Домой Сочи-2014 После олимпиады Пойти по стопам Ванкувера

Пойти по стопам Ванкувера

2486
0

Николай ,
Эксперт «Юг» №22 (111), 07.06.2010

Организаторы сочинской Олимпиады ставят перед собой логичную цель улучшения городской среды, но многие конкретные решения представляются пока крайне спорными и вызывают критику со стороны архитектурной общественности.

На прошлом сочинском инвестиционном е, когда всем, кажется, стало окончательно ясно, что Олимпиада в Сочи состоится, многие иностранные гости, с которыми случилось пообщаться «Эксперту ЮГ», говорили об одном: вы должны думать не об Олимпиаде, а о Сочи; Олимпиада лишь повод, чтобы о Сочи узнал мир, а значит, надо представлять себе, что будет после неё. До исторической сессии МОК в Гондурасе, где Россия получила право на зимнюю Олимпиаду 2014 года, о Сочи за пределами России знали в лучшем случае знатоки географии или те, кто отдыхал на нашем побережье в советский период.

Последние два года рейтинг самых комфортных городов, составляемый журналом The Economist, возглавляет недавняя олимпийская столица — Ванкувер. Радикальные изменения произошли в Лондоне, где состоится летняя Олимпиада 2012 года: британская столица больше не делится на богатый Вест-Энд и бедный Ист-Энд — теперь скорее говорят о Северном Лондоне, где сосредоточены деловая активность, туризм и развлечения, и Южном Лондоне, который позиционируется как «жизненное пространство», где в любой день недели можно наслаждаться «ощущением субботнего утра». Грядущая Олимпиада стала катализатором регенерации старых кварталов Лондона и создания образа города XXI века. По оценке Global Market Institute, Лондон сейчас занимает второе место в мире по качеству жизни, а на первом стоит — столица летних игр 2000 года.

Поэтому стратегическая задача для развития Сочи формулируется так: благодаря Олимпиаде здесь должна сформироваться новая городская среда. Определённые шаги в этом направлении уже предприняты, и многие из тех, кто побывал в будущей олимпийской столице в последний год, замечают, что находиться в Сочи стало определённо приятнее. Олимпиада в Барселоне в своё время стала итогом первых лет развития Испании после десятилетий диктатуры Франко — идея «открытого города» была воплощением подъёма испанского общества, воодушевлённого демократизацией. Идея сделать Сочи флагманом российской модернизации, которая сегодня читается между строк заявлений российских властей, имеет ту же природу, поэтому то, что получится в Сочи «на выходе» к 2014 году, станет генеральной проверкой на успешность для стратегии, заявленной президентом Дмитрием Медведевым.

Вокруг генплана

В прошлом году у Сочи появился первый постсоветский генплан, разработанный по заказу «Олимпстроя» Российским институтом градостроительства и инвестиционного развития «»; по этому документу Сочи будет жить до 2032 года. Согласно новому генплану, стратегической задачей развития Сочи является формирование первого в России горноклиматического курорта мирового уровня, в связи с чем признаётся приоритетность природно-экологического подхода в решении планировочных задач. Формирование архитектурно-пространственной среды города будет происходить на основе «трёх каркасов»: историко-культурного, природного и урбанизированного. В перспективных планах администрации города оптимизация транной схемы с дальнейшим развитием общественных пространств и системы пешеходных зон, выведение ных потоков из исторического центра. Однако в то же время принципиальным для города направлением признаётся развитие объектов коммерческо-деловой сферы на базе строительства новых бизнес-центров и модернизации существующих офисных зданий с одновременным развитием необходимой инфраструктуры. Сразу возникает вопрос: можно ли в рамках крайне узкой, вытянутой территории, где горы подступают к самому морю, развивать одновременно и горноклиматический курорт, и деловой центр? Наверное, можно, но для этого нужно как минимум распрощаться с доброй российской традицией превращать статусные деловые мероприятия с участием первых лиц государства в ЧП для граждан с перекрытием улиц и неизменным взлётом цен на услуги — для Сочи эта проблема в последние годы более чем актуальна.

Официальные лица не без оснований считают, что генплан положит конец стихийной застройки центра Сочи последних лет и позволит, как в советские времена, вывести на первый план оздоровительную составляющую отдыха.

