Окончание моратория на строительство, объявленное 310 федеральным законом в связи с проведением в Сочи XXII Зимних Олимпийских игр, было отмечено проведением после долгого перерыва Градостроительного совета при главе города.
В начале заседания А.Н. Пахомов поблагодарил архитекторов за помощь в подготовке Сочи к играм, ведь большинство паспортов фасадов для приведения зданий к Единому архоблику было разработано ими безвозмездно. Говоря о необходимости введения моратория, глава города подчеркнул, что с его помощью удалось не допустить строительства многих высотных зданий в центре, который и так уже значительно перегружен. Анатолий Николаевич ещё раз подтвердил своё намерение запретить строительство высотного жилья, отдавая приоритет зданиям курортной направленности средней этажности.
Уже не раз сочинские архитекторы в ответ на обвинения в неэстетичности новой застройки говорили о необходимости возврата на законодательном уровне авторского надзора за строительством и росписи архитектора в акте о приёме объекта в эксплуатацию. Ведь без этого застройщик в погоне за квадратными метрами и удешевлением строительства до неузнаваемости меняет проекты, разработанные архитекторами и утверждённые городскими властями.
Эта тема поднималась ещё во время фестиваля «Эко-Берег 2012», который проходил в Сочи. Но тогда город не принадлежал самому себе. Сейчас, когда дальнейшее развитие курорта целиком и полностью возложено на муниципалитет, глава города вновь вернулся к злободневной теме и готов оказать поддержку сочинским архитекторам при обращении их в правительство страны с предложением вернуть в Градостроительный Кодекс норму, согласно которой архитекторы обязаны контролировать процесс строительства вплоть до сдачи объекта в эксплуатацию. В Сочи же это условие, решением главы города, будет введено в ближайшее время.
На следующий же день пришла поддержка в этом вопросе и от главы края, который выразил свою точку зрения в личном микроблоге Twitter.
– В Сочи предлагают вернуть авторский надзор архитекторов за строительством зданий. С отменой моратория на строительство тема актуальная, – написал губернатор. – Некоторые застройщики наверняка ждали конца моратория, чтобы снова строить многоэтажки на месте частных домов. Надо это пресекать на корню.
Александр Ткачёв уверен, если архитектор будет контролировать строительство своего объекта на всех этапах — от проекта до сдачи, это станет ещё одним рычагом для борьбы с самостроями.
– Знаю, что сочинские архитекторы готовят соответствующее предложение в правительство — абсолютно поддерживаю эту инициативу, – отметил губернатор.
Также на первом после олимпийских игр заседании Градостроительного совета были рассмотрены три проекта.
Проект планировки центральной зоны Хостинского района проходил уже очередной этап рассмотрения после проведённых по нему публичных слушаний 17 июля 2013 года. Заказчиком данного проекта выступила администрация города Сочи, подрядчиком — МУП «Муниципальный институт генплана (МИГ) г. Сочи». Представил проект руководитель рабочей группы Н.А. Гришин.
Ранее проект уже рассмотрели депутаты Городского собрания от Хостинского района, в Сочинской городской организации Союза архитекторов России и в департаменте архитектуры и градостроительства Краснодарского края.
Границы проектирования включают в себя наиболее застроенную и освоенную часть посёлка Хоста, площадью 238 га. Для выполнения столь важного для города проекта были привлечены не просто лучшие специалисты-планировщики, но и патриоты Сочи, которые подошли к заданию творчески несмотря на то, что на рассматриваемой территории земель для размещения новых объектов практически нет. В связи с этим данный проект планировки только структурирует и упорядочивает существующую застройку, чтобы посёлок стал максимально удобен, но при этом остался таким же уютным и малоэтажным с зелёными насаждениями общего пользования достаточными для жителей и гостей этого части города. Также специалистами были предложены пути активизации развития.
