Домой История Сочи по послевоенному проекту планировки

Сочи по послевоенному проекту планировки

5027
0

Выполнение первого генерального плана, разработанного в 1933 году на 25 лет, прервала война. Но даже в трудных условиях послевоенной разрухи государство нашло возможность выделить средства для восстановления курорта после сворачивания госпитальной базы в 1946 году, а также практически полностью разрушенной пляжной полосы.

В ноябре 1948 года утвержден проект планировки г. Сочи, выполненный бригадой во главе с инженером-планировщиком И.К. Жилко.

Административно в состав курорта входят также район Хоста—Кудепста с прилегающими территориями. В районе Хосты расположено более двух десятков санаториев. Город Сочи играет роль административного, научно-медицинского, культурного и торгового центра. Мацеста является лечебным центром. В архитектурно-планировочном отношении курорт может быть разделен на две несколько обособленные части: на западную, охватывающую территорию от реки Мамайки до реки Бзугу, и восточную — от реки Бзугу до Мацесты.

В западной половине планировкой выделяются следующие основные функциональные зоны:
1. Зона курортного освоения. В ней размещаются санаторные и общекурортные учреждения, курортные парки и пр.
2. Селитебная (жилая) зона, состоящая из ряда районов.
3. Зона размещения промышленных, складских и других предприятий, для которых отводятся по возможности изолированные и периферийно расположенные участки.

Курортная зона размещается преимущественно в приморской полосе на запад от реки Бзугу, на горных склонах, обращенных к морю и потому особенно благоприятных для жизни в микроклиматическом отношении. Курортные зоны вдоль основных магистралей отделены от жилых и хозяйственных районов зелеными массивами и парками.

Принимая за основу важнейшие природные факторы района вершины хребтов, долину реки Сочи, авторы планировки архитектурно объединяют приморскую полосу, предназначенную для курортного строительства, в единое целое со склонами и долинами, отводимыми для городской застройки. На базе существующих зеленых насаждений общего пользования, а также сохранившихся естественных зеленых массивов создается целая система парков, скверов, бульваров, прогулочных дорог (особенно вдоль моря и по хребтам), терренкуров и т. д.

Необходимые мероприятия по организации системы парков осуществляются в двоякой форме. С одной стороны, развиваются существующие массивы общего пользования: Дендрарий, Курортный парк им. Фрунзе и парк у Ривьеры. С другой стороны, создаются новые парки: в устье реки Бзугу, на «склонах реки Гнилушки, вдоль проспекта имени Сталина (от проектируемого курзала до существующего театра), в нижней части города (перед акваторией порта), по склонам балки Мусина-Пушкина, в Цюрупинском районе и в районе реки Мамайки.

Среди этих зеленых массивов прокладываются пешеходные, велосипедные, верховые и другие прогулочные тропы. Из них особый интерес представляет тропа, которая проложена от горы Батарейка вглубь района по хребту; она огибает долину реки Верещагинки и выходит на Лысую гору, откуда спускается в Дендрарий (современные улицы Альпийская и Пятигорская).

Центр, объединяющий курортную и городские жилые зоны, проектируется в нагорной части города. При этом он будет занимать цен¬тральное место также и в отношении территории всего курорта. Рас¬полагаясь у моря, он будет подчеркивать приморское положение Сочи. В композицию центра органически включается гора Батарейка. Благодаря своему доминирующему положению в качестве высотного ориентира она придает своеобразие всему силуэту центрального ансамбля.

Курорт располагается на значительном протяжении вдоль берега моря. Его основная продольная ось образуется расположенными вдоль моря санаториями, парками и линией Курортного проспекта, проходящего параллельно берегу моря на всем протяжении курорта.

Существенной особенностью западной половины курорта является размещение в ней не только старых, но и большого числа новых жилых районов, предусмотренных планировкой. Для последних отведены различные территории, в том числе долины и берега реки Верещагинки, Бочарова ручья и Мамайки, склоны гор Виноградной, Пасечной, верхняя и нижняя части города Сочи, завокзальный район, примыкающие к городу отдельные участки совхозов, колхозов и другие места.

Восточная половина курорта — склон горы Бытхи — имеет более простую и характерную для курорта структуру. Функциональное зонирование территории Бытхи основано на следующем использовании отдельных зон:
1. Зона вдоль берега моря отводится для общих и лечебных пляжей.
2. Зона между морем и шоссе (выше пляжей) в основном закрепляется за парками общего пользования. В них размешаются цент¬ральные лечебные и культурно-бытовые учреждения (морские ванны, поликлиника, физкультурные центры, курзалы и т. д.). Новое строительство санаториев и домов отдыха в этой зоне запрещается.
3. Зона южных, обращенных к морю, склонов гор, расположенная выше шоссе, предназначается для размещения курортных учреждений (санаториев и т. д.) и парков при них.

