Домой Сообщество Имена «Деревья» на склоне гор

«Деревья» на склоне гор

10466
13

Герман ФЕДОРОВСКИЙ,
член Союза журналистов России, инженер-строитель.
«Черноморская здравница»

Евгений Сердюков впервые предложил идею космизма в архитектуре, его замыслы всегда были устремлены ввысь…

Лет тридцать назад в Сочинском политехникуме состоялся очередной выпуск техников-архитекторов. Понятно, по такому торжественному случаю счастливые выпускники позволили себе выпить шампанского. И вот, когда все уже были навеселе, председатель государственной экзаменационной комиссии, которая заслушивала защиту дипломных проектов, главный архитектор Сочи Евгений Александрович Сердюков задал свежеиспеченным специалистам вопрос: есть ли среди них такие, у кого национальность (естественно, по записи в паспорте) печенег, скиф или половец? Все были удивлены этим вопросом. Таковых, конечно, не оказалось. Евгений Александрович тогда сказал, что это и не удивительно. Эти народы были кочевниками, за всю свою историю они не построили ни одного города, ни одного здания, то есть они не закрепили на земле ни себя, ни память о себе. А с течением времени вообще исчезли…

Конечно, эту мысль можно оспаривать. Но в тот момент разговор шел о том, что именно архитекторы, специалисты в области строительного искусства, создавая монументальные сооружения, города, своей деятельностью укрепляют на земле народы и не дают им просто так сойти с исторической арены. Продолжая разговор, Евгений Александрович обратил внимание выпускников на то, что для достижения высот профессионализма в архитектуре надо постоянно и много учиться, постоянно находиться в творческом поиске.

Сам Евгений Александрович был профессионалом высокого класса, талантливым архитектором. Его способности, кстати, и в области изобразительного искусства проявились еще в школьные годы. Он окончил с серебряной медалью сочинскую среднюю школу № 9.

Отец Жени, Александр Иванович Сердюков, был неординарным, интеллигентным инженером-строителем, участником возведения в нашем городе многих объектов. Он сумел привить сыну интерес к этой благородной профессии, и Евгений поступил в Ленинградскую академию художеств имени И.Е.Репина на архитектурный факультет.

Учился он отлично, с третьего курса — Сталинский стипендиат, его курсовые и дипломный проекты остались в фонде академии в качестве учебных пособий для будущих студентов.

С отличием закончив академию, Евгений Сердюков был направлен на работу в самый крупный в Сочи проектный институт «Южгипрокоммунстрой». Начав работать в архитектурной мастерской № 1 (зав. мастерской Петр Иванович Строкач), Сердюков сразу проявил свои творческие способности. Он нашел место в центральной части города — в Турецком овраге — для размещения в нем киноконцертного зала на 3000 мест и разработал проектные предложения по его строительству. По этим идеям Е.Сердюкова потом московские архитекторы В. Шульрихтер и И. Рябышева спроектировали, а затем и построили зал «Фестивальный».

Сердюков разработал проект благоустройства нижней части парка «Дендрарий» с малыми архитектурными формами — теперь в парке это любимое для посещения место сочинцев и гостей курорта.

Телевидение в шестидесятые годы еще не ворвалось к нам в квартиры, и для людей поход в кинотеатр на просмотр нового фильма был маленьким праздником. Тогда в центре города был построен широкоформатный кинотеатр с громким названием «Спутник». Для постройки его был использован типовой, самый дешевый проект института «Гипротеатр». Однако вскоре выяснилось, что для зрителей «Спутник» очень неудобен. Летом в нем было жарко и душно, так как не было вентиляции, а зимой — сыро и холодно, так как не было системы отопления. Кроме того, в кинотеатре не было вестибюля, и людям, купившим билеты, приходилось долго ждать на улице начала киносеанса.

Городские власти приняли решение реконструировать кинотеатр. В результате конкурса архитекторов «Гипрокоммунстроя» лучшим был признан проект Сердюкова. В этом проекте он впервые предложил идею космизма в архитектуре, идею устремленности здания вверх. Идея была нова, оригинальна и соответствовала духу времени, когда осуществлялись первые в нашей стране шаги по освоению космического пространства.

В проекте Сердюкова устранялись все имевшиеся ранее в «Спутнике» недостатки: кинотеатр превратился в сверкающий кристалл, культурный центр, украшающий город. Реконструкция была проведена в короткий срок, и 1 июня 1962 года преображенный кинотеатр принял первых зрителей.

