Домой Город Развитие АМПСАЛИДА. Сочи — город с античной историей

АМПСАЛИДА. Сочи — город с античной историей

4154
0

Что такое АМПСАЛИДА? Опять вопрос к жителям города! Сколько лет Сочи? Кто здесь жил раньше? Что мы знаем про город сами и что интересно нашим гостям?

Сейчас, во времена постолимпийские, бытует мнение о том, что Сочи стал развиваться только благодаря Олимпиаде 2014 года.

Для тех, кто застал миллионы советских отдыхающих, ровным слоем покрывавших прибрежную гальку, тысячи иностранцев в пятизвёздочных Интуристах, сотни туристов-пешеходов, штурмующих тропы Нацпарка, десятки корабликов, лавирующих вдоль берега, соединяя курортные посёлки на побережье, очевидно, что к вернуться былому величию международного курорта Сочи возможно только проведя серьёзную работу по реорганизации туристического потока, реактуализации брендов «Мацеста», «Дерево Дружбы» и многих других, изучению историко-культурного наследия и внедрению новых туристических продуктов с использованием современных возможностей.

По поручению А Н. Пахомова, Экологический совет при главе города Сочи под руководством Платонова А.П. инициировала разработку Концепции развития туризма в городе Сочи до 2035 года.

© Галина Солтани

Компания «Центр развития рекреационных территорий «НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ» является разработчиком концепции, консолидируя различные проекты и исследования в единую программу развития туризма на побережье.

В рабочей группе специалисты Сочинского национального парка, Сочинской Епархии РПЦ, Российской академией наук, Российского географического общества, Союза архитекторов РФ, десятки экспертов в разных отраслях.

Сегодня у нас есть возможность погрузиться в изучение античной истории Сочи, берущей начало в начале нашей эры, почти 2000 лет назад, подготовить экскурсионные маршруты к десяткам византийских храмов на территории Большого Сочи по федеральному проекту Золотое кольцо Боспорского царства, разведать тропы 200-километрового Шёлкового пути, проходящего по современному Сочинскому национальному парку, создать бренды курортных поселков, подчеркнув их индивидуальность, создать новые связи побережья и глубинных территорий, позволяющих распределить туристические, а с ними и финансовые потоки, повышая инвестиционную привлекательность глубинных территорий.

Подробнее о Концепции можно узнать из презентации.



Сочи   обладает  всем   необходимым, чтобы  быть современным  центром мирового туризма.

«В трудах Клавдия Птолемея в   описании юга   азиатской  Сарматии    сообщается  о городе Ампсалида, который находился на месте современного Сочи. Имя Ампсалида  сопоставляется с собственным   именем  Ομψάλακος   (Омпсалак), известным в боспорской эпиграфике. Многочисленные экспонаты,     выставленные    в   музее    истории   города Сочи,   говорят о тесных культурных связях с Боспорским царством…» А.C. Кизилов

Содержание

  • Пояснительная записка
  • Факты о Сочи
  • Схема транспортного каркаса территории города-курорта Сочи
  • Сочинская курортная агломерация «Большой Сочи»
  • Структурные основы экологического каркаса
  • Структура экономики города-курорта Сочи
  • Структура туристского продукта города-курорта Сочи
  • Особенности и темпы роста туризма города Сочи
  • Существующее распределение туристических потоков агломерации Большой Сочи
  • Задачи и решения Концепции Пилотный проект «Золотое кольцо Боспорского царства»
  • Проект Сочинского национального парка «Великий шелковый путь»
  • Предпосылки развития новых курортов Сочи
  • Курорты Сочи: краткое описание и тематическое развитие
  • Основные принципы предлагаемых решений
  • Перспективы развития туристической отрасли Сочи
  • Ожидаемые результаты реализации Концепции
  • Ключевые участники проекта
  • Рамочные документы

Пояснительная записка

С целью консолидации программ федерального, регионального, муниципального и частного уровня группой экспертов Центра развития рекреационных территорий «Новые горизонты» и администрации города Сочи разработана Концепция развития туризма города-курорта Сочи до 2035 года. Данная Концепция является неотъемлемой частью стратегии развития города-курорта Сочи и Краснодарского края. Кроме того, она опирается на анализ взглядов и видений экспертного сообщества города Сочи о направлениях и путях сохранения и приумножения его природного и историко-культурного наследия, является следствием неформальных взаимодействий между экспертами различных властных и общественных институтов города.

