Сочинский морвокзал — неотъемлемый символ города. Сейчас уже сложно представить город без него или с каким-то иными морскими воротами. Между тем, реализованный проект морского вокзала главного курорта страны был выбран в результате творческого конкурса — почти забытой сегодня практики определения лучшего проектного решения и образа будущего здания. Среди других проектов на конкурсе был представлен и проект А.К. Бурова в соавторстве с архитектором С.Х. Сатунцем.
Андрей Константинович Буров (1900-1957) был не только одним из крупнейших Советских архитекторов, но и теоретиком архитектуры, художником, изобретателем, публицистом и педагогом. Однако, главное место в его многообразной деятельности всё же занимала архитектура.
В своей книге «Об архитектуре» Буров писал:
«Нужно начинать с жилища и в первую очередь — жилища, удовлетворяющего человеческие потребности. Единственно, что должно «выражать» жилище,— то, что это жилище удобное, здоровое и приятное для жизни, такое, где вы себя чувствуете «дома»;. . . Все современные средства, начиная с материалов и кончая теорией, должны быть найдены и освоены в процессе практической работы над жилым домом. Первым сооружением человека было жилище, дом. . . С жилища начинается архитектура, с жилища начинается город».
Неудивительно, что творческий вклад Бурова в теорию и практику массового жилищного строительства был весьма значителен. По его проектам выстроены серийные и индивидуальные жилые дома, им предложена технология индустриального возведения жилых зданий и изготовления сборных элементов, создан новый вид конструкционного материала. Но помимо этого, Андрей Константинович работал и над проектами общественных зданий.
В 1948—1949 гг. А.К. Буров совместно с архитектором С.X. Сатунцем принял участие в конкурсе на проект Морского вокзала в Сочи.
Авторы пошли на довольно острую и необычную композицию, нарушая некоторые привычные представления. Например, фасады, выходящие на море и на площадь, решаются одинаково.
А.К. Буров считал, что такой композиционный приём возможен, ибо фасад, обращенный на площадь, также выходит на открытое пространство и, кроме того, такое решение придает зданию цельность. Говоря по поводу одинакового решения фасадов, Буров приводил пример Палаццо Дожей с одинаковыми фасадами, открытыми к каналу Гранде и на Пьяцетту.
Необычна трактовка часовой башни, расположенной на повороте к пирсу. Высота башни в своей основной части равна высоте главного объема здания вокзала, а черты условной «башенности» она приобретает за счёт высокого шпиля, несущего звезду.
Проект здания с двух сторон имеет одинаковые теневые галереи — зоны ожидания. Крупный масштаб архитектуры соответствует как значению здания, так и его окружению — морю. Проект морского вокзала приближается к классическим приёмам — тяжелая стена, прорезанная пятью проёмами, контрастирует с легкими колоннадами, идущими в два яруса.
Но в конкурсе побеждает проект академика архитектуры К.С. Алабяна и архитектора Л. Б. Карлика. И в 1954-1955 годах город-курорт обрёл здание морского вокзала., ставшее одним из его символов.
Сочи. Морской вокзал.1957 год. Цветное фото М. Альперта.
по материалам: dc127.4shared.com