Летний театр всегда шел вторым после Зимнего, не смотря на то, что лето в Сочи намного длиннее зимы. Помпезная копия Парфенона гордо возвышалась над морем, тогда как Летний театр скромно прятался среди деревьев парка имени Фрунзе.
Возможно, столь разное отношение к театрам было не только потому, что один имел крышу, а другой собирал зрителей под открытым небом. Просто в конкурсе на проект первого принимали участие видные архитекторы страны и, по легенде, сам И.В. Сталин лично выбрал проект молодого архитектора К.Н. Чернопятова, тогда как Летний театр был построен по проекту архитектора В.С. Кролевца, работавшего в архитектурно-проектной мастерской, созданной при городском отделе коммунального хозяйства и вошедшей позднее в состав краевого объединения «Азчергражданпроект» (именно из этой мастерской вырос впоследствии сочинский институт «Южгипрокоммунстрой»).
Согласно ПЗЗ, Летний театр не вошел в список памятников архитектуры ни федерального, ни регионального значения. Примечательно и то, что в тексте своей книги «Сочи-Мацеста. Архитектурный очерк» (1950г.) московский архитектор Н.Б. Соколов о Летнем театре не упоминает вовсе, лишь публикует две фотографии фрагментов здания, делая при этом ошибку в фамилии архитектора
Так или иначе, но жители Сочи давно считают здание Летнего театра памятником архитектуры и не зря: партер зрительного зала находился под открытым небом и с двух сторон как бы опоясан ажурной колоннадой, под перекрытием которой располагаются ложи.
Акустика в Летнем театре и облик в романтическом стиле в прошлом веке сделали его главной в городе симфонической площадкой, а до строительства КЗ «Фестивального» и эстрадной.
Все изменилось в перестроечное время, когда стало совсем не до культуры. Первая попытка реанимировать Летний театр была предпринята сочинским предпринимателем А. Фроленковым в 2001 году. Он не только нашел возможность обновить колоннаду, обеспечить техникой полузаброшенный театр, но и попытался вернуть ему былую славу. В середине 2000-х был еще один косметический ремонт, когда здание театра выкрасили в цвет охры, а перед ним появилась брусчатка и многоярусный фонтан.
Но начиная с 2005 года Летний театр переходит от инвестора к инвестору. У каждого нового хозяина планы все более грандиозные, а состояние театра становилось все плачевнее.
Первый яркий проект превращения открытой площадки эпохи строительства коммунизма в фестивальный центр, «равного которому не будет на побережье Черного и даже Средиземного моря» задумал Марк Рудинштейн.
Сложно сказать, что помешало основателю «Кинотавра» реализовать свои планы, но уже через два года судьба Летнего театра вновь делает резкий поворот: он пошел «в нагрузку» инвесторам, взявшимся за «реконструкцию» «Фестивального». Одобряя инвестиционный проект, по которому вместо концертного зала «Фестивального» и парка рядом должны были появиться несколько высоток и футуристическая ракушка, депутаты специально оговорили, что сперва инвестор должен реконструировать Летний театр, чтобы тот стал главной концертной площадкой курорта на время строительства, и только после этого может начать снос «Фестивального». Уже тогда планировалось установить в театре современное оборудование и соорудить крышу над зрителями.
Возмущение горожан, кризис и смена власти встали на пути реализации одиозного инвестпроекта. «Фестивальный» удалось сохранить, а вот Летний театр за это время успел лишиться кресел и охраны.
© nds-sochi.ru
17 декабря 2011 © Nenci
Вернув Летний театр в муниципальную собственность, городские власти долгое время не могли найти нового инвестора, способного не только отремонтировать здание, но и вдохнуть в него новую жизнь. Идея перекрыть зрительный зал Летнего театра постоянно всплывала в разнообразных грандиозных проектах реконструкции.
© oleole
© indi-3d.blogspot.ru
Летом 2012 года начался ремонт театра, вовсе не предвещавший каких-либо кардинальных изменений внешнего вида. Работы по заказу ООО «Гарант Плюс» выполняло ООО «Невский реставратор».
© fire-fly
Здание уже было заново выкрашено, когда в начале 2013 года началась активная фаза новой реконструкции — сооружение купола над зрительным залом. При этом реализующийся проект не проходил ни общественные слушания, ни рассмотрение градостроительным советом. Не был он показан горожанам и на паспорте строительства.
Поэтому о предстоящих изменениях облика Летнего театра приходилось только догадываться: потребует ли установка мощной системы вентиляции не только кровли над зрительным залом, но и наружного остекления?
Все время, пока шла реконструкция здания, сочинцев мучил главный вопрос: судьба Летнего театра — драма или трагедия: завершится ли очередная реставрация и что в результате нее получится? Все сомнения были развеяны с выходом постановления администрации города Сочи от 09.04.2013 № 719 «О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Буэнас Кубунас» муниципальной преференции в целях развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей путем передачи в аренду объекта недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности города Сочи».
