Глядя на апофеоз безвкусицы, подаренный краевыми властями олимпийской столице в виде так называемых «мобильных деревьев», лишний раз хочется вспомнить добрым словом талантливого сочинского садовника Сергея Ильича Венчагова, чьи творения до сих пор украшают город-курорт, хоть и несколько сократились по численности.
Выходец из Вышнего Волочка Калининской области, Сергей Ильич родился 27 августа 1927 года в семье юриста Ильи Яковлевича Венчагова. По окончании средней школы, в сентябре 1946 года поступил на плодоовощной факультет Московской сельскохозяйственной Академии им. К.А. Тимирязева. В 1951 году получил диплом ученого агронома с отличием. По распределению был направлен в Сочи в хозяйство 9-го отдела КГБ и в течение 20 лет занимался озеленением государственных дач, в том числе и «Бочаров ручей».
Толчком создания «Сочинского» городского стиля озеленения послужил случай. Вот что писал в своих воспоминаниях С.И. Венчагов в 1970 году:
«Ураганом сломало вековое дерево бука. Ствол распилили и убрали, а пень… Его жалко было убирать! Этот красавец пень почти трехметровой высоты с очень интересным сломом ствола стоял, как настоящая скульптура на броне густой зелени. Но администрация парка была другого мнения: приказ — немедленно убрать бурелом! Тогда и возникла идея «Спасения». В сломе пня в нескольких местах выдолбили отверстия, засыпали землю и посадили папортники. Кроме того, прибили 2 больших гриба-тутовика, вырезанных внутри, куда посадили ампельный хлорофитум. У подножия пня расчистили площадку, на которую высадили папортники и колхидский плющ в качестве почвопокровного фонового растения. В результате своеобразная красота деревянной скульптуры стала очевидна всем и строгий приказ был отменен.»
В апреле 1960 года Венчагов совершает круиз «вокруг Европы» посетив города Турции, Греции, Италии, Франции, Бельгии и Австрии с целью ознакомления с приемами декоративного оформления, которые в последствии он использовал в своей практике. Художественному переосмыслению подвергся весь растительный арсенал, способный зимовать в Сочи. Он вынес в парки, скверы, на улицы нашего города причудливую природную скульптуру из старых коряг и корней, цветущие подпорные стенки, водоемы с замысловатыми мостиками. Под руками Сергея Ильича оживали бетон и ракушечник, сланец и керамзит, галька и другие неожиданные материалы, а в композициях из цветов и растений новая жизнь начиналась у битой посуды и керамики. В теории и на практике талантливый мастер создал новое направление городского паркового дизайна, споря с мировым опытом садового строительства, смело вводя в ландшафтный стиль ковровые культуры, которые раньше считались принадлежностью клумб. В итоге, «зеленые фантазии» Венчагова всегда отличала необыкновенная одухотворенность.
С 1 июня 1971 года С.И. Венчагов перешел работать в СРСУ «Зеленстрой» в качестве прораба художественного участка озеленения, где трудился до последнего дня жизни. Стоит отметить, что талант ландшафтного мастера был поддержан тогдашним руководством города-курорта в лице председателя исполкома В.А. Воронкова, главного архитектора В.С. Внукова и главного художника В.Н. Кириченко. Именно благодаря сочетанию политической воли руководства города и основополагающего принципа «создать город-парк», заложенного в генплан города 1967 года, во Всесоюзном курорте были созданы новые декоративные уголки, скверы, мини-парки и пр., многие из которых до сих пор украшают уже олимпийскую столицу.
Некоторые из них: оформление у гостиницы «Москва» (с 1972 г.)
«зелёный партер» концертного зала «Фестивальный» (1970-е)
сад российско-японской дружбы (1988 г.)
озеленение территории чайных домиков (1970-е), Итальянский уголок Торговой галереи рядом с магазином «Зенит» (1982 г.), цветник «Сочи-150 лет» (1988 г.), выставка приемов озеленения в совхозе «ДЦК» на Мацесте, проект и озеленение гостиницы «Рэдиссон сац Лазурная» (1993 г.), озеленение пансионата «Шексна» (1994 г.).
Отдельным пунктом в списке работ Сергея Ильича стоит создание уголка-выставка «Фитофантазия» (1991 г.) по соседству с Зимним театром. Здесь на маленьком участке посажено более 420 видов растений, образуя клумбы-фантазии, на которых цветы и сезонные растения прихотливо сочетаются с разнообразными вазами, корнями деревьев, керамзитом, глыбами стекла, створками раковин, между которыми в живописном соседстве растут пассифлора и калистемон, ценаерария и аукуба.
© alexandr.livejournal.com
© blogsochi.ru
С творениями сочинского художника-дендролога приезжали знакомиться делегации специалистов из многих городов Союза и зарубежных стран. На базе сочинских работ С.И. Венчагова в апреле 1987 года прошла Всесоюзная конференция ландшафтных архитекторов, а в октябре 1988 года слет ведущих аранжировщиков России. Организатор и вдохновитель ежегодной выставки цветов «Золотая осень», многократный участник ВДНХ СССР С.И. Венчагов был награжден тремя золотыми (1974, 1980, 1985 годы) и двумя серебряными (1962, 1967 гг.) медалями, многочисленными аттестатами и дипломами. В том числе и за участие в Международной выставке в г. Эрфурте (Германия) и на Всемирной выставке «Экспо-90» в г. Осака (Япония), что подтверждает мировой уровень его работ по озеленению Сочи.
