадо» в п. Новомихайловском Туапсинского района и ФГУП «Югспорт» в Сочи назвать полноценными маринами по целому ряду факторов нельзя.

МНЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СТРАНЫ:

Президент Российской Федерации Владимир Путин

В рамках празднования пятой годовщины воссоединения Крыма и Севастополя с Россией… президент высказался за активное развитие яхтинга:

«Я уверен, если инфраструктура существует, то тогда появится и потребитель. Это касается и иностранных владельцев яхт… Сразу возникнет сектор бизнеса. Я поручу правительству и силовым структурам, которые заботятся о безопасности побережья, все проработать, а со своей стороны всячески вас поддержу» 20 Марта 2019 г.

Ранее было дано поручение Президента Пр-937, п.4 Исполнение к 15 июня 2017 года:
4. Минтрансу России, Минпромторгу России, высшим органам государственной власти Краснодарского края, Республики Крым и г. Севастополя совместно с заинтересованными организациями рассмотреть вопрос организации скоростных морских пассажирских перевозок в Азово-Черноморском бассейне, определив наиболее перспективные маршруты и эффективные суда для их осуществления, с учётом необходимости обеспечения безопасности и экономической эффективности таких перевозок.
Доклад – до 15 июня 2017 г.
Ответственные: Соколов М.Ю., Мантуров Д.В., Кондратьев В.И., Аксёнов С.В., Овсянников Д.В.

Премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев

Официальный сайт Правительства России сообщает, что премьер-министр поручил правительству заняться развитием яхтинга. Вопрос присутствует в списке решений по итогам совещания о развитии малого предпринимательства в Крыму от 15 июня 2015 г. в Ялте.

«Представить предложения по созданию благоприятных условий для развития яхтинга в прибрежных зонах РФ c учётом ранее данных поручений правительства России», — указывается в распоряжении.

Оно адресовано Минтрансу, Минкультуры, Минэкономразвития, МИД России, МЧС, ФСБ, ФТС и Ростуризму.

ОСНОВНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ ВОДНОГО ТУРИЗМА:

• КРУИЗНЫЙ ТУРИЗМ:
— морские круизы
— речные круизы

• ЯХТИНГ:
— крейсерский
— дневной

• ПАССАЖИРСКОЕ СООБЩЕНИЕ (МЕЖДУНАРОДНОЕ И КАБОТАЖНОЕ):
— паромное
— скоростное

• СПОРТИВНЫЙ ВОДНЫЙ ТУРИЗМ И АКТИВНЫЙ ОТДЫХ
— рафтинг
— сёрфинг
— дайвинг
— другие водные виды спорта


История развития вопроса

В 2005 году нами была разработана схема дислокации марин на Черноморском побережье Краснодарского края, которая была согласована всеми главами городов и районов на побережье, губернатором края и президентом Федерации парусного спорта России – представителем Президента РФ в Государственной Думе.

В рамках этой работы были подготовлены предложения по отдельным маринам в составе концепции, которые стали основными инвестиционными проектами Краснодарского края, и неоднократно выставлялись на различных форумах, где неизменно были в центре внимания.

В 2011 году был принят закон, по которому стало возможным создавать искусственные территории в российской береговой зоне морей и океанов. С учётом этого закона интерес к инвестиционным проектам марин и морских рекреационных комплексов резко возрос.

На основании этого закона, в период до 2014 года были представлены наши новые разработки, которые получили признание инвесторов и специалистов, но потом известные политические события остановили практически все инвестиции в реализацию этих проектов.

Тем не менее, в последнее время наметился новый рост интереса к проектам развития яхтинга и вдольберегового пассажирского судоходства. События 2020 года ещё более способствовали резкому всплеску интереса инвесторов к развитию Черноморского побережья России. И наши новые инвестиционные проекты, разработанные за последние 2÷3 года, привлекают внимание как органов власти всех уровней, так и инвесторов.

Реализация проектов марин и морских рекреационных комплексов, например, только по южной части побережья Сочи, может значительно изменить облик морского фасада города, сделав сам город ещё более красивым и привлекательным.

Предложенные в концепции решения позволят создавать на Черноморском побережье России комфортные и экономически эффективные условия развития береговой зоны. И тогда наш берег станет не менее популярным, чем признанные районы интенсивного яхтинга Франции, Греции и других стран.

В октябре 2020 года, по результатам рассмотрения концептуальных предложений по развитию яхтинга и каботажного пассажирского сообщения на побережье Краснодарского края, администрацией края создана рабочая группа по развитию яхтенного туризма в Краснодарском крае.

Только на побережье города-курорта Сочи инвестиционный потенциал пилотных проектов марин и морских рекреационных комплексов – 460 миллиардов рублей.

Предложения по развитию морского туризма, яхтинга, прибрежного пассажирского сообщения.

Развитие инфраструктуры яхтинга, морского туризма и прибрежного пассажирского судоходства имеет стратегически важное значение для обеспечения развития морской береговой зоны по направлениям:

  • инвестиционной привлекательности,
  • комплексного рекреационного и социального развития,
  • транспортной доступности и комфортности,
  • градостроительной безопасности,
  • экологической устойчивости.

