Домой История Пешеходная зелёная зона на ул. Навагинская: два шага до мечты

Пешеходная зелёная зона на ул. Навагинская: два шага до мечты

2696
7

Чтобы начать разговор о сегодняшнем дне улицы Навагинской и Торговой галереи, как её неотъемлемой части, вспомним историю.

Образ улицы Навагинской в том виде, к которому мы все привыкли, начал формироваться в 1970-80-х гг. в большей степени благодаря проекту Торговой галереи, разработанному архитекторами «Мосгражданпроекта» под руководством Елены Брониславовны .

На генплане первого и второго блоков видно как реализация этого проекта кардинально изменила планировку и застройку центра города.

img-aso-5757

Разработка проекта началась ещё в 1960-е, когда на смену «сталинской» неоклассической пришла архитектура советского модернизма. Удивительно, но московский архитектор уловила дух южного города, соединив торговые здания перекрытой галереей, расположив застройку только с одной стороны. С другого же края пешеходного маршрута была создана зелёная зона, которая должна была соединить сквер перед универмагом и гостиницей «Чайка» с Платановой аллеей и далее со сквером перед Морвокзалом.

Предусматривалось озеленение и на крыше галереи.

Согласно первому проекту вдоль Торговой галереи была запроектирована автомобильная дорога, но уже в конце 1970-х появилась в первый раз идея сделать улицу Навагинскую полностью пешеходной.

Вот как описал эту идею в своих воспоминаниях Вячеслав Сергеевич , который занимал в то время пост главного архитектора города:

«Я поведал высокому гостю основную идею создания главной пешеходной улицы центра города-курорта: это соединение двух основных площадей — перед железнодорожным вокзалом и морским портом — широким бульваром по одной композиционной оси, проходящей через шпили этих двух сооружений. А если учесть, что на площади перед вокзалом расположен ещё и автовокзал, то получается, что все три «ворота в город» выходят на одну улицу и в пешеходном плане легко доступны между собой.»

Тогда было разработано три варианта трансформации, один из которых по требованию первого секретаря горкома КПСС В.Ф. Гавриленко включал движущиеся тротуары.

«Я, авторы проекта и все наши архитекторы были против такого решения, — вспоминает Внуков, — потому что две эти постоянно движущиеся ленты будут сильно затруднять поперечные переходы пешеходов через улицу. А это главная фишка всего проекта: дать пешеходам свободно передвигаться по всем направлениям на этой улице, тем более что на ней не будет транспортного движения. Но Гавриленко был неумолим и даже заставил нас сделать третий вариант с этой «новинкой»».

Нам удалось найти один из разработанных тогда вариантов.

По воспоминаниям Игоря Викторовича Ярошевского, занявшего кресло главного архитектора Сочи в 1985 году, «идея создания такого гигантского, неповоротливого «торгового Титаника» ставилась под сомнение сочинскими зодчими».

«Жизнь доказала, что в условиях либеральной экономики все изъяны Торговой галереи в том виде, в каком она была запроектирована, неизбежно обнажились с особой силой. В новых условиях и в таком виде она просто не могла существовать. Особенно после знаменитого ельцинского указа о свободе торговли. Попытки административными методами бороться (этот глагол еще долго будет у нас в ходу) с прильнувшими к галерее предпринимателями-челноками были столь же интенсивны, сколь и тщетны, — написал в своей книге «Архитектура и власть», вышедшей в свет в 2001 году. — Тогда и родилась идея — провести реконструкцию и модернизацию Торговой галереи с целью создания некоего южного комфортного пассажа. Ключ к этому заключался в одном из недостатков галереи — в высоком, на два этажа, козырьке, который позволяет и солнцу, и дождю свободно проникать повсюду. Дискомфорт было решено устранить. Провели конкурс. В одобренном варианте проблема решалась за счет модульных элементов на основе наклонных плоскостей зеркального поляризованного стекла, за которыми разворачивалась трансформированная система торговли.»

Так началась застройка зелёной зоны между Торговой галереей и улицей Навагинская. Надо отдать должное этому проекту модернизации: все новые элементы проектировались в едином стиле и, большей частью, за счёт фонтанов, а не газонов. Зелёная зона ущемлялась, но не исчезала полностью.

Торговая галерея так и застраивалась рвано-кусочно двухэтажными торговыми объектами пока занявший в 2009 году кресло мэра Сочи А.Н. Пахомов не разогнал лоточные ярмарки, захватившие зелёные зоны вдоль четвёртого и пятого блоков. Конечно, тогда никто не вспомнил о первоначальном проекте и не разбил здесь сквер.

Вместо этого началась компания по проведению так называемой реконструкции галереи, которая на самом деле свелась к строительству двух семиэтажных зданий из стекла и бетона, полностью заслонивших собой первоначальную Торговую галерею от ул. Навагинской.

Хотя первоначально задумывалась действительно глобальная реконструкция с созданием нового современного образа Торговой галереи. Проект, разработанный в мастерской «Архипроект» Ованеса Задикяна в 2010 году уже предполагал превращение улицы Навагинской, закрытой частично для движения транспорта в начале того же года, в пешеходную зону.

