Домой Город Градостроительный совет 10 июня 2010 года: «Навстречу морской стихии»

Градостроительный совет 10 июня 2010 года: «Навстречу морской стихии»

1842
5

Илья НЕДЕЛЬКО,
«Народная газета Сочи», 21.06.2010

10 июня состоялось заседание градостроительного совета при главе города. Основная цель встречи архитекторов и проектировщиков — обсуждение концепции реконструкции центральной набережной курорта, которая протянулась почти на 2,2 километра от Морского вокзала до Сочинского цирка. На реализацию первой очереди проекта, в соответствии с Федеральной (ФЦП) и Краевой (КЦП) целевыми программами, уже выделено порядка 3 миллиардов рублей. Мы попытались выяснить, какой видят сочинские архитекторы центральную набережную главного курорта страны.

Страницы истории

Еще в 1949 году советскими инженерами была разработана генеральная схема берегозащиты города-курорта. В течение последующих нескольких лет ее стали воплощать в жизнь. Основным мероприятием программы по укреплению сочинской прибрежной зоны стало создание так называемой «бунной гребенки». Именно благодаря созданию череды волнорезов и бун, до сегодняшних дней удалось сохранить центральные сочинские пляжи, разрушение которых началось после появления в 1955 году Сочинского морского порта. Причина проста. Река Сочи, которая намывала гальку, оказалась отрезанной от пляжной полосы к югу от порта. Штормы вымывали пляжную гальку, а компенсации за счет реки не происходило. Часть пляжей досыпалась искусственно. «Бунная гребенка», по сути, стала сдерживать морскую стихию и не позволила окончательно размыть берег. Однако с природой не поспоришь. Еще двадцать-тридцать лет назад сочинские в несколько раз глубже уходили в море. Но в связи с тем, что долгое время проблемой их пополнения галькой никто не занимался, на сегодняшний день мы имеем лишь узкую прибрежную полоску.

В 1978 году архитекторами Смирновым и Львовым был предложен первый проект реконструкции сочинской набережной.

Проект поразил своим новаторством не только советских деятелей, но и международное архитектурное сообщество. Недаром сочинским проектировщикам была присуждена премия международного архитектурного биеннале «Интерарх-83» в Болгарии. Первую очередь проекта успели реализовать – это отрезок пляжа «Маяк» от мола Морского вокзала, занятый теперь аквапарком.

Трудно поверить, что на месте современного аквапарка когда-то было море, которое доходило практически до «Фестивального». Реализовать до конца проект не успели. Затем перестройка. Так и получилось, что часть территории, на которой должны были располагаться прогулочная зона, сквер и зона отдыха, попала в частные руки и стала аквапарком. А проект по реконструкции набережной остался в истории.

«Лицо» олимпийского Сочи

Ни для кого не секрет, что для всех морских курортов набережная является своеобразной визитной карточкой. Визитная карточка Сочи – это застроенная дальше некуда пляжная полоса с многочисленными точками общепита, ларечками, выносными столиками и прочим. Назвать такое нагромождение набережной язык не поворачивается. Да и бороться с этим, как выяснилось, бесполезно.

– Мы прекрасно понимаем, что потеснить предпринимателей и расширить набережную, убрав в том числе всевозможные сооружения, не получится, – рассказала член Градостроительного совета при главе города Сочи, председатель ОУ «Градостроительный совет города-курорта Сочи», кандидат архитектуры, советник Российской Академии архитектуры и строительных наук Ольга . – Поэтому было принято решение выдвинуть пляж в сторону моря, создать новую набережную, расширить территорию для современного благоустройства и создания зеленых зон общего пользования, которых очень не хватает и гостям, и горожанам.

Проектировщики предлагают конструкцию пешеходной набережной шириной 30 м, внутренний объем которой возможно использовать для размещения помещений, нужных городу. В концепции рассматриваются разные варианты использования заглубленного пространства по пешеходным уровням набережной. Предложений много, и все они по-своему привлекательны.

– С одной стороны, можно будет создать автомобильную автостоянку, современные технологии позволяют сделать это без вреда для отдыха, – говорит Ольга Козинская. – В 2008 году мы с делегацией Южного архитектурного общества Союза архитекторов России ездили в Барселону, увидели замечательные пляжи, где подобная практика там реализуется вовсю. Мы были до этого в Барселоне в 1993 году, когда вся прибрежная полоса была занята промышленными объектами. Сейчас картина изменилась кардинально. Ясно, что сама мысль привлечения транспорта в зону отдыха многим сочинцам кажется неприемлемой с экологической и эстетической точек зрения. Кроме того, в зимнее время года стоянка потеряет свою актуальность. Еще один путь использования – вся набережная, это почти 2,2 километра, будет разделена на зоны и составит единый архитектурный комплекс, включающий объекты детского отдыха, семейного отдыха, культурный центр в районе Зимнего театра, – отмечает Ольга Козинская. – Еще одна идея – это создание своеобразной выставочной галереи. Ведь куда удобнее использовать уже готовые помещения, нежели размещать ставшие традиционными выставочные павильоны.

На новой набережной появится исключительно «вечерняя» зона прогулок и отдыха и «дневная» зона, где будет возможность купаться и загорать. Таким образом, появится возможность уйти от переполненности пляжей ларьками, кафе и прочими сопутствующими заведениями.