В частности, авторы проекта предлагают вынести из центра Хосты всякую деловую деятельность в отдельную зону вверх по реке Хоста с обустройством там делового центра на месте складов. Возведение здесь высотных зданий никак не скажется ни на морской панораме районного центра, ни на комфорте курортной зоны, так как располагается на значительном удалении от неё.
Эскиз расположения элементов планировочной структуры
Но архитекторы не стали останавливаться на задачах, поставленными проектом планировки, а подготовили ещё несколько предложений, которые войдут в техническое задание на корректировку генплана, которая тем более актуальна после включения сочинской агломерации в список пилотных проектов Минрегионразвития.
Среди негативных моментов, которых ещё можно исправить, архитекторы назвали окончание перед автомобильным мостом благоустроенных пешеходных набережных реки Хоста. За мостом движению мешает городской стадион — здесь архитекторы предлагают устройство новых трибун большей вместимости с возможностью прохода под ними. С другой стороны реки набережная перекрыта пансионатом «Московский железнодорожник», с руководством которого нужно договариваться для организации возможности сквозного прохода к городской больнице № 3. Даже не смотря на то, что архитекторы, уже в рамках готовящейся корректировки генерального плана предлагают перенести эту больницу в другое место, далее расположена знаменитая Тисо-самшитовая роща и необходимо обеспечить к ней безопасный пешеходный доступ.
С точки зрения транспортной доступности центральной зоны в районе железнодорожного вокзала станции Хоста имеются некоторые проблемы, так как сегодня заезд в неё осуществляется только по ул. Октября. Припарковаться в этом районе также проблематично, так как обустроенных автостоянок крайне недостаточно. Жители микрорайона «Звёздочка» не могут выехать сразу в направлении аэропорта, они вынуждены проехать через весь посёлок, что создаёт дополнительную транспортную нагрузку на центр. Чтобы решить эти проблемы архитекторы предложили прокладку нескольких новых магистралей и строительство автомобильного моста для соединения ул. Железнодорожной и ул. Кипарисовой, а также создание пешеходной зоны вдоль ул. Платановой. Также авторы проекта предлагают устройство рада открытых и закрытых стоянок, в том числе и подземных в склонах.
Но самая большая проблема Хосты — это береговая зона. Она имеет протяжённость более 2 км, но на ней практически отсутствуют пляжи свободного доступа и при этом общественный центр отсечён от пляжа железной дорогой, под которой имеется всего два «прокола» для подхода к пляжу. Ситуация усугубляется и большим количеством ведомственных пляжей. Решить эту проблему возможно дополнительным наращиванием новой пляжной территории и строительством марины.
Странная ситуация складывается с 6 из 8 причалов, построенных для города к олимпиаде: причалы есть, но доступ к ним закрыт как с суши заборами с колючей проволокой, так и с моря для частных катеров и яхт, а муниципальных и государственных плавсредств сейчас нет. Глава города обещал разобраться с этим вопросом.
Экспертом градсовета по этому проекту выступил архитектор Р.Л. Кокосов, который поддержал идею организации общественных пространств и созданию курортной зоны на территории от федеральной трассы до моря, характерной для всех проектов планировок центров районов. Также он отметил идею решения транспортных проблем рассматриваемой территории как интересную и вполне жизнеспособную. Рубен Леонович обратил внимание членов градсовета на то, что проект планировки разработан на 25 лет вперёд и многие идеи, которые сегодня кажутся фантастическими, вполне могут быть осуществлены за это время.
Среди замечаний к проекту экспертом были выделены отсутствие раздела устойчивого развития территории, а также создание сети велодорожек. При этом он отметил высокий уровень, на котором был сделан проект, и рекомендовал главе города принять его, а также внести предложения авторов проекта планировки в техническое задание на корректировку генерального плана.
Вторым проектом, рассмотренным градостроительным советом 1 июля 2014 года, стал проект реконструкции центрального универмага г. Сочи, разработанный московской фирмой ООО «ПРОЕКТУС» по заказу ОАО «Центральный универмаг». Представил проект руководитель авторского коллектива П.Ю. Андреев.