В рамках Концепции представлен анализ существующего состояния территории города Сочи в части исторических, природных, социальных и транспортных аспектов туризма, экологии и инвестиционной привлекательности. Дана оценка перспективам комплексного подхода к развитию рекреационных территорий на основе концептуальных предложений. Реализацией предложенных решений обеспечивается динамичное и сбалансированное развитие активного туризма на территории города Сочи с функциональной интеграцией различных перспективных составляющих в гармоничную, привлекательную для жизни и отдыха курортную среду. Однако главным результатом этой работы станет значительное повышение общей туристической привлекательности и  увеличение    конкурентоспособности города Сочи среди курортов мирового     уровня.    Развитие активного и  событийного  туризма в  буферной   зоне  между   прибрежным   и   горным   туристическими  кластерами будет   генерировать многотысячный туристический поток, предлагая современный и комфортный отдых.

Реализация концепции развития туризма города-курорта Сочи до 2035 года обеспечит  создание на территории города Сочи объектов, способных переориентировать российские и зарубежные турпотоки, направленные в Турцию, Египет, европейские и азиатские страны.

В марте 2017 года Главой города Сочи Пахомовым А.Н. подписана Программа развития туристско-экскурсионной отрасли города Сочи на 2017 — 2023 года, в план мероприятий которой входит разработка концепции развития активных видов туризма на территории города Сочи, а также концепция создания на территории сельских округов города Сочи курортных территорий с уклоном на развитие экологического туризма и агротуризма. Данные задачи реализуются в  рамках настоящей Концепции.

Основные цели реализации Концепции:

  1. Увеличение количества отдыхающих на территории Большого Сочи более чем в 1.5 раза — до 11 миллионов в год.
  2. Привлечение российских и иностранных инвестиций в объёме 140-180 млрд. рублей в год.
  3. Снижение выводимых  из внутреннего оборота государства    денежных средств в эквиваленте 4-х млрд. долларов в год.

В период с 2014 г. основным локомотивом роста туриндустрии в Сочи были объекты олимпийского наследия. На текущий момент они, как и пляжи Центрального и Адлерского районов города, являются точками концентрации туристических потоков. Результатом этого является значительная инфраструктурная перегрузка данных объектов и ограниченные перспективы роста туристического кластера на их базе.

С 2016 года в г. Сочи наметилась тенденция стабилизации туристического потока. В силу макроэкономических факторов изменилась структура туристического потока с преобладанием пляжного туризма и снижением «среднего чека» с каждого отдыхающего.

Дальнейшее развитие туристической индустрии на Черноморском побережье и предгорьях Кавказа в районе Большого Сочи диктует необходимость раскрытия туристического потенциала глубинных территорий, создание новых объектов показа их интеграция в туристическую инфраструктуру города и формирование предложений для различных категорий туристов.

Важную роль в этих  процессах   занимает   развитие    экологического туризма,  поддерживаемое  председателем правительства Медведевым Д.А. В   рамках   госпрограмм   и нацпроекта «Экология» выделяются значительные  субсидии  на  развитие  данного направления.   Согласно    постановлению   правительства  в период с 2019 по 2021 гг. 22 регионам выделены средства в  размере   21 млрд рублей на развитие туристической инфраструктуры.

Основными   точками  роста  данного  направления являются объекты Сочинского Национального Парка и  сельскохозяйственных предприятий Лазаревского, Хостинского  и Адлерского районов, а также объекты лечебно-оздоровительного туризма.

Реализация поручений Президента РФ В.В. Путина  о   восстановлении регулярного морского  сообщения   в   Черноморском  регионе,   ФГУП обеспечит формирование  новых  точек  роста  для развития яхтинга, каботажного сообщения, обслуживающей инфраструктуры,  раскроет туристический и промышленный  потенциал прибрежных территорий и поселков Большого Сочи.

Основной приоритет необходимо отдавать проектам с муниципально-частным партнёрством, когда на 1 государственный рубль приходится 2.2 рубля  частных  инвестиций.  От  их  успешного развития, будет зависеть формирование на Черноморском  побережье в районе Большого Сочи конкурентоспособной отрасли туризма,  а значит, и  социально-экономическая модернизация региона в целом. Увеличение доли туриндустрии  в  составе экономики города Сочи будет диктовать и рост в сопутствующих  отраслях  города  и региона, таких как:  строительство,  торговля,  транспорт,  сельское  хозяйство, промышленность.

В ближайшем  будущем необходимо сформировать туристско-рекреационные зоны, решить вопросы  земельно-имущественного характера,  разработать бренды курортов, начать их  продвижение на российском и международном туристических рынках, создать благоприятный инвестиционный  климат  за  счёт эффективного использования механизма государственно-частного партнёрства.

