На выездном заседании Межведомственной рабочей группы (МРГ) по социально-экономическому развитию городских агломераций, которое прошло в Сочи с 14 по 16 июля 2014 года, были рассмотрены проекты четырёх агломераций, вхождение который в список пилотных проектов ещё оставался под вопросом. И хотя Трансграничная агломерация «Большой Сочи» вошла в этот список, многие из членов группы отмечали, что сделано это с некоторым авансом, с учётом доработки проекта в ближайшие месяцы.
Крупные города и сформировавшиеся на их основе агломерации становятся в последнее время наиболее значимыми элементами системы расселения в России. Они обеспечивают появление новых точек роста, экономическую связанность территорий, комплексное развитие инфраструктуры и служат реализации главной цели — созданию комфортных условий для жизнедеятельности россиян.
К сожалению, сегодня эффективное пространственное управление городскими агломерациями сдерживается административными барьерами, отсутствием правового регулирования и системных мер государственной поддержки. Над решением всех этих вопросов работает Министерство регионального развития Российской Федерации, которое ставит перед собой задачи формирования единых подходов развития агломераций, стимулирование межмуниципального взаимодействия, совершенствования нормативно-правового, бюджетного, градостроительного обеспечения этого професса.
Развитие агломераций — это не только комплексное освоение территорий, но и формирование центров геополитического влияния. Успешная реализация этого проекта возможна только при объединении усилий градостроителей, научного сообщества и органов власти всех уровней.
В 2013 году Министерством регионального развития разработан план мероприятий («дорожная карта») «Развитие агломераций в Российской Федерации» и создана Межведомственная рабочая группа, в которую вошли не только специалисты самого министерства, но и института градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор», таких общественных организаций, как Союз архитекторов России и Союз российских городов, а также представители различных регионов.
Подходов к определению агломерации в экспертном и управленческом сообществах великое множество. Именно поэтому МРГ уделило особое внимание выделению и описанию самого понятия, что же такое агломерация. На выездном заседании в Сочи членам Межведомственной рабочей группе было представлено следующее определение:
Городская агломерация — это совокупность муниципальных образований (поселений и городских округов), в пределах территории которых компактно расположен ряд населённых пунктов, главным образом городских, объединённых в сложную динамическую развивающуюся систему с интенсивными производственными, инфраструктурными, социальными и экономическими связями, с общим использованием прилегающих территорий и ресурсов развития.
Выездное заседание МРГ началось со знакомства с олимпийскими объектами как в Горном, так и в Прибрежном кластерах. Позже, уже в конференц-зале нового корпуса отеля «Звёздный», был представлен развёрнутый анализ проектов агломераций, включённых в список пилотных проектов. Определены были и основные направления программы деятельности МРГ на 2014-2016 гг.
Главной целью разработки и внедрения проектов развития агломераций МРГ видит получение следующих результатов (эффектов):
- снятие ограничений и сглаживанию диспропорций в развитии городских агломераций в России
- формирование и развитие городских сообществ, реализация принципов местного самоуправления
- выбор оптимальных моделей управления для различных типов агломерационных образований
- выделение дифференцированных мер государственного регулирования для развития городских агломераций
- формирование системы НПА, обеспечивающих развитие городских агломераций
- обоснование подготовки государственной программы РФ (либо подпрограммы действующей госпрограммы) по развитию городских агломераций в России
После общих вопросов была рассмотрена концепция ТКА «Большой Сочи», которую представили члены проектной группы-координатора О.Ф. Козинский, В.Н. Шарафутдинов и Н.А. Гришин при поддержке главы города А.Н. Пахомова и главного архитектора края Ю.В. Рысина.
Реализация генплана Сочи 2009 года на I этапе была направлена на решение задач подготовки к зимним олимпийским играм 2014 года, но при этом не решала всех проблем города-курорта в полном объеме. Ещё до проведения игр отчётливо стала видна необходимость корректировки Генерального плана. В связи с этим в конце 2013 — начале 2014 была проведена серия общественных обсуждений по вопросу актуализации Генерального плана и направлений формирования Сочинской курортной агломерации с участием администраций Краснодарского края и Сочи, Сочинской организации Союза архитекторов России, Общественного совета по олимпийскому строительству, Международной академии архитектуры, других городских общественных организаций и авторов генплана. В состав проектной группы-координатора по подготовке проекта развития Сочинской курортной агломерации вошли представители региона, муниципальной власти, авторы Генерального плана, представители экспертного научного и проектного сообщества города-курорта.
Большой Сочи как агломерация нескольких населённых пунктов городского и сельского типов был образован ещё в 1961 году. Сегодня, в отличие от других российских агломераций, город-курорт является единым муниципальным округом, управлением которым осуществляется одной городской администрацией. Именно поэтому многие члены МРГ не видели необходимость включения Сочи в программу по развитию агломераций. По мере продвижения работы над концепцией, с учётом исторического развития российского черноморского побережья стала очевидна связь Сочи не только с городом Туапсе, но и с соседним районом Абхазии вплоть до города Гагра. Тогда было предложено рассматривать Сочинскую агломерацию как трансграничную курортную (ТКА).
