Домой История Публикации 1938: Новые санатории. Часть 1 — Санаторий «Приморье»

1938: Новые санатории. Часть 1 — Санаторий «Приморье»

7068
2

Д. Чернопыжский
«Архитектура СССР», №8 1938 г.

В плане работ третье пятилетки строительство лечебно-профилактических учреждений занимает весьма видное место.

В настоящее время мы уже располагаем целым рядом принятых к осуществлению проектов планировок союзных и местных курортов. Закончены планировочные работы по южному берегу Крыма, по Кавказскому побережью от Сочи до Мацесты, Охуну, Гаграм и местным курортам – Хилову, Аршану, Лебяжьему, Липецку, Сергиевским минеральным водам и т.д. Именно на третью пятилетку падает осуществление громадного строительства по всем этим реконструированным курортам. В печати уже дана оценка выстроенных в Кисловодске и Сочи крупнейших санаториев НКТП. Сейчас мы хотели бы осветить проекты Наркомздрава, предназначенные к реализации в Сочи-Мацесте и в Ореанде, около Ялты (арх. И.Ф. Милинис), а также проекты санатория ВЦСПС в Сочи-Мацесте (автор арх. Б.В. Ефимович), заканчиваемого строительством санатория Наркомздрава для учёных в Сочи (артов арх. А.В. Самойлов и арх. Ликин) и санатория Татарского обкома ВКП(б) на Волге под Казанью (автор арх. В.В. Щербаков).


Проект комплексного санатория «Приморье» на 220 человек в долине Сочи-Мацеста был разработан арх. Милинисом на основе тщательного анализа планировки санаторной территории. Эта работа тем более интересна, что арх. Милинис на протяжении ряда лет принимал участие в планировке южного берега Крыма и накопил значительный опыт в проектировании санаториев.

В данном случае перед автором стояла очень трудная задача. На территории в 14 га, изрезанной оврагами, очень крутой и не имеющей необходимых строительных площадок, при наличии уже существующего санаторного здания на 60 человек, надо было запроектировать комплекс зданий на 160 человек, состоящий из спального корпуса, люкс-санатория для семейных, лечебного здания, клуба и обслуживающих санаторий зданий.

При первом ознакомлении с проектом создаётся впечатление, что санаторная территория расчленена оврагами на части и что вследствие этого между всеми перечисленными выше об’ектами нет взаимной связи, а в планировке территории недостаёт единства. Лишь вникнув в сущность содержания проекта, убеждаешься, что автор уделил большое внимание планировочной композиции. Важнейшим фактором, обусловливающим здесь формирование архитектурного ансамбля, являлось направление берега моря, которому подчинено направление железной дороги, автострады и прогулочной дороги от Сочи до Мацесты. Поэтому основной осью композиции плана явилась запроектированная зелёная ось — аллея, которая минуя существующее здание, идёт параллельно берегу моря. Благодаря этому, лечащиеся получают возможность доступа к морю по почти горизонтальному пути. На эту же ось нанизаны ритмически сочетающими группы основных зданий с равномерно распределёнными зелёными партерами и группами зелёных насаждений различной высоты и окраски.

Это наиболее парадная часть территории, состоящая из лестниц, газонов, цветников, украшенных экзотическими растениями, фонтанами и скульптурами.

Все здания стоят в зелени и, вместе с тем, все они доступны обозрению с самых различных точек. Арх. Милинис не задаётся целью особенно богатого оформления «главного» фасада. Все фасады зданий, свободно поставленных в зелени, для него равнозначущи. И это несомненно, большое достоинство проекта.

Рассмотрим спальный корпус. Он имеет два равнозначущих входа-вестибюля: первый — со стороны главного в’езда—деловой вестибюль, вокруг которого расположены все обслуживающие помещения: тут и гардероб, и хранение личных вещей, парикмахерская, американка-починочная, чистка платья, помещение дежурной сестры, бельевые и, наконец, душ-пропускник. Лечащийся, после ежедневной процедуры, проходит в двусветный холл, широко раскрытый в сторону моря, и из него направляется в одну из изолированных секций санатория или на цветущую партерную площадку и далее к морю.

Санаторные секции автором решены исключительно просто. Это не  бесконечные коридоры с множеством выходящих в них комнат. Количество последних разумно ограничено. В первом этаже расположено 8 двухкроватных комнат, над ними, в двух
верхних этажах, располагается ещё по 16 одиночных комнат.

Формы спальных ячеек построены на лучших отношениях сторон, как 3:4 и 4:5. Ячейки изолированы от коридора шлюзом, к которому привязаны санитарные узлы с умывальниками, ванными и встроенными шкафами. С двух сторон к этим ячейкам прилегают крытые веранды и балконы, которые гарантируют защиту капитальных стен от перегрева, и вместе с тем, благодаря предельно короткой глубине, в большой
степени освещают все ячейки.