Факты о Сочи

  • 145 км – протяжённость    вдоль    черноморского побережья Кавказа  (второй про протяжённости в мире после Мехико).
  • 3 506  кв.  км     –      общая    площадь     курорта (превышает площадь Москвы).
  • 81 %     территории        приходится      на   особо охраняемые территории и объекты    (Кавказский природный         биосферный            заповедник, Сочинский                           общереспубликанский государственный          природный         заказник, Сочинский национальный парк).
  • 300 кв. км — урбанизированная   часть     курорта, представляет        собой        слабо      связанную совокупность     разрозненных      поселений      и освоенных     территорий,    разбросанных  вдоль берега моря, по долинам и склонам  в  бассейнах больших и малых  рек.
  • 4  административных      района:    Центральный, Адлерский, Лазаревский, Хостинский.
  • более 500 тыс.чел   –   постоянное    население города-курорта Сочи
  • 6,5 млн.чел  —  ежегодное количество туристов
УНИКАЛЬНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА:
  • Единственный  в  России и   самый   северный   в мире   курорт   с    субтропическим   климатом   и уникальным опытом интродукции ландшафта
  • Круглогодичный     курорт:       горный      кластер сочетается     с      возможностями     пляжного  и бальнеологического туризма  в  пределах  города
  • Уникальный курорт с богатой историей от древнего мира до современности

Сочинская курортная агломерация «Большой Сочи»

В 1961 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «О расширении территории города Сочи  и  упразднении Адлерского и Лазаревского сельских  районов Краснодарского края» была сформирована  агломерация в её существующих  границах, состоящая из 8 планировочных курортных округов.

В  рамках Концепции предусмотрена реализация развития  направлений горно-морской и бальнео-климатической рекреации в соответствии со специфическими ресурсами каждого из 8 планировочных курортных округов.

Структура экономики города-курорта Сочи

Особенности учёта валового продукта не позволяют в настоящее время точно определить, какой его частью город обязан туристам.

Вместе с тем, важно понимать, что в городе постоянно проживает более 500 тыс. человек местного населения, а ежегодно посещает Сочи около 6.5 млн. гостей, что более чем в 10 раз превышает численность местного населения. Они также пользуются услугами транспорта, розничной торговли, сельского- хозяйства и пр., формируя ВРП города не только в части, относящейся к курортам и туризму.

Учитывая природно-климатические, культурно-исторические особенности и несмотря на то, что доля непосредственно курортов и туризма в структуре ВРП занимает всего 11%, – именно туризм следует рассматривать как ключевую отрасль экономики города, а прочие – как поддерживающие для неё.


Структура туристского продукта города-курорта Сочи

В результате реализации Концепции должно произойти равномерное  перераспределение турпотока с традиционного пляжного (природно-климатического) туризма в направлении бальнеологического, культурно-исторического, научного,  спортивного и экологического, обеспечивая круглогодичную загрузку  курорта, а также переход от экстенсивного к интенсивному  развитию туристической отрасли.

Особенности  и темпы роста туризма города Сочи

  • После всплеска интереса к олимпийским объектам, начиная с 2016   года, в городе Сочи наблюдается стабилизация туристического потока.
  • Бюджет туристической отрасли города снижается на 5 млрд  рублей ежегодно в сравнении с постолимпийскими годами.
  • Структура туристического потока тяготеет в сторону пляжного туризма.
  • Показатель «среднего чека» с каждого отдыхающего постепенно снижается.
  • Объекты олимпийского наследия, как и пляжи Центрального и   Адлерского районов города являются точками концентрации туристических потоков. В настоящее время отслеживается их инфраструктурная перегрузка, перспективы роста туристического кластера на их базе ограничены.

Благодаря проведению Олимпийских игр 2014, город-курорт Сочи получил значительный импульс развития туризма и экономики  города в целом, завоевал статус мирового центра спорта и туризма.

Олимпийское наследие стало точкой роста для развития спортивного, горно-климатического туризма. Однако олимпийская инфраструктура имеет определённую ёмкость, которая достигла насыщения.

С    2016 года наблюдается стабилизация турпотока и темпов прироста валового туристического продукта. Необходимы меры по дальнейшему развитию туризма в городе.

