Планируемая в конце октября реконструкция Торговой галереи по проекту О. Задикяна не первая попытка навести порядок и вдохнуть новую жизнь в крупнейший торговый центр Сочи.
Еще в 1990-х годах была разработана концептуальная версия модернизации Торговой галереи при консультации автора проекта Елены Анцута и частично реализована.
Свои мысли о Торговой галерее и ее будущем, а также о проекте модернизации, автором которого он являлся, рассказал Игорь Викторович Ярошевский в своей книге «Архитектура и власть» (2001 г.).
«Торговая галерея, этот монстр, шагнувшее к нам воплощение монопольного, закостенелого механизма, проектировалась во времена (и насаждалась, к слову, опять же твердой рукой Москвы), когда иной торговли, кроме как государственной, почти не было. Этим и объясняется единая и неразрывная структура, принятая при воплощении объекта. Принятая ошибочно, в угоду господствующей идеологии вообще и в градостроительстве в частности.
Теперь это видно невооруженным глазом. Но немногим известно, что еще в то время, в 70-е годы, когда проектировалась и строилась Торговая галерея, идея создания такого гигантского, неповоротливого «торгового Титаника» ставилась под сомнение сочинскими зодчими. В местной организации Союза архитекторов мы даже провели интересный и содержательный диспут с участием известных дизайнеров Глазычева, Коника. Прежде всего потому содержательный, считаю, что мы не робели перед авторитетами и смели высказать свою, противоположную от официальной, точку зрения.
Помню, наш дизайнер Владимир Олейник, уже тогда предрекал этому «титанику» если не гибель, то слабую жизнеспособность. Но мы не только критиковали. Наши дизайнеры тогда предложили внедрить некий мобильный элемент, который бы дополнял и развивал жесткую систему Торговой галереи по более гибкой схеме, создавал более дифференцированный подход к ее структуре и эксплуатации. То есть у профессионалов уже тогда было видение того, что в создаваемом варианте Торговая галерея не будет соответствовать своему назначению. Мы предупреждали, что это очень жесткий, консервативный и от того неудобоваримый механизм.
Но Москва слезам не верила. Тут надо сказать, что если Торговая галерея работы Елены Анцута даже при всех своих недостатках с точки зрения эксплуатации все же выглядит достаточно эффектно, то творения ее коллег-москвичей, что выстроились в ряд на противоположной стороне от гостиницы «Москва» к ЦУМу вместе с «мехами гармошек», вызывают лишь тоску и недоумение.
Жизнь доказала, что в условиях либеральной экономики все изъяны Торговой галереи в том виде, в каком она была запроектирована, неизбежно обнажились с особой силой. В новых условиях и в таком виде она просто не могла существовать. Особенно после знаменитого ельцинского указа о свободе торговли. Попытки административными методами бороться (этот глагол еще долго будет у нас в ходу) с прильнувшими к галерее предпринимателями-челноками были столь же интенсивны, сколь и тщетны. Хотя временами казалось, что противостоять этому натиску можно. На первом этапе обществу охраны прав потребителей во главе с Михаилом Константиновичем Плецем даже удалось за неделю очистить Торговую галерею от «оккупантов».
Но экспансия нарождающегося класса предпринимателей при поддержке вполне определенных сил, а именно — руководства Центрального района Сочи, оказалась на тот момент сильнее. Новый накат уже никакими рейдами остановить было невозможно, не дала результата попытка сдержать этот вал, предпринятая даже горисполкомом во главе с Сергеем Дерендяевым.
Тогда, наблюдая за этими боями местного значения, я вдруг пришел к мысли, что силовыми методами не только не нужно, но и невозможно справиться с ситуацией. Я подумал, что на этом крупном градообразующем механизме можно навести порядок средствами градостроительного регулирования. Вероятно, за этим стояло осознание того, что либеральный путь необратим, что одними лишь заклинаниями проблемы в обществе более не будут решаться.
Нужно было действовать. Тогда и родилась идея — провести реконструкцию и модернизацию Торговой галереи с целью создания некоего южного комфортного пассажа. Ключ к этому заключался в одном из недостатков галереи — в высоком, на два этажа, козырьке, который позволяет и солнцу, и дождю свободно проникать повсюду. Дискомфорт было решено устранить. Провели конкурс. В одобренном варианте проблема решалась за счет модульных элементов на основе наклонных плоскостей зеркального поляризованного стекла, за которыми разворачивалась трансформированная система торговли.
Сегодня уже видно, как реализуется этот замысел. Конечно, с задержкой, конечно через борьбу с предпринимателями, не понимающими, зачем вкладывать деньги куда-то, когда и так прибыль идет. И убеждали, и заставляли. Сколько критических стрел было пущено в мою сторону! Но тем не менее— медленно, не всегда, быть может, успешно, но реконструкция идет. Убогие павильоны постепенно покидают галерею при жестком прессинге администрации. А поэтапная реализация мобильных элементов, которые развивают структуру галереи, в ближайшем будущем даст, убежден, очень интересный и архитектурный, и экономический, и комфортный результат.»
Концептуальная версия модернизации Торговой галереи в Сочи.
Автор: И. Ярошевский
Консультант: Е. Анцута (автор проекта Торговой галереи)
Разработка концептуальной версии модернизации Торговой галереи А. Бондарева и фрагменты реализации концептуальной версии, предложенные архитекторами А. Козиным, Ю. Марченко, А. Поляковой.
[…] сколь и тщетны, — написал Ярошевский в своей книге «Архитектура и власть», вышедшей в свет в 2001 году. — Тогда и родилась идея — […]