Следующей интересной работой Сердюкова был проект кинотеатра «Кубань» на 540 мест на улице Воровского. Особенностью его было то, что здание удачно вписывалось в существующую уличную застройку. Кинотеатр настолько понравился сочинцам, что его решили превратить в типовой проект, и аналогичные здания построили в районе улицы Донской — кинотеатр «Юбилейный», в Адлере — «Комсомолец», в Лазаревском — «Восход».

Фото с info-lazarevka.ru
Фото с bescker.ru

В 1963-1964 годах по проекту Сердюкова в Сочи была построена музыкальная школа с концертным залом на 470 мест.

Молодой архитектор Евгений Сердюков хорошо вписался в коллектив проектного института, активно участвовал во многих массовых мероприятиях, был душой коллектива. Как-то к новогоднему торжеству он в проеме лестничной клетки института из бумаги делал громадную елку высотой в три этажа, которую украшал рисунками — дружескими шаржами на своих коллег, в том числе и на себя, участвовал в товарищеских вечеринках, любил музыку, прекрасно пел и танцевал твист, вместе с женой Нелли Георгиевной ездил в турпоходы по выходным дням в — Пицунду, Новый Афон, на Красную Поляну. Был он веселым и общительным, товарищи по работе ценили и уважали его.

В ноябре 1963 года Евгений Сердюков был назначен главным архитектором города-курорта Сочи. Ему пришлось заниматься административной, чиновничьей работой. В составе авторского коллектива он участвовал в разработке проекта застройки центральной части города.

Но Сердюкову хотелось заниматься зодчеством, творческой работой, и он в мае 1965 года перешел в проектную организацию «Союзкурортпроект» на должность главного архитектора. Начался новый период его творчества, большим успехом Сердюкова стала победа в конкурсе на проектирование широкоформатного кинотеатра в Краснодаре. Проект был осуществлен — в краевом центре появился кинотеатр «Аврора» с залами на 1280 и 170 мест и кафе на 200 мест. Как за лучшее здание, построенное в 1967 году, за проект кинотеатра Госстрой РСФСР присудил Сердюкову диплом первой степени.

По проекту Е.Сердюкова в Абхазии, в поселке Мюсера, был построен одноименный санаторий на 366 мест. И за этот проект ему была присуждена первая премия.

В 1968-1971 годах по проекту Е.Сердюкова в центре Сочи построено административное здание, которое Сочинский горком КПСС отметил первой премией. Сейчас в этом здании размещается Сочинский государственный университет туризма и курортного дела.

Сердюковым был разработан и успешно осуществлен в 1968-1969 годах проект реконструкции и расширения сочинского санатория «Заря», а в 1983 году была проведена реконструкция и расширение его родной средней школы № 9. Кстати, учился в этой школе Женя Сердюков в одном классе с будущим космонавтом Виталием Севастьяновым, с которым они дружили всю жизнь.

Архитектор находился в постоянном творческом поиске. Им был предложен оригинальный проект ресторана «Бриз» на 2000 мест у гостиницы «Ленинград». Ресторан фактически висел над морем и прибрежной полосой, опираясь одной опорой на набережную, а другой стороной — в береговой откос. За этот проект архитектору была присуждена первая премия, однако строительство, к сожалению, не было осуществлено.

Не были осуществлены в натуре и такие работы Е.Сердюкова, как проект Дворца всемирных кинофестивалей с залом на 2000 мест (1966-1971), проект здания Краснодарского краевого Совета профсоюзов (1986), проект реконструкции и расширения санатория «Кавказская Ривьера» (1995 -1998).

Строительство зданий в горной местности всегда представляет определенную трудность. Евгений Александрович предложил оригинальное решение этой проблемы — дома на горных склонах надо строить в виде деревьев.

Особенностью таких зданий является железобетонный «ствол» небольшого поперечного сечения, внутри которого находятся лифты, лестницы, все инженерные устройства, а на этот «ствол» в его верхней части «навешиваются» жилые квартиры. Эта идея Е.Сердюкова нашла свое отражение в работах других зодчих при проектировании и строительстве высотного корпуса санатория «Ставрополье» и жилого 140-квартирного дома в микрорайоне Ареда.