Существующее распределение туристических потоков агломерации Большой Сочи

КОЛИЧЕСТВО ТУРИСТОВ: более 6.5 млн. чел. в год

СТРУКТУРА ТУРПОТОКОВ:

  • Железнодорожный транспорт
  • Воздушный транспорт
  • Автомобильный транспорт

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТУРИЗМА:

  • пляжный
  • оздоровительный
  • спортивный
  • горно-климатический
  • экологический

Задачи

  1. К 2035 году увеличить турпотоки более  чем   в 1.5 раза
  2. Увеличить долю морского транспорта  в общей структуре  турпотоков
  3. Перераспределить поток туристов с пляжей в горный кластер
  4. Обеспечить привлекательность и доступность существующих и новых туристических объектов показа на территории Сочинского Национального Парка

Решения

  1. Формирование новых туристических курортов в глубинных  территориях ёмкостью до 50 тысяч туристов в день
  2. Обеспечение транспортной доступности и инфраструктуры существующих и новых туристических зон
  3. Увеличение доли экотуризма с вовлечением территорий сельскохозяйственных предприятий города
  4. Создание нового турпродукта паломнического и этно-характера на базе древних религиозных сооружений (Пилотный проект «БОСПОРСКОЕ ЦАРСТВО», Проект Национального парка «Шёлковый путь»)

За сезон с мая по октябрь круизный лайнер «Князь Владимир» в рамках круиза «Золотое кольцо БОСПОРСКОЕ ЦАРСТВО» доставит в Сочи до 12 тысяч туристов, в том числе иностранных, обеспечивающих спрос на услуги рекреации на территории города Сочи.

ЦЕЛЬ: обеспечить разнообразие современных интересных туристических маршрутов и экскурсий, раскрывающих туристическую привлекательность глубинных территорий

Пилотный проект Концепции развития туризма города-курорта Сочи до 2035 года «Золотое кольцо БОСПОРСКОГО ЦАРСТВА: Ампсалида

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  1. Разработать новые туристические бренды
  2. Открыть к показу новые культурно-исторические и археологические объекты
  3. Реализовать условия для взаимодействия Администрации города Сочи, бизнеса, Сочинского Национального Парка, НКО с целью создания новой добавочной стоимости в сфере туризма и смежных отраслях

ЦЕЛЬ: объединить единым маршрутом различные объекты Национального парка и муниципального образования Сочи, раскрывая их историко-культурный потенциал, формируя  новый туристический продукт, раскрывающий туристическую привлекательность глубинных территорий

«Период раннего средневековья в Сочинском Причерноморье назван авторитетным учёным-кавказоведом Ю.Н. Вороновым «эпохой расцвета» и отмечен сильным влиянием Византийской империи и Абхазского царства. По его мнению, на территории двух наших соседних регионов существовал единый этнокультурный массив, составивший первоначальную базу Абхазского царства 8-10 веков. Она основывалась не только на близкой этнической принадлежности живших здесь народов, но и на длительных устойчивых связях между ними. Кавказ с  древнейших времён являлся важнейшим  перекрёстком торговых путей. По Западному Кавказу в раннее  средневековье проходило два основных маршрута Великого шёлкового пути: Даринский и Мисимианский.» Марков Д.В.

 

Проект Сочинского национального парка «ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ»

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  1. Открыть к показу новые культурно-исторические и археологические объекты Сочинского национального парка под единым брендом «Великий шёлковый путь».
  2. Объединить в единые туристические маршруты  отдельные доступные для туристов тропы Национального парка.
  3. Реализовать условия для взаимодействия Национального парка Сочи с Администрацией города Сочи, бизнесом, НКО с целью создания нового туристического продукта на базе объектов Национального парка.


Предпосылки развития новых курортов Большого Сочи

Глубинные территории Сочи – посёлки, расположенные на расстоянии 10-15 км от моря, граничащие с Национальным парком, обладающие мягким климатом, с давних пор были привлекательны для проживания.

В то время, как на побережье свирепствовали пираты и малярия, территории посёлков Лесной, Верхнениколаевское,  Кичмай,  Тхагапш, Ахштырь, Голицино, Лоо, Ореховка, Аибга были заселены, о  чем свидетельствуют многочисленные памятники культурно-исторического наследия.

Сейчас эти территории приобретают особую значимость.

  • отсутствие высотной застройки;
  • множество природных и культурно-исторических достопримечательностей;
  • благоприятный для развития сельского хозяйства климат;
  • возможность размещения предприятий животноводства и растениеводства;
  • уникальные плантации самого северного чая в мире;
  • турбазы и базы отдыха, расположенные в самых удобных местах…

Эти факторы являются основанием для развития эко-, этно- и агротуризма. Необходимо восстановление существующих объектов, размещение и создание новых, разработка туристических маршрутов и экотроп со взаимной увязкой с Концепцией развития туризма на территории Сочинского национального парка.

Новое звучание в разнообразии туристических маршрутов создают исторические, археологические, паломнические, образовательно-просветительские программы, связывающие между собой объекты культурно-исторического наследия разных периодов истории.

I период – памятники древнего мира, стоянки первобытного человека, пещеры, легендарные дольмены, тисо-самшитовая роща и т.д.