Особенно удачны по форме балконы ячеек. Фронт двухспальной комнаты имеет 5 м. Изолированный балкон такой длины предоставляет лечащемуся все удобства отдыха на открытом воздухе. Широкий фронт внешней стены здесь особенно целесообразен, ибо он даёт возможность, раскрыв большую остеклённую поверхность, слить ячейку с зелёным ландшафтом. Лёгкая, почти воздушная архитектура веранд ещё усиливает этот эффект.

Из центрального вестибюля лечащиеся отправляются по лестницам выше, где над холлом расположена столовая. В квадратной столовой две стены: одна — обращённая к морю, другая — во внутренний двор, решены в виде сплошного, целиком раскрывающегося остекления, перед которым развёрнуты крытые веранды. Середина квадрата окаймлена рядом колонн. И это решение есть  результат глубокого анализа недостатков многих санаторных столовых, обычно плохо проветриваемых и душных. Кухня и подсобные помещения расположены в одной плоскости со столовой и также решены с учётом климатических условий.

Об’ём спального здания с пропускником, столовой и кухней — 22450 м³; об’ём на 1 лечебное место — 233 м³.

В решении всего комплекса санаторных зданий арх. Милинис ищет единство стиля. Спальный корпус, лечебное здание, клуб выдержаны в простых, лаконичных и ясных формах.

Центральному портику спального здания подчинены спальные секции. Их формы просты и построены на легко читаемом ритме ячеек. Хороши пропорции оконных проёмов. Тонкие, изящные и стройные колонны делают веранды, санатория воздушными.

В лечебном здании арх. Милинис также уделяет особое внимание вестибюлям. И здесь вестибюли — это просторные, насыщенные воздухом, залитые светом залы ожидания. Они связаны между собой светлыми коридорами, к которым прилегают лечебные кабинеты. Холлы в проектах Милиниса — это теневые дворики, не уступающие по уюту лучшим решениям такого рода в восточной архитектуре.

Композиция плана подчинена оси симметрии. От неё простые и короткие пути ведут ко всем обслуживающим больного кабинетам и отделам. В архитектуре здания подчёркнута его средняя часть, которая изобилует балконами и террасами, обращёнными в сторону моря. Фасады решены также просто. Первый слегка рустованный этаж несёт гладкие белые стены. Более богато и детально проработаны лишь отдельные части здания — входы, двери, балконы, наличники.

Рост благосостояния и культуры нашей страны выдвигает перед архитекторами в области санаторного строительства новую задачу санаторного обслуживания целых семей.

Если в начале второй пятилетки ячейки-люксы проектировались только в виде исключения, то в третьей пятилетке они становятся необходимой составной частью всякого благоустроенного санатория. Перед арх. Милинисом также стояла задача запроектировать особый корпус с помещениями «люкс» на 20 семей. Эту задачу архитектор решает следующим образом: прямоугольное здание получило срединный холл в два этажа, освещаемый и проветриваемый с четырёх сторон верхним боковым светом. К холлу примыкают вестибюль и лестница. Посреди холла фонтан. По периметру холла идёт галлерея, которая об’единяет вокруг себя 20 жилых ячеек. Каждая ячейка состоит из кабинета площадью 18,2 м² и спальной в 26,0 м². Прихожая и санитарный узел занимают 11 м². В каждой ячейке примыкает крытая терраса в 10 м². Жилые комнаты имеют соотношение сторон: 1:1 и 1:1,5. Таким образом, Милинис отказывается от длинных гостиничных коридоров, лишающих здание уюта и домашней интимности. Нам кажется, что такое решение особенно уместно в южных условиях. Архитектор и здесь не может пройти мимо дворика, как организующего 0б’ем начала. Роль такого дворика И выражает В данном случае холл.

Внешняя архитектура семейного корпуса не менее привлекательна. На гладких поверхностях стен чётко выделяются детали лоджий, углублённых входов и балконов, подчёркивающих игру светотени. 0б’ём здания—5613 м³. 0б’ём на 1 ячейку-люкс—5613:20=280 м³ с обслуживающими помещениями.

Продолжение следует…

Материал предоставлен Джамилёй Назыровой.

Справка из истории санатория «Приморье»

В 1935 году по проекту архитектора В.С. Сергеева был построен дом отдыха на 50 мест. К началу 1939 года ёмкость санатория была расширена до 75 койкомест.

В начале 1970х годов происходит полная реконструкция санатория и на месте старого корпуса по проекту от архитектора Зельцмана В.А. был построен новейший санаторный комплекс, состоящий из 12-ти этажного спального корпуса и лечебного корпуса с двумя бассейнами, кинозалом и зимним садом и подземным тоннелем на пляж.

Санаторий «Приморье»

источник исторической справки

«Архитектура Сочи»

5/5 - (4 голоса)

2 КОММЕНТАРИИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.