На заседании архитектурной секции Градостроительного совета, которое состоялось 24 октября 2018 года, было рассмотрено Градостроительное обоснование размещения Многофункционального гостиничного комплекса «Каскад», с блоком общественного питания (бары, кафе, кондитерская), курортной гостиницей со СПА — центром, спортзалом и художественным салоном по Курортному проспекту в Центральном районе г. Сочи».
Существующее здание ресторана «Каскад» из-за разрушения конструкций восстановлению не подлежит, считают арендаторы участка и собственники здания и на его месте хотят возвести новый комплекс, концепция которого была подготовлена ООО «Архитектурной мастерской «АР.КО». На заседании архитектурной секции её представил автор — архитектор Козинский О.Ф.
Большое влияние на процесс проектирования и строительства оказывает археологическая и историческая ценность территории. Поэтому заранее был заключён договор об археологическом сопровождении процесса.
Проектом предусмотрено уменьшение площади застройки на 862 м2 и увеличение площади озеленения на 1308 м2. Вместо хозяйственного двора ресторана «Каскад» запроектированы три открытых общедоступных внутренних дворика, на первых этажах которых будут восстановлены общественные функции — кафе, художественная галерея, детские пространства.
На объёмно-планировочное решение повлиял рельеф, с перепадом отметок около 15 м. Комплекс представляет собой каскад из шести блоков вдоль существующей и сохраняемой лестницы. Перепад каждого блока составляет 3 метра. Высота блоков 12 метров и соответствует зоне ОЦ-1, с учётом ограждения кровли — высота здания 13.2 метров. Под каждым блоком — подземная парковка. Все кровли комплекса эксплуатируемые и объединены между собой открытыми лестницами и подъёмниками для МГН.
Архитектурно-планировочная идея комплекса — попытка сохранить исторический контекст места по масштабу и архитектурным деталям, в духе старого Сочи, с применением неоклассических элементов в ограждении балконов, террас, карнизов, колонн, пилястр, вазонов в сочетании с современными элементами крупноразмерного остекления витражей, окон и крупноразмерных навесных керамических панелей.
Разработчик предложения по бестранспортной схеме вокруг Морского вокзала Попов А.А. представил на заседании варианты выноса транзитного транспортного потока с территории перед морским вокзалом, по ул. Москвина и части ул. Орджоникидзе до памятника Островскому, с прохождением тоннеля в том числе и под рассматриваемым участком.
Члены архитектурной секции высказали свои замечания и предложения по проекту.
Председатель архитектурной секции Мельников К.Ф. выступил с несколькими предложениями. Во-первых, должна быть разработка градостроительных и объемно-планировочных решений на конкурсной основе — нужны различные варианты, во-вторых, необходимо заранее определиться с выводом транзитного транспорта перед Морским вокзалом, так как это сильно влияет на генплан комплекса. И, в-третьих, по-мнению Мельникова К.Ф. нет чёткого зонирования, «большое количество общественных, открытых для города предприятий обслуживания и развлечений вносит в функциональное зонирование большую сумятицу».
Ахитектор Мотриченко Е.Б. отметила необходимость Проекта планировки территории и высказалась против ограничения движения по ул. Орджоникидзе.
Президент СГООО «СА РФ» Афуксениди Ф.И. отметил в проекте превышение Коэффициента использования территории практически в два раза от нормативного, а также предложил раскрыть пешеходные пути между зданиями, увеличить террасы и площадки в сторону моря.
Архитектор Смирнова В.М. высказалась за новый проект, который вернёт городу общественные общедоступные пространства, но предложила в Градостроительном плане обозначить обязательную открытость территории для доступа горожан.
Архитектор Задикян О.М. предложил архитектуру сделать более торжественной со стороны Курортного проспекта и спускаться террасами к морю.
По мнению архитектора Розовой З.А. новый объект нужно максимально открыть для посетителей, избегая заборов, открыть террасы в сторону моря, сократив площадь застройки и увеличив площадь озеленения. А также рекомендовать заказчику выполнить Проект планировки предполагаемой безтранспортной зоны в вариантах или на конкурсной основе.
Архитектор Адуховская М.Н. предложила вместе с сотрудниками Департамента по архитектуре детально обсудить данные Градостроительного плана, узаконить именно общедоступное, открытое пространство дворов, недопустимость заборов.
Архитектор Козинская О.В.: Федеральные нормы градостроительного проектирования устанавливают норматив по плотности застройки, а не КИТ. Эта плотность относится к кварталу в целом, а не к отдельно взятому участку. Без Проекта планировки мы не можем понять возможной вместимости участка и его требуемой городской функции.
Архитектор Сухоруков В.Р. отметил рациональный подход к использованию территории, по его мнению необходимо выполнить условия ПЗЗ, чтобы эксперты Минстроя согласовали проект, соблюдая параметры по высоте, обеспечив требуемое количество стояночных мест и процент озеленения.
Архитектор Тарасов А.Б. предложил рассмотреть проект с точки зрения человеческого восприятия, это подскажет решения по акцентам в архитектуре объекта.По транспортной схеме архитектор придерживается варианта устройства эстакады на Москвина.
Решили:
1. Сформулировать параметры Градостроительного плана участка, в том числе: общедоступность, историческую ценность, озеленение, традиционные пешеходные маршруты.
2. Предложения по Градплану обсудить на заседании Архитектурной секции прежде, чем вносить в документ.
3. Рекомендовать заказчику выполнить Проект планировки предполагаемой безтранспортной зоны в вариантах или на конкурсной основе.
4. Предложить внести изменения в местные градостроительные нормы относительно открытых летних помещений (террасы, кровли, лестницы) и не учитывать их при подсчёте КИТ и площади застройки.
5. Особое внимание обратить на отсутствие ограждения участка и закрепить в Градостроительном плане высоту ограждений равную нулю.