II период — первые поселения, относящиеся к периоду Боспорского царства и Византийской империи.

III период – памятники истории, оставшиеся в наследие от времени освоения Кавказского побережья Российской Империей. Сложные, трагические судьбы коренных народов, сохранение их культуры и возникновение новых этнических поселений на побережье. В это время возникают традиции поликультурного и многонационального Сочи, развивающегося как центр реализации смелых идей, создание цветущего города-сада на самом краю Империи, создание Русской Ривьеры с курортами, не уступающими по уровню традиционным европейским курортам того времени.

IV период  –  становление санаторно-курортного комплекса, создание уникального узнаваемого Сочинского стиля архитектуры – курортного «сталинского ампира». Роскошные санатории с шикарными парками и  перечнем услуг опережали развитие подобных рекреационных объектов в мировой практике и делали курорт привлекательным для международного туризма.

V период – современное развитие курорта, создание    круглогодичных центров отдыха и туризма. Возникновение горноклиматических курортов. Восстановление памятников древности и культуры, интеграция их в единую туристическую сеть, пронизывающую всю курортную отрасль.

Концепция развития туризма города-курорта Сочи объединяет задачи, решаемые в различных направлениях туризма и представляет консолидированный туристический продукт, способный удовлетворить потребности внутреннего и международного туризма в различных ценовых сегментах, способствует инвестиционной привлекательности курорта и увеличению стоимости недвижимости на побережье, таким образом создавая «точки роста» в виде новых курортных посёлков.

Курорты Сочи: краткое описание и тематическое развитие

Брендирование и разработка включающего в себя логотип дизайн-кода курортов являются неотъемлемой частью единой стратегии развития туризма города-курорта Сочи. Перечень курортов и брендов открыт и должен быть расширен и дополнен.

Основные принципы предлагаемых решений

1. РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ.

Создание инфраструктуры нового качества для привлечения внутренних и международных туристов. Создание музеев, этно-тематических парков и парков развлечений, строительство сертифицированных гостиниц и ресторанов, пешеходных зон и рекреационных объектов, объектов морского туризма (марин), торгово-развлекательных центров мирового уровня позволит создать новый курорт мирового класса, привлекающий международные     туристические потоки. Этому будет способствовать интеграция курорта в общую концепцию стратегического развития трансграничной курортной агломерации Большого Сочи и всего Черноморского побережья. Помимо прочего, необходимо создание   единой информационной среды для популяризации Российских  черноморских курортов, интуитивно понятных, информативных,  дающих возможность сравнения, ранжирования и оценки, как специалистами, так и туристами.

2. СОХРАНЕНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИИ.

Одной из главных туристических  ценностей и стратегических преимуществ курорта является сохранившаяся чистота окружающей среды. Необходимо направить все усилия на сохранение природы, чистоты воды рек и моря.

Этому способствуют:

  • Обеспечение доступности объектов Сочинского Национального парка, разработка и обустройство новых и старых маршрутов,    контроль над сохранением объектов природного наследия при этом их открытость для посещения туристами.
  • Модернизация городской системы водоотведения.
  • Практические меры по контролю над сбором и утилизацией отходов.
  • Участие в международных и региональных мероприятиях по сохранению и улучшению экологии Черноморского бассейна. Эколого-образовательные мероприятия среди населения и туристов.

3. УЛУЧШЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ДОСТУПНОСТИ КУРОРТА.

Необходимо обеспечить возможность перераспределения прироста туристического потока из деловой части Сочи (Центрального района) в пользу его туристической части – Лазаревского района. Это позволит увеличить приток туристов путём заполнения пустующих курортов без перенасыщения центральной части Сочи. Следует модернизировать пригородное сообщение курорта, восстановить станции для остановок поездов дальнего следования, обеспечить морское сообщение с курортом, предпринять меры по улучшению автомобильной инфраструктуры (строительство скоростной трассы Джубга-Сочи, расширение узких участков автодороги со стороны Центрального района).

4. ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА.

В настоящее  время курорт не имеет ярко выраженного туристического имиджа, существенно отличающего его от других курортов не только на мировом, но даже на региональном уровне. Курорт обладает значительным природно-экологическим и культурно-историческим потенциалом для создания узнаваемой легенды и вычленения маркетинговых сущностей для его продвижения. Необходимо формирование бренда и единой стратегии  позиционирования, отражающей текущее и перспективное состояние курорта.

5. СНИЖЕНИЕ СЕЗОННОСТИ ЭКОНОМИКИ.

