В течение трех дней, с 19 по 21 ноября 2018 года, в цокольном этаже ЦВЗ «Манеж» была развёрнута экспозиция XXVI Международного архитектурного фестиваля «Зодчество», призванного показать достижения российской архитектуры на сегодняшний день, в том числе региональной. Мероприятие проводилось Союзом архитекторов России при поддержке Министерства культуры РФ, Министерства строительства и ЖКХ РФ, Правительств Москвы и Московской области.
Открывая фестиваль, президент Союза архитекторов России Николай Иванович Шумаков особенно подчеркнул, что он всероссийский, а не московский. Однако всё меньше архитекторов из регионов имеют возможность участвовать в нём из-за стоимости и желание это делать, учитывая закрытость жюри и непринятия им факта существования в регионах качественной архитектуры и иных архитектурных школ, кроме московской и петербургской.
По мнению Сергея Кузнецова, главного архитектора Москвы, фестиваль «Зодчество» должен был привлечь внимание аудитории к теме архитектуры, показать, что архитектура может быть позитивна и интересна, ею стоит заниматься и на неё стоит обращать внимание. Поэтому подавать материал на фестивале нужно в максимально доступной форме, а вести диалог на его площадках на максимально доступном для непрофессионалов языке. В противном случае фестиваль потеряет аудиторию и ограничится только профессиональной публикой, которая и так понимает и видит всё. У сообщества, так или иначе принимавшего участие в фестивале «Зодчество ’18», есть амбиции распространить влияние архитектуры на все слои общества, так как это искусство, которое избежать невозможно. Удалось ли это реализовать в этом году? Скорее нет, чем да.
Цокольный этаж ЦВЗ «Манеж» только усилил ощущение пренебрежения к архитектуре со стороны исполнительной власти и следом за ней СМИ. Меньшая, по сравнению с предыдущим годом, площадь экспозиции не позволила показать самый зрелищный раздел — макеты детских архитектурных школ. Да и основная выставка состояла преимущественно из плоских планшетов с минимумом макетов и инсталляций.
По мнению посетителей фестиваля никак не связанных с архитектурой и дизайном, экспозиция была скучна и непонятна, если только случайно не оказаться рядом с обсуждением проектов членами жюри. Фестивалю нужно менять формат подачи материалов, добавлять интерактива или устраивать экскурсии по экспозиции с участием ведущих российских архитекторов.
Краснодарский край в этом году представил на «Зодчестве» только проект реновации исторического центра Краснодара, объединивший 361 квартал. По словам, главного архитектора края Ю.В. Рысина, пока это промежуточный итог долгой и кропотливой работы.
В конкурсной экспозиции «Зодчество ’18» участвовали и несколько работ сочинских архитекторов, победители и призёры смотра-конкурса «АрхРазрез», проводимого Сочинской организацией Союза архитекторов России».
Оранжевые архитектоны от кураторов фестиваля, размещённые в центральном проходе, образовали своеобразную улицу. Каждый элемент инсталляции был посвящён наиболее важной теме в профессиональной отрасли.
В обнажении каркасов архитектонов заложена свобода самовыражения для со-кураторов спецпроектов, которая дала возможность им настроить оранжевую конструкцию под свои цели и задачи.
Это позволило каждому архитектону иметь своё лицо, но не гарантировало ему наполнение жизнью во время фестиваля, за исключением одного — Ре-города Центра Прикладной Урбанистики (ЦПУ).
Как всегда, фестиваль «Зодчество» стал своеобразным перекрёстком, на котором сошлись архитекторы, дизайнеры и урбанисты из разных регионов и направлений. Главной темой дискуссий, пленарных сессий, круглых столов и конференций в этом году стал город: особенности его пространственного развития, в том числе и под землёй, развивающееся население, всё активнее требующее включение себя в формирование повестки изменения городов, культурно-креативная индустрия как новый драйвер экономики городов, но никак не замечаемая, потому не поддерживаемая властями.
В дни фестиваля очень часто можно было услышать, наверно, основную мысль: нашим городам для устойчивого развития нужная большая самостоятельность, особенно финансовая: они не должны ждать денег из центра для создания комфортной среды.
Выступление заместителя министра строительства и ЖКХ Андрея Чибиса на пленарной сессии в первый день фестиваля ещё раз показало разворот программы «Комфортная городская среда» в сторону «Умного города». Да, приходит осознание, что главная конкуренция городов — за людей, которые «поедут жить в удобный умный город» и Минстрой знает, каким он должен быть.
Между тем, показатели капитализации жилья во многих агломерациях (в том числе и в московской) снизились, что говорит о низком качестве развития российских городов и неэффективности управления.
На фестивале зашла речь и о Градостроительном кодексе, который уже не соответствует запросам городского развития, так как был разработан для запуска оборота и передела земель. Сейчас делить уже нечего, а жилая застройка не приносит тех результатов, ради которых инвесторы готовы тратиться и всё чаще поднимается вопрос необходимости разработки стратегий развития городов. Должны меняться подходы к генпланам и реализации их через разные методики.
Многие участники фестиваля отмечали, что городское планирование и архитектура на постсоветском пространстве находятся в глубоком кризисе. Задающие вектор развития городов власти и строительный бизнес мыслят квадратными метрами, рассматривая человека лишь как покупателя. Изменить ситуацию в целом пока не получается: на местах часто вовлечение лишь условное в виде выбора из предложенных проектов, да и население в целом пока ещё аморфно. Администрации городов предпочитают развлекать горожан, не вовлекая их в городскую жизнь, так как никто не привык к сложным решениям. Все хотят принимать решения и реализовывать их быстро.
Успешные практики взаимодействия власти, бизнеса и горожан из разных городов России и Казахстана были представлены на конференции «Новая градостроительная политика или Неразвивающияся города с развивающимся населением», на которой был презентован консорциум «Лучшие практики умных городов».
Консорциум объединяет команды из разных городов и стран, которые поддерживают идеологию комплексного развития городов через стратегии социального проектирования с погружением в разный масштаб культуры, экономики и географии.
Консорциум, который уже после фестиваля «Зодчество ’18» получил название «Город по запросу», открыт для сотрудничества и новых партнёров, готовых внести свой вклад в развитие городов.
Инициатор проведения конференции, урбанист-философ Святослав Мурунов считает, что отсутствие понимания и переосмысления советского периода не позволяют сформулировать нынешнее развитие городов. Именно поэтому важно делиться успешными практиками и объединить усилия и технологии для качественных изменений не только городской среды, но и сообщества горожан. Ведь, как заметила архитектор, городской планировщик Ирина Ирбитская, городская среда — это не только здания, но и люди. По её мнению, градостроительная политика должна осуществляться по запросам жителей и поэтому в наших городах должны появиться городские политики. Градостроительное проектирование, уверен архитектор Илья Заливухин, должно вестись нашими специалистами, потому что они у нас есть. Застройка же городов не только должна быть соразмерной человеку, но и проектироваться с его участием. Не везде это получается реализовать, но представленные на конференции реализованные проекты, по словам Асхата Садуова, заместителя руководителя Центра Урбанистики Астаны, дают «нешуточную надежду на перемены в пользу социального проектирования как объёмно-планировочного так и объёмно-пространственного.»