Проектом не предусматривается снос объекта и строительство чего-то нового, а только реконструкция существующего здания центрального универмага, являющегося пусть и не памятником архитектуры, но весьма знаковым в организации пространства привокзальной площади Сочи. Главная задача, которая была поставлена перед авторами проекта — реабилитация морально устаревшего здания, при чём техническим заданием заказчика не предусматривалось увеличение торговых площадей, а только создание более современной яркой комфортной среды для торговли с обеспечением доступа маломобильных групп населения за счёт перепланировки и устройство лифтов и эскалаторов. Общая площадь здания увеличивается за счёт создания подземного этажа и детского центра на 4 этаже. На кровле предполагается устройство открытых озеленённых террас.
Абрис здания остаётся в прежних границах застройки. Изменения касаются только включения внутреннего открытого двора универмага во внутреннее пространство с устройством в нём остеклённого атриума. Загрузку же товаров архитекторы предлагают осуществлять с ул. К. Либкнехта в подземный этаж с организацией там же 25 стояночных мест. Такое решение становится возможным с учётом понижения рельефа по этой улице. Предусмотренное проектом количество парковочных мест, конечно же, недостаточно для такого торгового комплекса. В виду того, что участок не имеет возможности размещения дополнительных парковок, заказчик предложил городским властям своё участие в реализации городских программ по организации парковок в центре города.
Также авторы проекта предлагают устройство в первом этаже универмага кафе, ориентированных не столько во внутрь здания, сколько в парковую зону ул. Навагинская для увеличения активности в пешеходной зоне и создания новой городской среды. Помимо этого заказчик предлагает городу свою помощь в благоустройстве прилегающей территории с возможностью устройства теневых навесов.
Учитывая значимость здания универмага как элемента сложившейся городской среды центра Сочи, авторы проекта реконструкции предлагают оставить существующую пластику фасадов, дополнив его сплошным остеклением новых объёмов.
Наибольшее внимание было уделено фасаду по ул. Горького. Здесь архитекторы предложили устройство классического входного портала с заглублением относительно существующих объёмов.
Экспертом от градсовета по этому проекту выступила архитектор З.А. Розова, которая в целом одобрила работу своих московских коллег, отметив их очень бережный подход к знаковому зданию нашего города. Месте с тем эксперт внесла и несколько замечаний к проекту.
В частности, она выступила за сохранение организованного первоначальным проектом парадного входа с угла улиц К. Либкнехта и Навагинской (по проекту реконструкции там предполагается устройство кафе). Одобряя в целом деликатное изменение фасадов здания, эксперт высказалась всё же за максимально возможное заглубление новых элементов. Также Зоя Александровна высказала сомнение, что в новом проекте отведено недостаточно места для осуществления загрузки торгового комплекса. Позже её поддержат и другие члены градостроительного совета, не смотря на заверения авторов проекта, что подобный вариант загрузки был задан техническим заданием. Неудачным был признана и организация заезда в подземный этаж со стороны ул. К. Либкнехта, которая сегодня активно используется общественным транспортом. Решение этой проблемы эксперты видят только в ночной загрузке ТК.
Решить проблему нехватки стояночных мест можно за счёт строительства подземной парковки на 280 машино-мест под привокзальной площадью. Директор департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи А.А. Зачитайлов подтвердил, что проект этой парковки готов, прошёл все необходимые согласования и экспертизы и предложил ОАО «Центральный универмаг» поучаствовать в его реализации.
Дизайнеры, водящие в градостроительный совет, в том числе и главный художник города, высказались категорически против больших рекламных баннеров на глухих участках стен, предложив заменить их элементами вертикального озеленения, ведь современные технологии позволяют создавать даже вертикальные сады, а функцию рекламы переложить на систему навигации, грамотно расставленную в городской среде и направляющую потоки потенциальных посетителей.