Текущий основной доход региона зависит преимущественно от    туризма и  носит сезонный характер. Стабилизация заполнения,       снижение сезонности и увеличение дохода курорта могут быть достигнуты за счёт следующих мер:

  • Развитие туристических направлений, не имеющих сезонный характер – образовательный, паломнический,     культурно-познавательный, развлекательный, оздоровительный, лечебно-оздоровительный, научно-конгрессный туризм с использованием имеющейся      инфраструктуры (в частности, создание специальных             маркетинговых продуктов для привлечения туристов в межсезонье) и создание всесезонных объектов туристической инфраструктуры.
  • Размещение поддерживающих для туристической отрасли предприятий, производств и учреждений (сельскохозяйственных, торгово-развлекательных, образовательных, медицинских).
  • Развитие ремёсел.
  • Стимулирующие и образовательные мероприятия по увеличению деловой и предпринимательской активности населения.

Создание и размещение на территории  курорта перспективных для развития стратегически важных направлений предприятий может быть простимулировано созданием территорий КУРТ и свободных экономической зон, а также налоговых льгот для отдельных видов субъектов хозяйственной деятельности, их паритетное субсидирование со стороны государства.

Перспективы развития туристической отрасли Сочи

ВОПРОСЫ:РЕШЕНИЯ:
С 2016 года в городе-курорте Сочи наблюдается отток туристов на 100 000 человек в год. Бюджет отрасли города недополучает 5 млрд рублей ежегодно. Значительно снизился  показатель «среднего чека» с каждого отдыхающего.Создать на территории города Сочи объекты, способные переориентировать российские и зарубежные турпотоки, направленные в Турцию, Египет, европейские и азиатские страны.
Принять меры по развитию событийного, экологического, морского, научно-познавательного туризма, привлекая интерес иностранных и внутренних туристов к историкокультурному и природному наследию территории Сочи.
Повысить общий уровень сервиса в туристической индустрии города Сочи. Обеспечить приток новых туристов за счёт участия в межрегиональных проектах развития туризма, взаимодействия с крупными туристическими операторами.
В результате макроэкономических процессов и внутренних факторов развития города изменилась структура туристического потока с преобладанием пляжного туризма.Раскрыть потенциал глубинных территорий через создание нового турпродукта, разработку новых маршрутов
Перераспределить туристические потоки от прибрежной полосы за счет формирования нового дополнительного туристического кластера в глубинных территориях ёмкостью до 50 тысяч туристов в день (экопоселки, кемпинги, маршруты и т.д.).
Создать условия для развития событийного, культурного, религиозного, познавательного, научного туризма (проект «Золотое кольцо БОСПОРСКОГО ЦАРСТВА»)
Объекты олимпийского наследия, как и пляжи Центрального, Хостинского и Адлерского районов города являются точками концентрации туристических потоков. Результатом этого является значительная инфраструктурная перегрузка данных объектов и ограниченные перспективы роста туристического кластера на их базе.Обеспечить транспортную доступность, объектов новой инфраструктуры, интегрировать их в туристическую инфраструктуру города.
Принять меры по перенаправлению туристических потоков пляжного туризма в Лазаревский и Хостинский районы, создать необходимую инфраструктуру, повышающую туристическую привлекательность береговой линии на этих территориях, за счёт строительства марин, развития яхтинга и каботажного сообщения, благоустройства пляжных территорий и набережных (Пилотный проект «Концепция устойчивого развития рекреационных территорий Лазаревского района», «Концепция строительства яхтенных марин на территории Краснодарского края»).
Создать условия для развития событийного, культурного, религиозного, познавательного, научного туризма, перераспределяя туристические потоки от прибрежной полосы вглубь предгорных территорий (проект «Золотое кольцо БОСПОРСКОГО ЦАРСТВА»).
Отсутствует единый дизайн-код города Сочи и его туристических объектов.Выявить и извлечь культурно-исторические, архитектурные, социальные, этнические, культовые сущности и создать единую систему кодирования и брендирования туристических объектов, единые требования к их внешнему виду, фасадам, указателям, вывескам.
Значительная часть информации о туристических объектах, маршрутах, истории города, его инфраструктуре остаётся разрозненной, неполной, мало понятной, недоступной, отсутствует единый туристический информационный центр, не соблюдаются принципы доступности и понятности информации.Создать единую информационную среду для развития туристической отрасли и экономики города в целом (проект «Умный город»).
При всем богатстве культурно-исторических пластов, потенциально интересных для туристов объектов, туристическо-рекреационный комплекс Сочи эксплуатируется по экстенсивной модели, нет единой стратегии формирования туристических маршрутов, отсутствует необходимая инфраструктура.Создать условия для взаимодействия различных органов власти, религии, бизнеса, некоммерческих структур, науки, искусства, образования с целью создания туристических объектов, их систематизации, эксплуатации, обслуживания, объединения всех элементов в единую систему туристической отрасли города, нацеленную на интенсивное развитие.