Этим постановлением глава города передает здание Летнего театра ООО «Буэнас Кубанос» без проведения аукционов и конкурсов сроком на 30 лет с правом «произвести отделимые улучшение в виде сборно-разборной конструкции покрытия в целях всесезонной эксплуатации Имущества». Согласно тексту постановления ООО «Буэнас Кубанос» обязуется использовать муниципальное имущество «в целях киноконцертной деятельности и организации иных культурно-массовых мероприятий».
В реальности же в Летнем театре открылось кабаре с ресторанным обслуживанием, первое представление которого было дано 10 мая 2013 года. Вот такую вот культуру развивает городская администрация.
© Александр Валов
© sochiadm.ru
При более детальном осмотре здания Летнего театра нельзя не заметить «скоропалительность» реконструкции, которая выражается в прокладке системы вентиляции прямо по фасаду — так проще и быстрее, более того — не нашлось даже времени продумать и правильно организовать доступ маломобильных граждан к кассам и в зрительный зал, тактильной плитки тоже нигде не наблюдается, да и об отведении ливневых вод особо не задумывались — сбрасываются прямо на тротуар вокруг театра. Все это говорит, о сокращении в первую очередь времени на проектирование, о наплевательском отношении к исторической архитектуре театра и производит впечатление чего-то временного: организовать как можно скорейшее получение прибыли, пока ситуация не изменилась.
Руководство театра пока только заявляет о широкой гастрольно-концертной деятельности с приглашением самых известных артистов мира разных жанров и направлений искусства, а также о планах активного плодотворного сотрудничества с Сочинским концертно-филармоническим объединением.Что ж, поживем — увидим. Радует только одно: Летний театр «скорее жив, чем мертв», а значит его история продолжается и могут еще настать лучшие времена.
Какое то старушачее ворчание. Не понимаю я вашего ворчания по поводу купола — а как иначе то в летнем театре сделать кресла? Или что? деревянные лавки как было? пластиковые сидения как на футбольных стадионах? А свет, акустику? как от дождя то укрывать? полиэтиленом?
Нормально всё сделали — легкий купол защищающий от дождя, и открытые стены. Ходил на это кабаре. Тут то какие проблемы? Шикарные девушки, в шикарных костюмах, шикарно танцуют под чудесную музыку и песни. Что «бессамемучо» в Сочи теперь моветон?
По мне (гостю Сочи) — вполне себе приличное место для вечернего променада вышло.
Все опять не так не пригласили, не посоветовались и вентиляция не там и туалет не тот Хватить брюзжать Слава богу здание сохранено и в нем хоть что то появилось кроме помойки…
За победными реляциями обращайтесь на официальный сайт горадминистрации:)
Что имеем не храним, а потерявши плачем. Умирает сочинский ампир. Да здравствует сочинский «кич»!
В любом случае это лучше, чем если бы он стоял дальше и разрушался, либо был реконструирован, как на визуализациях выше. Против кабаре тоже ничего не имею, Мулен Руж вспомните, красивейшее представление, может и у нас неплохо будет.
Уважаемая Наталья! А данное издание создано для негатива и только?!
Мы же вроде бы как осуждаем заданную статьей тему.
Вы согласны с тем положением «Летнего» в котором он прибывал последнее десятилетие?
Какие «победные реляции» Вы имели в виду?
Я лишь выразил радость по поводу уничтожения помойки в этом здании.
Уважаемый Алексей! В силу воспитания и образования я испытываю чуть большую гамму чувств, чем черное или белое, что и отражено в это статье, как и во всем журнале.
просто цитата: …Я давно не грущу, обходя этот дом,
А пройдешь мимо дома — и что-то защемит,
И чуть-чуть поболит. И отпустит потом…
О каком-то Сочинском ампире речь ведется. Кошмар, город превратился в архитектурную помойку. Лишь единицы сочинских архитекторов действительно создают настоящую архитектуру. Существует великое множество «забегаловок», а площадок для проведения культурных мероприятий очень мало. Иногда пойти просто некуда. Этот проект- пример действительно грамотного подхода к реконструкции. К зданию в данном случае отнеслись очень деликатно. Перекрыть зал оболочкой- очень разумное и дорогое решение. Таким образом дали новый виток жизни историческому зданию, которое просто бы разрушилось со временем, появилась еще одна площадка для проведения мероприятий, за которую не стыдно (в отличие от Зеленого Театра). Сделали работу. А конечно можно разбираться в цветовом решении гаммы своих ощущений, пока город застраивается чужими неизвестно чем.
Театр превратили в кабаре. Зачем Сочи кубинское кабаре? Этим туристов завлекать собираются?
Интуиция подсказывает, через определенное время это сооружение сталинской эпохи будет перепрофилировало, даже с конструктивными изменениями в какое-то другое заведение.