© АМ «Архипроект»

Проект реконструкции был слишком грандиозным и предполагал соединение усилий собственников всех элементов Торговой галереи. Согласия не случилось. В итоге проект реализуется лишь частично.

© АМ «Архипроект»

Представляя общественности в конце 2010 года согласованный проект реконструкции Торговой галереи директор департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи О.В. особо подчеркнул, что в новых зданиях предусмотрена подземная парковка на 300 машино-мест. Заезд предполагалось сделать с ул. К. Либкнехта.

© АМ «Архипроект»

Заезд в эту парковку до сих пор красуется на паспорте стройки одного из зданий.

Но вот в реальности его нет. И почему-то ратующие за увеличение парковочных мест в центре города, не требуют полной реализации ранее согласованного проекта.

Спустя три года после объявления о намерении сделать улицу Навагинская пешеходной наконец-то озаботилась разработкой проекта реконструкции, который выполнила ООО «ГрандСтрой». Архитекторы проекта  В.И. и В.М. были поставлены в жёсткие временные рамки, так как центр города должен быть приведён в порядок уже к октябрю этого года.

img-aso-5752© ООО «ГрандСтрой»

Проектом реконструкции пешеходной зоны улицы Навагинская предусмотрена прокладка главной аллеи шириной 5,5 м с возможностью проезда спецтранспорта. Заехать на аллею можно будет как с улицы Карла Либкнехта. так и с Платановой аллеи.

 img-aso-5753© ООО «ГрандСтрой»

В дополнение к ней на существующем пешеходном тротуаре шириной также 5,5 м вдоль домов №№ 12, 14 и 16 устраивается покрытие из брусчатки с возможностью проезда машин. Для организации двухстороннего движения по улице Советской устраивается разворотное кольцо. Фонтан на площади перед администрацией разрабатывается отдельным проектом.

img-aso-5754© ООО «ГрандСтрой»

Остальная территория освобождается от твёрдых покрытий для создания зелёной зоны с устройством сети пешеходных дорожек, на которых устанавливаются лавочки, урны и фонари освещения. Все существующие зелёные насаждения сохраняются и дополняются новыми посадками. В результате реализации этого проекта озеленение займёт больше половины участка, затрагиваемого реконструкцией.

img-aso-5755© ООО «ГрандСтрой»

Реализация проекта немного затягивается из-за прокладки теплотрассы вдоль улицы Навагинская, но работы уже идут полным ходом на остальной территории.

Проект прошёл экспертизу, а значит довод, что «предложенный проект реконструкции улицы Навагинской элементарно не обеспечивает возможности доступа пожарных расчетов и автомобилей коммунальных служб» свидетельствует либо о некомпетентности, либо о недоверии результатам экспертизы.

Разговоры о нехватке парковочных мест в районе улицы Навагинской после отказа от реализации подземной парковки под новыми зданиями кажутся ещё более странными. Конечно, возвращение сюда наземной парковки — самое дешёвое решение: владельцы галереи используют более выгодно для себя подземное пространство, а городские власти не тратятся на создание обещанной ранее парковки под привокзальной площадью.

Но так ли катастрофически обстоит ситуация с парковочными местами в центре Сочи, как её рисуют противники пешеходной зоны? Парковка на месте гостиницы «Чайка» пока функционирует только на 1/3 своей мощности. Уже возведена 7-этажная парковка на ул. Конституции, которая находится в пешеходной доступности от Торговой галереи. Нужно просто дождаться ввода в её в эксплуатацию. Между тем, как иного места для создания пешеходной зелёной зоны в этой части города, которая к тому же соединит железнодорожный и морской вокзалы попросту нет.

Архитекторы высказали свое видение улицы Навагинская. Теперь от строителей зависит как проект будет реализован и от администрации — в каком виде конечный результат будет принят.

«Архитектура Сочи»

Пешеходная зелёная зона на ул. Навагинская: два шага до мечты
5 2 чел.

7 КОММЕНТАРИИ

  1. А зачем так много торговых площадей, очень жаль, что нет открытых зеленых уголков, а стекольный монстр не радует глаз,что-то не получилось с зоной отдыха, а в бетонных джунглях не очень то и хочется отдыхать.

  2. Интересно, а вы фотографии от проектной визуализации отличаете? Сходите на Навагинскую — работы только в самом разгаре) Завершение реконструкции ожидается к октябрю этого года, тогда и поговорим, что получилось, а что нет.

  3. […] Одним из наших проектов стало здание четвертого блока Торговой галереи. Под него был отведен довольно большой участок, в моем […]

  4. Простите, может быть мне что-то непонятно, но получается что изящная и вписанная в учебники постройка Анцуты снесена, а вместо нее явлен синеокий волнообразный постмодернистский монстр? Или я что-то путаю?

  5. «Постройка Анцуты» пока ещё существует, но сильно застроена более поздними «расширениями»( К сожалению, общий ансамбль утрачен и до строительства «постмодернистского монстра»((

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.