Главный принцип, заложенный в Концепцию ТКА «Большой Сочи»: экологическое благополучие и устойчивость природного комплекса определяет общую социально-экономическую эффективность региона и благосостояние его жителей. Однако, в условиях сложного характера функционирования города-курорта Сочи (федеральная, региональная, муниципальная и частная собственность) и рыночного характера современной экономики, динамика развития агломерации вступает в противоречие с принципами сохранения рекреационных ресурсов. Следствием пренебрежения к экологии и градостроительству является дефицит коммуникационной и транспортной связанности территорий, социальные контрасты и функциональные дисбалансы в развитии курорта.
Модернизация системы муниципального самоуправления в направлении взаимосвязанного социально-экономического развития населённых мест и комплексные подходы к освоению и сохранению природно-рекреационных ресурсов становятся основными задачами агломерирования поселений в проекте ТКА «Большой Сочи».
Преобразование моноцентрического курорта, каким являлся Сочи на протяжении своего недавнего развития как бальнеологичнского курорта вокруг Мацестинских источников, в полицентрическую структуру из 8 курортных кластеров было заложено и в Генеральный план 1967 года, и 2009-го. В последнем генплане выделены следующие горно-морские курорты: Магри, Лазаревское, Головинка, Дагомыс, Сочи, Хоста, Адлер и горно-климатический курорт Красная Поляна. С реализацией первого этапа генплана в Сочи появился Краснополянский кластер и получил значительное развитие Адлерский. Теперь необходимо определить курортную специфику остальных пяти кластеров.
Основным функциональным профилем Большого Сочи является курортно-рекреационная деятельность, для которой характерны чётко выраженная сезонность. Чтобы Сочи стал конкурентоспособным круглогодичным курортном мирового уровня, необходимо преодолеть сезонный характер производимого турпродукта. В первую очередь, этому должно способствовать восстановление лечебно-оздоровительных направлений курортно-туристического комплекса.
Олимпийское наследие, созданное на I этапе реализации Генерального плана, в некоторой степени способствует выравниванию круглогодичного режима. Сформированы стартовые условия для выхода Сочи как спортивной столицы на мировой уровень. Таким образом может быть достигнуть круглогодичный режим пока только в южной части города-курорта. Теперь перед городом стоит задача обеспечения функционального разнообразия «точек роста» для создания круглогодичного режима всех восьми курортов ТКА, а для этого должна быть выстроена система приоритетов минимум из 15 направлений туристической деятельности.
Учитывая опыт олимпиады как уникального событийного турпродукта, разработчики концепции ТКА «Большой Сочи» говорят о необходимости создания технологического пакета сочинского турпродукта и механизма управления его устойчивым воспроизводством и реализацией на территории субтропического курорта, в котором востребованы все виды туризма от лечебно-оздоровительного до спортивного, агро- и культурно-исторического. При этом региональный турпродукт должен устойчиво и постоянно воспроизводиться в своём родном пространстве на всю глубину жизненного цикла.
Немалой причиной беспокойства разработчиков концепции ТКА является существующее состояние прибрежных территорий. Они должны являться одним из основных рекреационных ресурсов, но сейчас большая их часть занята железной дорогой. Мировой уровень можно будет достигнуть только при создания пляжных территорий с соответствующей инфраструктурой, а это, в свою очередь, станет возможно только после выноса основной авто- и железнодорожной магистрали в предгорье (как это и заложено в генплане 2009 года). Этот перенос также будет способствовать активному развитию сельских поселений, через которые пройдёт новый транспортный коридор. В прибрежной же зоне формирование новых пляжных территорий предлагается осуществить параллельно с созданием яхтенной инфраструктуры (строительство 9 новых марин дополнительно к 2 существующим).
В концепции также подчёркнуто, что система управления городом-курортом Сочи в настоящее время неадекватна темпам его урбанизации и в изменившихся экономических и политических условиях требует модернизации с формированием механизма комплексного управления территориями. При достижении положительного результата в курортную агломерацию могут быть включены все населённые пункты Черноморского побережья России, в том числе и Крыма.
Отмечая, что развитие агломераций особенно важно на приграничных территориях, поскольку они являются ключевыми точками геополитического влияния, члены Межведомственной рабочей группы высказались за сохранение проекта Сочинско-Туапсинской агломерации в списке пилотных проектов. Также прозвучали и некоторые замечания, которые необходимо внести в проект к следующему заседанию МРГ.
Более подробно о перспективах развития Сочинской агломерации авторы концепции рассказали в программе «Город-2014» на канале «МаксТВ»
«Главной целью разработки и внедрения проектов развития агломераций МРГ видит получение следующих результатов (эффектов):»,т.е. после внедрения проекта жители Сочи получат следующие главные результаты: 1.Сгладятся какие-то диспропорции в развитии агломераций в РФ.2.Реализуются принципы местного самоуправления.3.Будет выбрана оптимальная модель управления для каких-то других агломераций.4.Будут выделены дифференцированные меры государственного регулирования.5.Будет сформирована какая-то НПА по управлению агломерацией.6.Будет сделано обоснование подготовки государственной программы.А теперь только представьте себе как прекрасно будут жить сочинцы после реализации этих ГЛАВНЫХ целей!