Домой История Публикации Курортный проспект: 60 лет со дня переименования

Курортный проспект: 60 лет со дня переименования

3627
0

1 июня 1957 года проспект имени Сталина, проложенный при грандиозной реконструкции курорта Сочи-Мацеста в 1930-х годах, решением исполкома городского Совета депутатов трудящихся был переименован в Курортный проспект.

Мы уже рассказывали об истории прокладки проспекта и истории исчезновения почти всех эвкалиптов. В честь сегодняшней годовщины публикуем статью старшего инженера дорожно-строительного района №5 Л. Жабина, опубликованную с газете «Красное знамя» №117 от 14 июня 1959 г.


Каждый, кто хотя бы раз побывал в Сочи, надолго запомнит Курортный проспект. Минуя узорчатые решётки парка «Ривьера» и белые парапеты моста через реку Сочи, скрывается он в тоннеле платанов, поднимается меж тёсаных каменных стен и вьющихся роз Пролетарского подъёма и по ажурным аркам Верещагинского виадука выходит на длинную аллею пальм.

Начало проспекта

Когда я прохожу по проспекту, мне невольно вспоминается прошлое. Всего двадцать пять лет назад старое Сухумское шоссе петляло по улицам небольшого, ещё неблагоустроенного курортного городка Сочи. Вдоль домов тянулись узкие тротуары, мощённые кирпичом, а на месте зелёного Октябрьского сквера с цветниками и фонтанами в центре города была пыльная, замощённая булыжником площадь.

Реконструкция курорта началась с постройки новой . Будущий проспект был включён в список ударных строек второй пятилетки. Весной 1934 года на станцию Сочи стали прибывать составы с автомашинами, катками, деталями асфальто-ного завода. Из вагонов с сундучками, пилами, топорами и своими «грабарскими» лопатами выходили юхновские сезонники-землекопы, вологодские плотники, тверские каменщики, молодые парни и девушки из кубанских станиц, прибывшие на новостройку.

Вид на Платановую аллею
Вид на Пролетарский подъём

Многое казалось тогда новым и трудным не только этим молодым строителям, впервые покинувшим родные станицы, но и техникам и инженерам стройки. Как наиболее экономично продолжить трассу шириной почти двадцать метров через обжитый город, горную реку, Верещагинский овраг, долину Бзугу, через «Дендрарий»? Очень хотелось как-то сохранить парк. Долго искали варианты, как обойти его, но прямой путь между горами и морем мог пройти только прямо через парк. Ценные зелёные кол «Дендрария», оказавшиеся на трассе дороги, мы бережно пересадили на новые площади. В то время постройка асфальто-бетонных дорог в стране была новинкой. Однако молодые советские инженеры тт. Михайлов и Хворостинский быстро освоили технологию. На стройке выросли кадры специалистов-дорожников. Многие из них и поныне работают на дорогах Черноморского побережья.

Давно сменил американский «Этотер», на отечественный «Д-251» автогудронаторщик т. Сосновский. Немало его учеников стали за эти годы опытными специалистами, а сам т. Сосновский и сейчас водит автогудронатор на участке -Лазаревская. Там же работает на своей низменной «Кемне» укатчик-моторист Федор Чернявский. Как сейчас помню, весной 1934 года на перрон Сочинского вокзала съехал он с железнодорожной платформы на своём катке… В эти дни отмечает четверть века своей работы на курорте старый каменщик т. Кондратьев. Он возводил на Курортном проспекте первые подпорные стены. Сейчас он заканчивает перестройку последнего деревянного моста на трассе в с. . Мост будет железобетонный. В той же бригаде работал каменщиком т. Гриппа. Сейчас он дорожный мастер одной из дистанций. Первые разбивочные колья на трассе будущего Курортного проспекта забивал десятник т. Гладун – ныне дорожный мастер Хостинского участка дороги.

Новая магистраль почти на два километра сократила путь до Мацесты. Вместо ста двадцати девяти углов поворота осталось двадцать девять. Меньше ровно на 100! Ширина проезжей часть возросла с четырёх метров до двенадцати. Вдоль дороги протянулись тротуары и аллеи пальм, лавровишни, олеандра. Курортный проспект стал неотъемлемой частью курорта, его жизни и архитектурного облика.

«Архитектура Сочи»

4.5/5 - (12 голосов)
ИСТОЧНИКВ. Костиников
Предыдущая статьяТепловые насосы большой мощности на юге России
Следующая статьяПробка, улица, система

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.