Назвав «не жадным», сочинские архитекторы поддержали проект реконструкции универмага с учётом замечаний и при желании советов, один из которых, высказанный архитектором Г.Б. Серебряковым, касался устройства элегантной стеклянной кровли над атриумом. В сочинском климате такое решение может оказаться проблемным и потребуется защита от излишней инсоляции, которую можно создать ещё более активным озеленением кровли. А архитектор О.М. Задикян предложил также ввести озеленение и во внутреннее пространство атриума.
Заключительным проектом, рассмотренным на этом заседании градостроительного совета, стала архитектурная концепция градостроительного обоснования размещения гостиничного комплекса на месте корпусов санатория «Кавказская Ривьера», снесённых ещё в 2005 году.
Санаторий Наркомата водного транспорта СССР был построен в 1936 году по проекту архитектора Е.Б. Ефимовича. В 1947 году получил название «Новая Ривьера» в противовес дореволюционной «Кавказской Ривьере», рядом с которым он был построен. В 1956 году комплекс был переименован в «Лазурный берег», а позже вошел в состав соседнего санатория.
Долгое время это знаковое место в устье реки Сочи пустовало, привлекая внимание разнообразных застройщиков, предлагавших большей частью высотные проекты.
Заказчиком нового предпроектного обоснования, разработанного фирмой ООО «ПРОЕКТУС», выступило ООО «КапиталКомплект». На суд градсовета проектные материалы представил руководитель авторского коллектива Ю.П. Сафронов.
Данной концепцией на участке площадью 1,3 га предлагается строительство гостиничного комплекса на 620 мест из трёх зданий в едином стилистическом решении на стрелке набережных Чёрного моря и реки Сочи с учётом ограничительных параметров, заложенный в ПЗЗ, охранных зон исторических памятников и максимального сохранения ценных зелёных насаждений. С построенным на противоположном берегу реки Общественным центром новый комплекс предполагается связать пешеходным мостом, как это планировалось и в эскизном проекте самого центра. Для продолжения этого пешеходного маршрута предполагается устройство прохода в стилобате одного из корпусов нового комплекса. Необходимая для комплекса парковка на 257 машино-мест располагается в подземных этажах двух корпусов с заездом с верхней набережной реки Сочи.
Здания комплекса проектируются переменной этажности с каскадным понижением в сторону моря. В стилобате здания, расположенного на стрелке набережных Чёрного моря и реки Сочи, предполагается размещение кафе с видом на море, порт и береговую линию города. Нехватку территории проектом предлагается компенсировать устройством эксплуатируемых террас на крышах зданий и сооружений комплекса.
Экспертом по данному проекту выступила архитектор О.В. Козинская, которая отметила попытку московских коллег привнести в эту проблемную территорию то, что было утрачено: курортных архитектурный стиль Ниццы и Монте-Карло, но при этом высказала пожелание видеть на этом месте более лёгкое решение, свойственное сочинскому модерну, характерному для комплекса «Кавказской Ривьеры».
Среди положительных характеристик проекта Ольга Викторовна отметила большое внимание, которое было уделено авторами проекта пешеходному движению. В том, что касается градостроительных характеристик территории, то эксперт настаивала на недопустимости занижения параметров необходимой площади территории на одно место, заложенные в Градостроительных нормах как Краснодарского края, так и города Сочи. Предлагаемые проектом компенсации за счёт эксплуатируемых кровель не может покрыть трёхкратную нехватку территории.
Мнение эксперта было поддержано и другими членами градостроительного совета, которые предложили заказчику разработать проект планировки всей прилегающей территории, недавно вернулвшейся в собственность города, с целью определения более точных показателей вместимости. Против размещения на этой территории гостиницы и объединения двух участков в один архитектурная общественность не возражала с условием разработки проекта, соответствующего всем градостроительным нормам. Однако, с учётом исторической ценности данной территории хотелось бы здесь иметь объект, которым можно было бы гордиться, поэтому сочинские архитекторы предложили заказчику провести архитектурный конкурс с целью определения наилучшего как планировочного, так и образного решения.
использованы материалы: sochiadm.ru, krasnodar.ru