Сергей Ильич создал уникальный «венчаговский» стиль, который впоследствии получил название «сочинского», и основал школу декораторов, научив своему мастерству десятки людей. Среди них: М. Тонконог, В. Петухов, В. Новиков, Т. Никитина, Б. Меняйлов, О. Ершова, Н. Голубев, Т. Скороплётова и др.
Сюжет о знаменитом сочинском художнике-дендрологе вошёл в документальный фильм «У самого синего моря» (1982 г.)
На сегодняшний день сохранились лишь более-менее крупные работы художника-дендролога, но и они спустя десятилетия на несколько порядков красивее озеленения многих «олимпийских» объектов (например, озеленения территории Олимпийского университета или гостиничного комплекса «Азимут»):
Сад российско-японской дружбы
«Зелёный партер» концертного зала «Фестивальный»
Итальянский уголок на Торговой галерее
Озеленение территории музея «Чайные домики»
Полузабытый уголок на углу улиц Горького и Парковой
Со строительством магазина на месте павильона «Филателия» и нового канализационного коллектора была полностью уничтожена композиция в начале Платановой аллеи. Новодел, появившейся на этом месте после завершения строительных работ, получился более нарочито декоративный и гораздо менее естественный и живописный.
2010 г.
© privetsochi.ru/papuas
март 2012 г.
апрель 2012 г.
© blogsochi.ru
август 2013 г.
Гости белой олимпиады и вовсе рискуют не заметить этот уголок за «сундуком» Сбербанка и «мобильными деревьями».
Зная и любя творчество Сергея Ильича Венчагова, сочинцы негодуют и выступают категорически против установки убогих искусственных конструкций, призванных по мнению руководства края и города обогатить озеленение олимпийской столицы. Удивительно, но выбором и установкой этих конструкций занималось не лесопарковое хозяйство или департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства, а департамент городского хозяйства. Вот и получил город с богатыми ландшафтными традициями завхозное «вертикальное» озеленение.
Будто убеждая горожан в красоте новых элементов озеленения глава Центрального района заявил, что «всё было утверждено художниками и архитекторами». Однако, департамент архитектуры определил лишь места размещения и согласовал изображения полностью увитых зеленью конструкций. Установленные же по городу сооружения засажены в большинстве своём такими цветами, которые никогда не закроют опорную конструкцию (цикламены, тюльпаны или виолы).
Местные жители тут же прозвали их «тазиками» или «ночными горшками», отмечая дешёвый внешний вид и негодуя на скатывание городского озеленения от действительно мирового уровня к станичному.
Возможно эти конструкции лучше воспринимались, если бы их не было так много и так безграмотно расставлено прямо на существующих клумбах. Сейчас это воспринимается как засилье дешевизны и безвкусицы, осложняя к тому же восприятие существующего натурального озеленения Сочи или памятников архитектуры.
Да и высаженные на клумбах в ряды цветочки разной окраски отбрасывает сочинское озеленение на более чем полвека назад, в суровые 1950-е.
Как будто никогда в Сочи и не было своего ландшафтного стиля, удостоенного в 1979 году Государственной премии РСФСР в области архитектуры «за создание садово-парковой среды центра города-курорта Сочи» (Венчагов, Сергей Ильич, художник-дендролог; Внуков, Вячеслав Сергеевич, гл. архитектор города; Кириченко, Валентин Николаевич, художник; Куценко, Михаил Павлович, бригадир рабочих-озеленителей).
Сегодня работы Сергея Ильича Венчагова нуждаются в сохранности и бережном воссоздании в соответствии со стилем мастера, так как только такое озеленение подходит Сочи — единственному субтропическому городу на территории России.
[tp_search_shortcodes id=1 origin=»» destination=»»]
Эти зелёные цветочницы это вообще тихий ужас, правда как это будет выглядеть летом не до конца мне ясно, может и красиво разрастётся, расцветёт. Может стоило просто цвет не зёлёный, может глиняный или чёрный, вообще нужно голосование делать на такие вещи, как общественное так и профессиональное. Почему не устроить конкурс на такие вещи хотяб студентам в СГУТиКе. Блин красные крыши, зелёные цветочницы, металлопрофильные заборы с одинаковым рисунком по всему городу и поляне, теперь ещё эти УРОДСКИЕ квадраты подсвечивающиеся с цветами, ну это вообще ни в какие ворота. Символы олимпиады))
«для всеобщего блага» — причуды торжества посредственности… увы!
Традиция последних лет — попытки решения сложных, комплексных проблем упрощенно-примитивно.
Для сравнения: мобильные клумбы в Москве, Париже и Сиднее.
А я сразу вот такую вспоминаю)
Да, деградация на лицо… И не только в сфере озеленения, а везде, почти по всех сферах жизни. Что было создано в СССР доживает свой век, а хорошего взамен не появляется…
Хороший раньше был город,пока не загадили самостроем
[…] горсовета (мэру города) Вячеславу Воронкову и озеленителю Сергею Венчагову, который на тот момент уже был хорошо знаком с […]
Сюжет о Венчагове на Макс-ТВ: