Домой История Концертный зал «Фестивальный»

Концертный зал «Фестивальный»

2518
4

В центре города-курорта Сочи на самом берегу моря в конце 1970-х был построен комплекс, расположенный на естественном склоне Турецкого оврага.

Идея разместить в овраге на берегу моря киноконцертный зал на 3000 мест принадлежит сочинскому архитектору Е.А. Сердюкову. По воспоминаниям инженера-строителя Г. Федоровского, Сердюковым были разработаны проектные предложения, по которым потом московские архитекторы Государственного института «Гипротеатр» Министерства культуры СССР спроектировали кино-концертный зал для проведения различных концертов, широкоформатных и других кинофильмов, крупных общественно-политических мероприятий.

Авторский коллектив: архитекторы В. , И. Рябышева; инженеры И. Брук, М. Берлин, Л. Паршин.

Изначально по проекту планировалось устройство зрительного зала на 3000 мест. Однако, в реальности амфитеатр открытого зала вмещает 2500 мест, с любого из которых видны сцена, море, звёздный горизонт и огни проплывающих мимо кораблей. Но при всей открытости зала, вокруг него не найдётся ни одной свободно доступной точки, откуда была бы видна сцена — только из зрительного зала.

На открытых террасах разместились кафе, бары, буфеты. В межсезонье, когда гастрольная деятельность приостанавливалась, сцена концертного зала трансформировалась в ледовую арену — сказочно-невероятная возможность для сочинской детворы встать на коньки. В Малом зале комплекса устраивались дискотеки, работала танцевальная студия.

Строительство уникального концертного зала было осуществлено генеральным подрядчиком – Трестом №1 Главсочиспецстроя (управляющий И. Соин, главный инженер СМУ-5 В. Садей, старший прораб Б. Терехов).


© festival-sochi.ru

По воспоминаниям бывшего главного архитектора Сочи В.С. Внукова, выше концертного зала, там, где располагается «зелёное фойе» в виде сада-цветника, оползневой склон Турецкого оврага был укреплён огромными глыбами камней и валунов, чтобы в дождевые ливни, которые нередко бывают в Сочи, потоки грязи не смогли оказаться в зрительном зале. Одними подпорными стенками, которые тоже были предусмотрены проектом, всю эту массу земли удержать не удалось бы. Эти камни были покрыты плодородным слоем с последующим озеленением, разработанным известным сочинским садовником С.И. Венчаговым.

14 июля 1979 г. первые зрители нового концертного зала увидели выступление Государственного академического хореографического ансамбля «Березка».

С тех пор «Фестивальный» занял достойное место на сочинских сувенирных открытках и в путеводителях.

Сегодня этот великолепный архитектурный комплекс — одна из достопримечательностей города-курорта, претендующая стать памятником архитектуры эпохи советского модернизма. А ведь совсем недавно Сочи чуть было не лишился главной летней концертной площадки.

В 2006 году компания TPS заключила с администрацией города инвестсоглашение о строительстве на месте ККЗ многофункционального комплекса (МФК). Чтобы оправдать решение о сносе, тогдашние городские власти заявили, что гарантийный срок эксплуатации «Фестивального» истёк, а здание обветшало настолько, что его крыша может обрушится в любую минуту.

Проект нового комплекса был представлен на одном из инвестиционных форумов, проходящих ежегодно в Сочи, и был поддержан главным архитектором Краснодарского края Ю.В. Рысиным.

«Здание для своего возраста действительно не в самом плохом состоянии. Но поддерживать этот уровень дальше невозможно. Это был прекрасный проект, дитя своего времени, выполненный на острие тогдашних технологий. Но прошло время, — убеждал сочинцев на страницах местной газеты Юрий Владимирович. — Если не обманывать ни себя, ни людей, то надо признать: объект этот не может быть модернизирован в силу целого ряда обстоятельств. Технические и технологические запросы к театральным залам кардинально изменились, необходимы усиление конструкций, замена металла, который «устал», соблюдение совершенно иных требований к сейсмическим расчетам, использование подземного пространства гораздо более эффективно. Необходимо учитывать современные требования к кондиционированию, отоплению, вентиляции, безопасности. Театральные здания на сегодняшний день — одни из самых высокотехнологичных, это самые сложные из гражданских объектов. Поэтому начать модернизировать существующее здание, перекрывать, закрывать — только испортить его, при этом, не обеспечив главные требования безопасности.»

Напомним, что в тот период, когда развернулась в СМИ пропаганда, оправдывающая снос «Фестивального», зданию не исполнилось ещё и 30 лет. Не такой уж и большой срок для сооружения, построенного по индивидуальному проекту. К примеру, Государственный Кремлёвский дворец (бывший Кремлёвский дворец съездов) старше сочинского концертного зала на 18 лет.

Летом 2007 года решением городского собрания «Фестивальный», находившийся в муниципальной собственности, был продан ОАО «Сочи-Фестивальный» за 550 млн рублей.


Один из вариантов проекта нового МФК «Фестивальный»

Проект нового МФК «Фестивальный» несколько раз менялся, изначально предполагалось возвести вблизи набережной 37-этажное здание гостиницы и 32-этажное здание апартаментов, а также киноконцертный и выставочный залы. В 2008 году инвестор представил обновленный проект из трех высотных зданий, объединенных стилобатом, в котором должны были располагаться магазины, кафе и рестораны.

В декабре 2008 года проект «Сочи-Фестивальный» был вынесен на общественные слушания, в ходе которых представители Союза архитекторов России, Общественного экологического совета, Русского географического общества, а также большое количество жителей Сочи выразили несогласие с планами инвестора. Недовольство общественности было настолько сильным, что новый глава города, предпочёл отказаться от поддержки проекта.

Удивительно, но о заключении договора с московским НИИ строительных конструкций на предмет проведения мониторинга зала и получения необходимой экспертизы, представитель ОАО «Сочи-Фестивальный» (дочерней структуры инвесткомпании TPS) заявил лишь в мае 2010 года. По его словам обследование было проведено и со дня на день ожидалось заключение экспертов. Владельцы концертного зала всё ещё пытались доказать необходимость сноса существующего здания, несмотря на желание нового руководства города вернуть его в муниципальную собственность. И уже в июле 2010 года было получено решение арбитражного суда Краснодарского края о «признании ранее заключенного соглашения между бывшем заместителем прежнего главы и ООО «Сочи-Фестивальный» незаконным».

Известный на всю страну концертный зал «Фестивальный» остался и готовится вместе с городом встречать гостей зимней олимпиады, правда, потеряв часть своего архитектурного убранства. Так в угоду рекламной какофонии, заполонившей морской фасад здания, были демонтированы выступающие элементы.

Незаметно элегантный декоративный элемент служебного входа был заменён на убогую металлоконструкцию, на которой старые кораблики смотрятся чужеродными элементами.

Но не смотря на эти «потери», здание концертного зала «Фестивальный» вошло в список вновь выявленных объектов, которые необходимо признать памятниками архитектуры.

С моря лучше всего видно, насколько гармонично вписан концертный зал «Фестивальный» в окружающий ландшафт.

«Архитектура Сочи»

Концертный зал «Фестивальный»
5 1 чел.

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Я думаю, что надо создать аллею звезд «Фестивального», славу богу, что там не появился какой нибудь монстр в 37 этажей, благодарность тем людям которые отстояли «Фестивальный». И не надо нашему городу дома монстры в которых не светятся окна и никто не живет, это дома призраки с привидениями.

  2. Да, чуть не забыл уберите «тигровую клетку», которую приварили, смотрится как бельмо, и возвратите оригинал, который гармонично вписывался в архитектурный ансамбль «Фестивального», сочинцы знают о чем идет речь.

  3. Тоже мне шедевр, ангар-ангаром, однако сделали выявленным объектом культурного наследия, тогда как гораздо более интересную, уникальную и знаковую для Сочи скульптурную композицию «Мацеста» упорно не хотят под защиту брать:(((

  4. Очень внимательно читаю ваш сайт. Просто кладеь информации для начинающего экскурсовода. Спасибо авторам и содателям. Иложение и подбор материалов вызывает большое уважение

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.