Ожидаемые результаты реализации Концепции

Для достижения ожидаемых результатов и определения их контрольных индикаторов в рамках Концепции необходимо сформировать обеспеченные ресурсами для реализации подпрограммы по каждому из направлений.

РЕПУТАЦИОННЫЕ

  • повышение инвестиционной привлекательности города, включая зарубежных инвесторов, за счёт появления новых Курортов на базе отдельных территорий;
  • повышение статуса города в рейтинге мировых курортов.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

  • увеличение налоговых сборов;
  • увеличение поступления денежных средств в бюджет города;
  • задействование свободных мощностей местных предприятий различных отраслей предпринимателей;
  • привлечение бюджетных и внебюджетных инвестиций;
  • рост доходов и прибыли

СОЦИАЛЬНЫЕ

  • создание дополнительных благоустроенных общедоступных рекреационных территорий;
  • качественное улучшение городской рекреационной среды;
  • создание новых рабочих мест в различных городских сферах — сервисном и бытовом обслуживании, торговле, общественном питании и др.;
  • исключение бессистемной застройки рекреационно ценных территорий;
  • повышение уровня жизни местных жителей

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

  • полноценное задействование рекреационных ресурсов;
  • оздоровление территории Сочинского национального парка;
  • создание уникальной парковой среды;
  • повышение видеоэкологической привлекательности территории отдельных районов и города в целом

Ключевые участники проекта

Для успешной реализации стратегической задачи необходимо привлечение специалистов на всех уровнях межотраслевого сотрудничества, а также выработка форм и механизмов их устойчивого взаимодействия.

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СОЧИ:

  • Департамент по охране окружающей среды, лесопаркового, сельского хозяйства и промышленности администрации города Сочи
  • Управление курортов и рекреационных ресурсов администрации города Сочи
  • Департамент экономики и стратегического развития администрации города Сочи
  • Управление культуры администрации города Сочи

ФБГУ «СОЧИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК»:

  • Экологическое просвещение и образование
  • Экскурсионно-туристическая деятельность
  • Научная деятельность и охрана

СОЧИНСКАЯ ЕПАРХИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ:

  • Религиозное просвещение и образование
  • Паломническо-туристическая деятельность

ОПОРНЫЕ ВУЗЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ:

  • СГУ
  • Сириус

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЦЕНТРЫ:

  • Сочинский научно-исследовательский центр РАН
  • ВНИИ цветоводства и субтропических культур

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕКРЕАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИЙ «НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ»:

  • Разработка Концепции
  • Координация рабочей группы
  • Экспертное и информационное сопровождение
  • Туристический маркетинг и брендирование территории
  • Экономика и бизнес планирование

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ:

  • Общественный экологический совет при Главе города Сочи
  • Градостроительный совет города-курорта Сочи
  • Сочинский деловой клуб
  • Сочинская городская организация Союз архитекторов России
  • Сочинское городское отделение Русского географического общества

