Домой Сообщество Интервью Скульптурная архитектура Карена Сапричяна для города Сочи

Скульптурная архитектура Карена Сапричяна для города Сочи

1332
1

В проектировании Олимпийского Сочи принимало большое количество архитекторов. Один из них — Сапричян Карен Вачикович, профессор Международной академии архитектуры, член Союзов архитекторов и художников (монументальная секция) России.


©

Карен Сапричян родился в Москве в 1959 году. В  1981 г. окончил Строгоновское училище, а после работал на комбинате Монументально-декоративного искусства. Многие его работы находятся в частных и корпоративных коллекциях России, Австрии, Венгрии, Голландии, США, Южной Кореи, Японии.

В 1999 года Карен Сапричян становится руководителем «Проект КС» (проект Карена Сапричяна).  А за год до этого начинается его дружба и сотруднчество с Александром Асадовым, поэтому у части работ «Проекта КС» два руководителя — А. Асадов и К. Сапричян.  Основные направления проектирования — нестандартные объекты формирующие городскую среду: площади, фонтаны, памятники, памятные стелы и т.д. В 2008 году было основано ООО Гранд Проект Сити, которым также руководит Сапричян.

Он много проектировал для Западной Сибири, Ханты-Мансийска и Москвы, многие из этих работ становятся знаковыми для автора. Для города Сочи Карен Сапричян в соавторстве с Александром Асадовым разрабатывают Единую концепцию архитектурного развития территории проведения ХХII Олимпийских Зимних и ХI Паралимпийских игр 2014г. в г. Сочи, благодаря которой почти все крыши в нашем городе теперь имеют «правильный» цвет.

Но ещё раньше авторским дуэтом была придумана единая дизайн-концепция спортивных сооружений под названием «сНежная Россия», так и не реализованная в полном виде, но следы её периодически прочитываются в различных элементах оформления.

Совсем недавно Карен Сапричян дал интервью порталу archi.ru, где рассказал о своих работах, в том числе и о проектах и идеях  для города Сочи, которые увы не все получилось реализовать.

— Расскажите подробнее о единой концепции для Олимпийского Сочи. Как она создавалась?

— Основным направлением этой концепции стало развитие дорог на территории от Сочинского тоннеля до аэропорта Адлер и дальше – до Красной Поляны. При этом проект предусматривал оформление не только транспортных развязок и порталов тоннелей, но также окружающей застройки и придорожной полосы автотрассы. К примеру, были заменены кровли всех расположенных вдоль дорог домов на приблизительно одинаковые, решенные в одном цвете, что придало окрестностям характер уютного южного города. Также были установлены новые ограждения и остановки общественного транспорта, были проведены работы по благоустройству и озеленению территории.

Лишь одна остановка в городе (остановка «кинотеатр Стерео») была выполнена по этой концепции.


© ГрандПроектСити


© privetsochi.ru/fire-fly

— Удалось реализовать Олимпийские кольца. По сути, это даже не кольца, а объемные, скульптурные композиции, выполненные на металлическом каркасе и зашитые сфальцованными алюминиевыми панелями без неровных граней и стыков. Внутри колец – красивые ажурные конструкции, перекликающиеся с оформлением тоннелей. Изначально кольца должны были служить своего рода гигантскими арками, сквозь которые проходили бы петли дорог. Однако потом из-за близости к посадочным полосам аэропорта кольца пришлось сильно уменьшить в размерах – с 22 до 16 метров – и изменить их местоположение. В итоге лишь одно желтое кольцо под названием «Азия» осталось аркой – въездом в vip-зону аэропорта. Остальные стали просто декоративными элементами.


© ГрандПроектСити


© ГрандПроектСити

— Как возникла необычная идея оформить тоннели с помощью таких сложных конструкций?

— Въездные порталы в тоннели я предложил оформить с помощью сложной белоснежной конструкции, похожей на паутину или изморозь. Аналогов таким конструкциям нерегулярной структуры в мире нет, и для реализации этого проекта нужен был не просто очень хороший конструктор, здесь необходимо было настоящее мастерство. Мы нашли практическое решение, но воплотить в жизнь удалось далеко не всё. Принятая на самом высоком уровне концепция в конечном счёте была сильно урезана, остались одни осколки. К сожалению, в нашей стране к этому всегда нужно быть готовым: как только дело доходит до реализации, особенно таких масштабных проектов, как сочинские, первоначальный замысел меняется почти до неузнаваемости.

Только один портал из 12-ти тоннелей совмещенной дороги Адлер — «Альпика-Сервис» был выполнен по концепции Карена Сапричяна.

© ГрандПроектСити

— Как возникла необычная идея оформить тоннели с помощью таких сложных конструкций?

— Идея возникла задолго до олимпийской стройки, в то время, когда я работал над проектом в Сочи с «Автодором». Тогда я предложил подобное решение, но заказчик отказался от его реализации. Только спустя два года появилась возможность вернуться к придуманному ранее решению и использовать его в олимпийской концепции. Сложный замысел удалось реализовать только благодаря сотрудничеству с РЖД России, но дальше проект, увы, не пошёл.

— Наверное, самый яркий пример такого гезамкунстверка в вашем портфолио – это ханты-мансийская пирамида?

— Да, там соединение архитектурных и художественных средств очевидно. Калужская скульптурная фабрика под моим руководством выполнила для неё более трёхсот метров барельефов, строительства курировала Академия художеств. Пластический язык сочинских порталов и тоннелей современнее, я думаю он связан с моими ранними живописными работами, особенно форма, рождающаяся из переплетения конструкций.

— То же самое можно сказать и о реновации подстанции в Сочи: там мне – впервые в России, – удалось применить перфорированные фасады. Сейчас они стали очень популярны у архитекторов. Есть и обратная сторона: и в живописи, и в графике у меня очень много архитектуры.



© ГрандПроектСити

Ещё два проекта для Сочи были выполнены Кареном Сапричяном в соавторстве с Александром Асадовым — это проект оформления  фасада крытого конькобежного центра и проект Многофункционального жилого комплекса (Основная Олимпийская деревня), но они остались не реализованными.


© ГрандПроектСити



© ГрандПроектСити

Полное интервью с Кареном Сапричяном можно прочитать здесь

«Архитектура Сочи»

Скульптурная архитектура Карена Сапричяна для города Сочи
5 3 чел.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Своеобразно, но красиво. Остановка очень понравилась. Жаль, что не полностью реализован замысел автора.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.