«Города французского Лазурного Берега — Ницца, Канны — по природно-климатическому потенциалу отстают от нашего, сочинского. Во всём Монте-Карло с его известной рулеткой нет ни одного курортного лечебного учреждения, — говорит и. о. начальника управления архитектуры и градостроительства Сочи Андрей Кузьмицкий. — Нам необходимо лишь профессионально задействовать весь огромный бальнеологический и питьевой потенциал города-курорта, сырьевую и материальную базу. Хаотичное, выборочное строительство в Сочи без генерального плана, без стратегических, серьёзных замыслов и взвешенных программ могло превратить Сочи в “бетонный город на продажу”. Принятие в 2009 году серьёзных градостроительных документов — Генерального плана города, Правил землепользования и застройки (ПЗЗ), Правил благоустройства остановило этот процесс».

По мнению сочинских архитекторов, радоваться рано.

«Генеральный план существует только в постановлении Городского собрания о его утверждении, строительство же ведётся по отдельным ведомственным проектам, зачастую не дожидаясь экспертизы, — говорит известный сочинский архитектор (архмастерская AR.KO) Ольга ская. — Многие объекты утверждаются без публичных слушаний. Мы постоянно обращаемся в мэрию с предложениями о комплексных решениях и с просьбой привлекать сочинцев к работе по заданиям на проектирование и к участию в нём».

По мнению Ованеса Задикяна, главы СРО НП «Архитекторы Черноморья» и главы сочинской организации Союза архитекторов России, основная идея генплана — «Всё для Олимпиады», и это является тормозом для развития города.

«Генеральный план разработан “Олимпстроем” в интересах обеспечения олимпийских строек, но проблемы архитектурного облика городов никакие Олимпиады не решают, да и не должны решать, — убеждён г-н Задикян. — Задача генерального плана не в организации застройки, а в сохранении воздуха города в смысле его пространственной свободы, в открытости и доступности всего побережья и парков. Проблемы пространственного развития, а в нашем случае это объединение города, можно и должно решать только в развитии транспорта вдоль побережья и вглубь долинных территорий. Но вместо яркой градостроительной идеи в генплане предлагается освобождение береговой полосы от жилья — это в лучшем случае популизм, в худшем — передел собственности».

Надежду на то, что хаотичное развитие Сочи удастся преодолеть, вселяет активность местного архитектурного сообщества. Вот совсем недавний пример. 31 мая 2010 года, сообщает портал Arch-Sochi.Ru, состоялись общественные слушания по вопросу трансформации вырубки зелёных насаждений при строительстве очередного торгового центра. Застройщик на слушания не явился, поэтому представительница городской администрации предложила слушания перенести. В ответ собравшаяся общественность потребовала отправить весь пакет документов на проверку в следственный комитет при городской прокуратуре и добилась отмены переноса слушаний, а также обнародования отчёта комиссии по заседанию. Всё это сопровождалось письменной и видеофиксацией происходившего. Не меньший ажиотаж вызвала и недавняя отмена «по техническим причинам» конкурса на замещение должности главного архитектора. Представители архитектурного сообщества тут же откликнулись открытым письмом в адрес спикера Госдумы, президента Союза архитекторов России, сочинского мэра и других влиятельных лиц.

Первые признаки того, что диалог архитекторов с властью налаживается, уже есть. В конце прошлой неделе на Красной Поляне прошёл международный архитектурный конгресс, где были представлены новые архитектурные образцы будущего олимпийского ансамбля и работы, которые готовят для Сочи архитекторы из Москвы, Петербурга и зарубежных стран, в том числе главный стадион на 44 тысячи мест и медиацентр с гостиницей на 600 мест. По мнению сочинских архитекторов, это достойные произведения. Несмотря на ряд не слишком удачных работ, считает местный архитектор Владимир , «в целом представленные предложения воспринимаются положительно, в них есть много интересных решений, и они должны быть настольной книгой для главного художника города и архитекторов-организаторов. Конгресс прошёл на высоком уровне, он внёс живую струю в архитектурную жизнь Сочи».

Народ против «Олимпстроя»

«Города, проводящие такие крупные события, как Олимпийские игры, могут использовать престиж этого события, чтобы делать то, что является невозможным для других, — утверждает английский теоретик урбанистики Чарльз Лэндри. — Благодаря специфическим обстоятельствам, в первую очередь жёсткому временному графику, открывается возможность прорваться сквозь политические препятствия местного сопротивления и волокиту. Становится возможным получить дополнительные финансовые ресурсы и запустить инновационные, экспериментальные механизмы, которые затем могут стать частью мейнстрима».

С ресурсами и волевыми решениями в олимпийском Сочи проблем, похоже, нет. В конце прошлого года замминистра регионального развития РФ Юрий Рейльян заявил, что по программе «Сочи — гостеприимный город» на развитие городской среды из федерального бюджета будет выделено 25 миллиардов рублей. В концепции этой программы, разработанной Институтом региональной политики, указано, что её целью является создание в Сочи необходимых условий для комфортного пребывания участников и гостей Олимпийских игр. Такое сужение перспективы вызывает логичное подозрение, что Олимпиада пройдёт, а дальше всё будет по-прежнему, хотя и в более благоустроенной среде.

Чрезвычайно спорным является предполагаемое концепцией выделение так называемой зоны международного гостеприимства, включающей в себя центр Сочи, аэропорт, Олимпийский парк и Красную Поляну. Получается, что город автоматически делится на две части: одна для туристов, другая, политкорректно названная «зоной сопряжённого развития», — для местных. Если в международной зоне предполагается комплексная масштабная реконструкция, то во втором случае речь идёт о капремонте только особо важных объектов, хотя именно те кварталы Сочи, которые строились за пределами туристического фасада, сегодня срочно нуждаются в регенерации. В той же Барселоне туристы останавливаются в любом районе города, причём многих не пугает даже местный «цветной» квартал Раваль, который преподносится как центр неформальной жизни города и серьёзно реконструирован. «Зонирование по уровням гостеприимства» вряд ли будет способствовать изменению отношения многих сочинцев к отдыхающим, которые зачастую воспринимаются как источник средств к существованию в тот период года, когда турпоток падает.

«Сочи как хозяин Олимпиады оказался пассивной стороной в процессе подготовки к приёму гостей, хозяйничают в городе специально созданные структуры, они и принимают решения о необходимых преобразованиях, — констатирует Ольга Козинская. — Олимпийское законодательство исключило необходимость советоваться с сочинцами по важнейшим для них вопросам градостроительных изменений. Появление в “Олимпстрое” фигуры главного архитектора Олега Харченко уже принесло определённые положительные результаты в качестве архитектурных решений олимпийских объектов, но для достижения архитектурно-ландшафтного единства в Сочи необходимо, чтобы в этом диалоге, кроме главных архитекторов, участвовали также и сочинские профессионалы, знающие и любящие свой город. А главное, чтобы результаты этого диалога стали понятны, доступны и интересны жителям Сочи».

Сегодня Сочи много говорит о «едином архитектурном облике» города; всем запомнилось недавнее высказывание мэра Анатолия Пахомова насчёт того, что все сочинские крыши должны быть красного цвета. Архитектурное сообщество относится к подобным начинаниям весьма скептически.

«Мне вообще не нравится формула “единый архитектурный облик” — за ней не остаётся места для творчества и поиска гармонии с природой, — говорит Ованес Задикян. — Любой и из районов Сочи мог бы развиваться по собственному сценарию, формируя собственную индивидуальность и архитектурный облик».

С этим стоит согласиться: сегодня мировые теоретики урбанистики увлечены идеей «креативного города», притягивающего человеческий капитал, а такой город по определению не может быть сведён к единому знаменателю. Между тем, многие районы Сочи, в первую очередь застроенные советскими многоэтажками, нуждаются в постепенной перестройке, и это открывает отличное поле для экспериментов. О «едином облике» можно говорить разве что в смысле соблюдения общих норм и правил строительства, а не в регламентировании конкретных элементов городской среды. Архитекторы правы, говоря, что редкий российский градоначальник обладает современными знаниями в сфере градостроительства — по мнению профессионального сообщества, для муниципальных глав при вступлении в должность это должно быть такой же обязательной вещью, как сдача экзамена на водительские права. Справедливости ради следует сказать, что в случае с крышами Анатолий Пахомов фактически признал, что поторопился, и в уточнённом виде позиция градоначальника звучит так: «При приведении города к единому архитектурному облику необходимо решить вопрос о том, чтобы крыши были примерно одного цвета, но не только красного».

«Мне очень нравится активная жизненная позиция Пахомова, его напор, его заинтересованность в скорейшем решении проблем, порождённых строительным бумом в Сочи, — говорит Ованес Задикян. — После рассмотрения возрождённым Градостроительным советом реально при­остановлены или откорректированы многие из совершенно неприемлемых программ. Однако недостаток опыта работы администрации в столь сложном, искусственно вытянутом и трудноуправляемом городе толкает мэрию к принятию упрощённых формулировок решения накопившихся проблем. К их числу я отношу совершенно заадминистрированную работу по разработке так называемых паспортов улиц, появление должностей районных архитекторов-организаторов, поспешное принятие Правил застройки и землепользования, которые уже портят жизнь добропорядочных граждан и могут вызвать тотальные обращения в суды».

«Архитектура Сочи»

источник: archi.ru

5/5 - (2 голоса)
Предыдущая статьяПрезидент ОАО «РЖД» Владимир Якунин посетил строящийся в Адлере вокзал
Следующая статьяОколо $500 млн инвестируют в строительство олимпийского университета

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.