Взгляд в будущее

Для того, чтобы уменьшить силу волны и предотвратить дальнейшее вымывание пляжей, привычные буны в проекте дополнены крупными волноломами, сложенными из тетроподов – своеобразные нагромождения бетонных конструкций, цель которых уменьшить силу волны. Всего будет четыре крупных буны, длиной до 160 м, расположенных через каждые 500 метров пляжной полосы.

Не менее интересна и схема транспортного сообщения. В проекте заложен запуск «трамвайчика» по территории набережной, который, с одной стороны, будет нести транспортную нагрузку, а с другой – станет экскурсионным объектом. Не менее важно создание условий для передвижения людей с ограниченными возможностями. На территории всей набережной расположатся десятки пандусов. Еще одна идея – это организация велосипедной дорожки. Особое значение имеет экологическая составляющая: в планах проектировщиков – создание нового эколого-рекреационного объекта в устье ручья Верещагинского, воды которого после локальных очистных сооружений перед впадением в море направлены на своеобразный каскад водопадов для насыщения кислородом. В настоящее время рассматриваются различные технологии, которые позволят очищать ливневые стоки перед выбросом в море. В целом же концепция направлена на создание единого архитектурного образа набережной, которая будет смело конкурировать с подобными комплексами самых лучших европейских курортов.

Уже в июле на курорте пройдут публичные слушания по концепции и оценке воздействия на окружающую среду. Следующая стадия – прохождение экологической, а затем и государственной экспертизы. Первый этап строительных работ планируется начать уже осенью этого года. На строительство первой очереди уже выделено 3 миллиарда рублей. Общая сумма затрат на строительство по предварительным подсчетам может составить порядка 12 миллиардов рублей. Проектировщики относятся к этим суммам без скептицизма. Ведь создание главной визитной карточки позволит не только достойно принять гостей Олимпиады 2014 года, но и сделать главный курорт страны привлекательней как для российских, так и для иностранных туристов и создаст условия для экономического роста курорта.

«Архитектура Сочи»

источник: ngsochi.com

Градостроительный совет 10 июня 2010 года: «Навстречу морской стихии»
Оцените, пожалуйста

5 КОММЕНТАРИИ

  1. Очень удачный и своевременный проект. Это то, что наконец-то должно было стать предметом обсуждения №1. Набережная — это не только лицо нашего города, но и его «душа». И здесь несколько пожеланий:
    1.В целях привлечения отдыхающих и увеличения наполняемости пляжа набережной увеличить нормативную вместимость гостевых стоянок легковых автомобилей на 50%, т.е. на 100 единовременных посетителей предусмотреть 40 парковочных мест (вместо 20 мест по СНиПу). При этом обеспечить бесплатную парковку автомобилей до 2014г. включительно. Это позволит увеличить привлекательность рекреационной территории и обеспечить полную наполняемость пляжей и набережной в целом. Уменьшить парковку всегда легче, чем расширить. В дальнейшем неиспользуемые места можно будет всегда перепрофилировать под иные нужды.
    2.В составе градостроительной концепции разработать функциональную схему культурно-развлекательного обслуживания отдыхающих по всей протяженности набережной (ревизию сценария досуга и отдыха). При этом, возможно, могут появиться новые формы организации отдыха и досуга для отдыхающих, произойдет переосмысление нынешних арендаторов, а может быть и уплотнение существующих арендных участков, и тогда могут появиться дополнительные объекты развлечения и отдыха.
    3.Морская бухта, образованная первой буной и южным молом морпорта, в качестве стоянки для яхт, и являющейся началом основной набережной требует более значительного функционального насыщения. Возможно создание в данном месте «морского открытого театра» для проведения зрелищных массовых мероприятий с использованием открытой акватории бухты, и в связи с этим увеличение вместимости амфитеатра. И, как вариант, для создания условно замкнутого пространства под открытым небом между первой буной и южным молом предусмотреть разводной мост. Сделать эту бухту максимально универсальной и удобной для проведения всевозможных городских мероприятий.

  2. А проект Е.А. Смирнова гораздо лучше! А еще Серебряков в 90-е сделал очень симпатичный проект прибрежной зоны. Эти проекты были лучше.

  3. /* Для того, чтобы уменьшить силу волны и предотвратить дальнейшее вымывание пляжей, привычные буны в проекте дополнены крупными волноломами, сложенными из тетроподов – своеобразные нагромождения бетонных конструкций, цель которых уменьшить силу волны. Всего будет четыре крупных буны, длиной до 160 м, расположенных через каждые 500 метров пляжной полосы */
    Это серьезно? Такая схема изуродует любой пляж и всякое желание купаться. Только представить — в ста метрах над поверхностью торчат груды уродливого бетона. И кроме того, она не предотвратит вымывание пляжей, и даже не замедлит. По крайней мере песок и мелкий гравий вымоет сразу. Про стоимость и говорить страшно. А где можно предложить более разумную концепцию?
    инженер-гидротехник, опыт работы нач-м эксплуатационного гидроучастка 13 лет

  4. …Г-н Ивановский, откройте тайну золотого ключика, скажите, чем же так понравились Вам картинки (я так понимаю, две последние)????… по-моему, пахнет нафталином, и сООООвсем не АЙС…)))) предыдущие разработки горрраздо интереснее….

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.