Для обеспечения реализации представленной программы и привлечения инвестиций необходимо на первом этапе продвижения проекта предпринять ряд следующих мер и шагов:

1. В Краснодарском крае:
1.1. Утвердить на краевом уровне представленную ООО АБ «ГОР-ПРОЕКТ» концепцию размещения объектов яхтинга и прибрежного морского пассажирского сообщения на Азово-Черноморском побережье России.
1.2. Произвести резервирование территорий под объекты инфраструктуры яхтинга на основании утверждённой схемы размещения объектов яхтинга и прибрежного пассажирского сообщения на Азово-Черноморском побережье КК.
1.3. Обратиться в Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов с просьбой резервирования акваторий под размещение объектов яхтинга и прибрежного морского пассажирского сообщения на Азово-Черноморском побережье Краснодарского края.
1.4. Придать инвестиционным проектам по созданию объектов яхтинга и искусственных территорий статус масштабных (приоритетных) с предоставлением инвесторам этих проектов льгот и преференций.
1.5. Внести изменения в схему и другие документы территориального планирования, в документы стратегического планирования перспективные планы по развитию инфраструктурных проектов яхтенного туризма и морского пассажирского сообщения.
1.6. Поручить авторам программы совместно с департаментом инвестиций и департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края дальнейшую проработку проектных решений программы.
2. Обратиться в Правительство РФ с предложениями:
2.1. Утвердить на Федеральном уровне представленную администрацией Краснодарского края схему размещения объектов яхтинга и прибрежного морского пассажирского сообщения на Азово-Черноморском побережье России.
2.2. Включить в национальный проект по туризму раздел по развитию яхтинга и яхтенного туризма на основании предложений ООО АБ «ГОР-ПРОЕКТ» при поддержке администрации Краснодарского края.
2.3. Предоставить субъектам РФ полномочия по формированию инфраструктуры яхтинга в прибрежных зонах этих субъектов в Азовском и Чёрном морях.
2.4. Поручить Федеральному агентству водных ресурсов разрешить Кубанскому бассейновому водному управлению:
— производить резервирование акваторий под размещение объектов яхтинга на основании обоснований по размещению, согласованных администрацией Краснодарского края;
— считать приоритетными предоставление в пользование части акваторий водных объектов, находящихся в федеральной собственности, под создание объектов, перечисленных в подпунктах «в» — «д» пункта 2 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» по сравнению с другими случаями (назначением) водопользования по п. 2 Постановления N 844.

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
  • обеспечение градостроительной безопасности прибрежных территорий;
  • предупреждение бессистемной застройки прибрежной полосы;
  • создание района интенсивного яхтинга как элемента Средиземноморского морского туризма;
  • развитие периферийных районов побережья.
АРХИТЕКТУРА И БЛАГОУСТРОЙСТВО
  • изменение архитектурного облика береговой зоны внесением принципиально новых транспортно-рекреационных комплексов;
  • качественное изменение среды прибрежных территорий.
ТРАНСПОРТ – ОПТИМИЗАЦИЯ ЛОГИСТИКИ
  • снижение нагрузки на береговую транспортную сеть;
  • сокращение времени в пути и повышение комфортности вдольберегового пассажирского сообщения;
  • обеспечение удобства ТПУ введением в них морской составляющей.
ЭКОНОМИКА И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ
  • привлечение инвестиций на побережье;
  • стимулирование развития новых отраслей промышленности в регионе;
  • увеличение гостиничной ёмкости морской курортной зоны;
  • повышение привлекательности региона для туризма и климатолечения.
БЕРЕГОЗАЩИТА И РЕКРЕАЦИЯ
  • трансформация депрессивных территорий в курортную среду;
  • формирование новых общественных пространств – набережных и парков.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
  • создание новых рабочих мест в различных городских сферах — строительстве, бытовом обслуживании, общественном питании и др.;
  • полноценное задействование рекреационных ресурсов в климатолечении.
ЭКОЛОГИЯ
  • оздоровление территории побережья и приурезовой акватории;
  • позитивное влияние на литодинамику побережья и развитие биоценоза.

Без решения вышеперечисленных вопросов будет крайне затруднительным или невозможным реализация на побережье города-курорта Сочи масштабных и интересных проектов по созданию набережных на искусственных территориях.

В Сочи утверждены местные нормативы градостроительного проектирования

© provodniq.com

На последней в этом году сессии Городского Собрания Сочи утвержены местные нормативы градостроительного проектирования.

Взяв их за основу, проектировщик должен учитывать потребность в инженерной и транспортной инфраструктуре, наличии парковочных мест, социальных объектов из расчёта на  тысячу жителей – 192 места в школах и 180 мест – в детских садах. Отныне любой застройщик, желающий осуществить коммерческое жилищное строительство в городе, будет обязан соблюдать эти расчётные показатели.

Дольщики ЖК «Курортный» получили ключи от своих квартир

Участники долевого строительства долгостроя в Адлере получили жилье. Многие семьи ждали этого момента с 2014 года.

ЖК «Курортный» – один из самых проблемных объектов долевого строительства, застройщиком которого выступало ООО «ЖК «Курортный». Застройщик отклонился от выданного в 2014 году разрешения на строительство, поэтому оно было отозвано. Объект вошёл в стадию внешнего управления, его ждала процедура банкротства.

85 лет Верещагинскому виадуку

В этом году исполнилось 85 лет Верещагинскому виадуку, более известному как Светлановский мост. Движение в полном объёме запустили по мосту в декабре 1935 года.

Приём заявок на участие в программе Архитекторы.рф откроется 11 января

Обучение на третьем потоке офлайн-программе Архитекторы.рф пройдут 100 специалистов. К участию в конкурсном отборе приглашаются архитекторы, проектировщики, градостроители и госслужащие, ответственные за вопросы облика городов. В 2021 году, в связи с большим количеством желающих, участниками программы смогут стать специалисты до 45 лет включительно, специалисты с оконченным высшим профильным образованием и опытом работы отраслевым специалистом или госслужащим не менее одного года, а также государственные служащие без оконченного высшего профильного образования при условии текущей работы в государственной сфере продолжительностью не менее двух лет.