Евгений Александрович участвовал в создании памятника-стелы с барельефом писателя Николая Островского (1965)

и памятника — декоративной скульптуры «Мацеста» совместно со скульптором И.Гуслевой (1967).

Архитектурные разработки Е.Сердюкова всегда отличались глубиной, оригинальностью и выразительностью.

Он был необыкновенно увлечён своей профессией. Человек высокой культуры, глубоко порядочный, но душевно очень ранимый.

Вероятно, в последние годы он чувствовал собственную невостребованность — иные времена, иные ценности. И это не могло не сказаться на его состоянии.

В марте 2002 года в возрасте 68 лет Е.А.Сердюков ушёл из жизни — отказало сердце…

«Архитектура Сочи»

5/5 - (3 голоса)

13 КОММЕНТАРИИ

  1. А в каком году был построен адлерский «Комсомолец»?

    ПС. Вообще-то никогда не придавал ему какой-либо архитектурной ценности. Считал, что это стандартный (потоковый) проект для местячковых кинотеатров.

    ППС. Фотка есть и поновее, (правда, не моя)

  2. Я думаю в этом проекте кинотеатра главное было функциональное удобство, потому его и сделали типовым для Сочи. Построены они были где-то в начале — середине 1960-х — сложное время для советской архитектуры, когда главное было быстро, просто и дешево.
    Спасибо за фотографию, но она в другом ракурсе и не так эффектна в общем ряду. К сожалению не нашла фотографию кинотеатра «Кубань» — первого в этой серии.

  3. Я же с этой страницы и брала первую фотку) После ремонта запечатлена только часть здания) Я долго думала какую из них взять и все же остановилась на той, где видно больше)
    Кинотеатр «Кубань» находился в центре Сочи на ул. Воровского, напротив «Океана», в 90-е его переделали в боулинг-клуб «Бомбардир», потом снесли, чтобы построить высотку(

  4. […] Продолжается и традиция отражения связи прошлого и будущего через выбор эмблемой смотра-конкурса знакового для города архитектурного произведения, к сожалению, утраченного ныне. В 2012 году это был комплекс первого сочинского санатория «Кавказская Ривьера», в 2013 — здание круглых касс Сочинского железнодорожного вокзала, в 2014 – комплекс санатория “Наука” (“Интурист”). Эмблемой этого года организаторами конкурса выбран кинотеатр “Спутник”, построенный первоначально по типовому проекту, но получивший уникальный запоминающийся образ благодаря проекту реконструкции сочинского архитектора Евгения Александровича Сердюк… […]

  5. Вот интересно везде и в литературе и в интернете написано что «московские архитекторы В. Шульрихтер и И. Рябышев спроектировали, а затем и построили зал «Фестивальный»» А я вот вознамерился найти имя-отчество этого Рябышева и на просторах интернета обнаружил Инессу Дмитриевну Рябышеву, которая по её словам занималась «строительством летнего концертного зала в Сочи» (http://sokol.msk.ru/houses/article/item-786) и у неё есть книга «Концертные залы» (http://www.twirpx.com/file/2026793/), так может правильно говорить не «Рябышева», а «Рябышевой»?

  6. А вот на страничке посвященной «Фестивальному» (http://arch-sochi.ru/2013/09/kontsertnyiy-zal-festivalnyiy/) написано правильно «архитекторы В. Шульрихтер, И. Рябышева» и здесь https://sochi.kassir.ru/koncertnye-zaly/kontsertnyiy-zal-festivalnyiy «И Рябышева». А у Артюхова в доступных мне источниках «Сочи Достопримечательности. Малая энциклопедия (автор-составитель С. Артюхов)» и Артюхов С.А., Диденко Н.В., Тарчевский Б.А. «Сочи. Достопримечательности» стр. 21 Черным по белому «построен по проекту архитекторов В. Шульрихтера и И. РябышевА (т.е. мужчины), что меня и смутило. Не может же одна опечатка повторяться в двух разных местах

  7. Последние две фотографии поучительны: деградация стиля.
    Жаль прекрасное здание бывшего горкома КПСС. Помню, как сразу там наступила разруха: отключили центральное кондиционирование, лифты заложили керамзитовыми блоками, поверх паркета уложили линолеум и ковролин.
    Теперь и фасад потерял индивидуальность, да и площадь перед зданием убога.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.