Район Бытхи обладает мощной естественной растительностью. В дальнейшем эти зеленые массивы будут значительно расширены. Большой лесопарк предполагается создать на вершине горы. Для архитектурного объединения приморской береговой полосы с нагорным лесопарком создаются три вертикальные парковые полосы. В них прокладываются прогулочные и транспортные пути, которые соединят прогулочную тропу, идущую по хребту горы, с приморской тропой и автострадой.

В результате такой схемы дорог образуется громадное (около 9 км) прогулочное кольцо, охватывающее всю Бытху, от подошвы до вершины, со многими более короткими кольцевыми маршрутами внутри большого кольца. В нижней части склона создаются парки: один в устье реки Бзугу, другой, приморский парк, между детской клиникой Института Курортологии и физиотерапии и Мацестой. Система вертикальных полос зелени соединит нижние парки с лесопарком на вершине горы и в то же время расчленит зону санаториев Бытхи на 4 части, в каждой из которых будет 8 — 10 санаториев.

Такое расчленение территории имеет большое архитектурное значение. Оно составляет одну из важных предпосылок для использования пейзажной планировки курорта, которая оправдывается, в частности, тем соображением, что при ее применении достигается наибольшая гармония архитектурных комплексов с естественным окружением. При этом тщательно учитывается пластика рельефа и выявляются наиболее живописные места.

Вследствие строения самой горы Бытхи ее обширный склон в сторону моря открывается с автомагистрали отдельными частями (примерно одинаковой величины). При пейзажной планировке облегчается постепенное освоение территории, причем в каждой зоне создаются самостоятельные архитектурные ансамбли. Это позволит избежать недопустимых в курортном строительстве однообразия и монотонности и тем самым обеспечить живописность архитектурного облика курортного района в целом. Благодаря пейзажной организации курорта особенно проявляется композиционная роль автострады. Курортный проспект как в восточной, так и западной частях служит продольной осью, объединяющей курорт в единый ансамбль.

В дальнейшем намечается устройство на высоте 120 — 150 м второй магистрали. Важным транспортным мероприятием для курорта явится постройка фуникулеров общего пользования, подвесных канатных дорог и других средств вертикального транспорта.

За хребтом горы Бытхи и на ее северо-западном склоне размещаются жилой поселок на 8000 человек, заселяемый персоналом, обслуживающим курорт, и хозяйственные предприятия района.

Для улучшения обслуживания отдыхающих на береговой полосе важное значение имеет благоустройство пляжей, оборудование их павильонами, зонтами и прочими специальными устройствами, создание станций водного спорта, лодочных пристаней и т. д.

Морской берег курорта всегда страдал от оползневых явлений. В настоящий момент оползни предотвращены искусственными сооружениями, устроенными на протяжении береговой полосы, от территории Морпорта до морского вокзала в Мацесте. В результате строительных мероприятий, преодолевающих оползневые явления и размыв берега морскими волнами, конфигурация береговой полосы с годами меняется.

Одновременно расширяется инфраструктура города: модернизируются предприятия местной и пищевой промышленности, строятся здания вокзалов:

железнодорожного (1952,  архитектор А.Н. Душкин)

и морского (1955, архитектор К.С. Алабян)

Строительство санаторных комплексов разворачивается преимущественно вдоль улицы Виноградной в сторону Мамайки. В 1950-е были возведены:

Санаторий «Новые Сочи» (1953-1954 гг., с 1955 г. им. В.И. Ленина, ныне «Русь», архитектор Т.Д. Каценеленбоген)

Санаторий им. Ф.Э. Дзержинского (1950-1954, архитекторы М.И. Мержанов, Г.В. Макаревич, Г.Д. Борисов, Е.В. Рыбицкий)

Санаторий «Сочи» (1947, архитектор Ф.Р. Козюрин)

Также санатории возводились и в других районах курорта:
Санаторий «Металлург» (1953-1956, архитектор Я.И. Свирский)

Санаторий «Чайка» (1955, архитекторы А.В. Крестин, И.Н. Шиков)

В 1953 году открываются первые кинотеатры: «Родина» и «Сочи» (позже «Стерео», ныне здание ГК «Олимпстрой», архитектор П.Г. Стенюшин)

А в 1958 году и в Хосте открывается кинотеатр «Луч» (архитектор З.О. Брод)

«Архитектура Сочи»

источник: Н.Б.Соколов, «Сочи – Мацеста», М., 1950 г.; «Сочи: страницы прошлого и настоящего», С., 2003 г.

5/5 - (3 голоса)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.