Рамочные документы

  • Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
  • Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года (2017 )
  • Соглашение о реализации совместного проекта «Золотое кольцо Боспорского царства», подписанное главами профильных министерств и ведомств Краснодарского края, Республики Крым, города Севастополя, Ростовской области, а также Русского географического общества (сентябрь 2018 г.)
  • Концепция проекта ТРАНСГРАНИЧНОЙ СОЧИНСКОЙ КУРОРТНОЙ АГЛОМЕРАЦИИ БОЛЬШОЙ СОЧИ (2014)
  • Программа развития туристско-экскурсионной отрасли города Сочи на 2017-2023 гг. (2017)
  • Приоритетная программа «Сочинская агломерация» в рамках флагманского проекта «Пространство без границ» (2017)
  • Приоритетные программы «Азово-Черноморский ареал» и «Кавказский горный ареал» (2017)
  • Постановление администрации города Сочи от 22.02.2019 года № 216 «О внесении изменений в постановление администрации города Сочи от 13 января 2016 года № 2 «Об утверждении муниципальной программы города Сочи «Благоустройство территории муниципального образования город-курорт Сочи»
  • Постановление администрации города Сочи от 04.03.2019 года № 267 «Об утверждении Положения об отделе информатизации и информационной безопасности управления информатизации и связи администрации города Сочи»
  • Постановление администрации города Сочи от 01.03.2019 года № 261 «Об утверждении Комплексной схемы организации дорожного движения в границах муниципального образования город-курорт Сочи на 2018-2032 годы»
  • Постановление администрации города Сочи от 01.03.2019 года № 264 «О внесении изменений в постановление администрации города Сочи от 25 декабря 2015 года № 3662 «Об утверждении муниципальной программы города Сочи «Поддержка районных социально ориентированных казачьих обществ Черноморского окружного казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества города Сочи»
  • Постановление администрации города Сочи от 01.03.2019 года № 262 «О Порядке определения объёма и условий предоставления субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным управлению по образованию и науке администрации города Сочи, на реализацию мероприятий муниципальной программы города Сочи «Доступная среда»
  • Постановление администрации города Сочи от 27.02.2019 года № 238 «О внесении изменений в постановление администрации города Сочи от 17 апреля 2017 года № 622 «Об утверждении Положения о муниципально-частном партнёрстве в муниципальном образовании город-курорт Сочи»
  • Постановление администрации города Сочи от 25.02.2019 года № 224 «О внесении изменений в постановление администрации города Сочи от 18 ноября 2015 года № 3240 «Об утверждении муниципальной программы города Сочи «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса в муниципальной образовании город-курорт Сочи»
  • Распоряжение администрации города Сочи № 49-р от 22.02.2019 года «О создании Проектного офиса «Умный город» администрации города Сочи»
  • Соглашение о создании в Сочи «Цифровой долины» (Sochi. Digital Valley), подписанное 15.02.2019 в рамках Российского инвестиционного форума между Администрацией города Сочи и Фондом содействия развитию современных информационных технологий и цифровизации экономики «Атом»
  • Постановление администрации города Сочи от 15.02.2019 года № 171 «О внесении изменений в постановление администрации города Сочи от 16 сентября 2016 года № 2109 «О создании рабочей группы администрации города Сочи по исполнению поручений органов исполнительной власти Краснодарского края в сфере сохранения зелёных зон на территории муниципального образования город-курорт Сочи»
  • Постановление администрации города Сочи от 15.02.2019 года № 174 «О внесении изменений в постановление администрации города Сочи от 29 декабря 2015 года № 3707 «Об утверждении муниципальной программы города Сочи «Дорожная деятельность на территории муниципального образования город-курорт Сочи»
  • Распоряжение администрации города Сочи от 13.02.2019 года № 38-р «О внесении изменений в распоряжение администрации города Сочи от 28 апреля 2018 года № 138-р «О создании рабочей группы для формирования отрасли промышленности по организации раздельного сбора, сортировки и переработки отходов на территории муниципального образования город-курорт Сочи»
  • Постановление администрации города Сочи от 13.02.2019 года № 163 «О внесении изменений в постановление администрации города Сочи от 5 февраля 2015 года № 318 «О мониторинге негативного воздействия на окружающую среду при отведении сточных вод»
  • Постановление администрации города Сочи от 13.02.2019 года № 161 «О внесении изменений в постановление администрации города Сочи от 9 апреля 2015 года № 1153 «Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства и санитарного содержания территории города Сочи»
  • Постановление администрации города Сочи от 13.02.2019 года № 162 «Об утверждении Устава Головинского хуторского казачьего общества»
  • Постановление администрации города Сочи от 08.02.2019 года № 139 «О назначении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи»
  • Постановление администрации города Сочи от 04.02.2019 года № 110 «О внесении изменений в постановление администрации города Сочи от 18 декабря 2015 года № 3544 «Об утверждении муниципальной программы города Сочи «Развитие инфраструктуры муниципального образования город-курорт Сочи»
  • Постановление администрации города Сочи от 01.02.2019 года № 97 «О внесении изменений в постановление администрации города Сочи от 30 декабря 2013 года № 2967 «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципального образования города Сочи, на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности» и об утверждении положения о комиссии по организации экскурсионной деятельности на территории муниципального образования город-курорт Сочи»
  • Распоряжение администрации города Сочи от 30.01.2019 года № 25-р «О внесении изменений в распоряжение администрации города Сочи от 24 апреля 2017 года № 137-р «О создании рабочей группы по реализации программы «Умный город» Сочи»
  • Генеральный план городского округа «Город Сочи» до 2032 года
  • Концепция комплексного устойчивого развития рекреационных территорий Лазаревского района (2017)

ПОДГОТОВЛЕНО ЦЕНТРОМ РАЗВИТИЯ РЕКРЕАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИЙ «НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ»
 АВТОРЫ: ШЕБЗУХОВА О.А. БЕДУСЕНКО К.К. ЗЕНЬКО Ю.В.

Все подробности проекта на Www.Ampsalida.ru

Ждём обратной связи, присоединяйтесь к увлекательному процессу преобразования Сочи в Центр международного туризма и жемчужину античной истории.

5/5 - (2 голоса)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.