Критическая ситуация с перекрестком улиц Калараш и Лазарева сложилась достаточно давно. Пробки и частые дорожные аварии возникают в основном из-за огромного потока туристов, движущегося из центра района в сторону моря, а также в обратном направлении. Причиной оживленности участка является большое количество мест притяжения людей: рынок, Центр национальных культур, парк культуры и отдыха. Положение усугубляется особенно во время летнего сезона, когда показатели термометра поднимаются до своих предельных отметок, а количество гостей курорта уже с трудом поддается исчислению.
При выполнении проекта капитального ремонта федеральной трассы в предолимпийский период проектировщики задались целью повысить безопасность пешеходов, а для транспорта создать все условия для оптимального проезда. Но основные нововведения, а именно установка надземного перехода в ста пятидесяти метрах от перекрестка и демонтаж светофора для пешеходов, который не справлялся в полной мере со своей функцией, не только не решил, но и ухудшил ситуацию. Теперь пешеходы, желающие сократить путь, нарушают, а автомобилисты должны быть ещё бдительнее и всё же вынуждены останавливаться.
По надземному переходу трудно подниматься маломобильным группам населения. Стоит отметить, что при данном переходе предусмотрены лифты и администрация обещает решить все связанные с их бесперебойной работой вопросы. Но как показывает не только российский, но и международный опыт – даже если средства на эксплуатацию надземного перехода и лифтов находятся, то население в любом случае пользуется ими неохотно. А если учесть количество туристов летом, то, вероятнее всего, подъемники с трудом смогут справиться с таким большим потоком людей.
Основной идеей многих градостроителей ещё с советских времён является разведение транспорта и пешеходов в разные уровни. Но в этой связи также встаёт вопрос, кому из них будет отдан приоритет. По логике и принципам здравого смысла удобство и безопасность предпочтительнее отдать людям, особенно в курортном городе.
Подземные и надземные пешеходные переходы в свою очередь не отвечают данной установке. Можно даже констатировать существование прочно установившегося стереотипа об их повсеместной полезности, что не совсем так. Пешеходу приходится прилагать дополнительные усилия, увеличивается длина пути, уменьшается доступность для маломобильных групп населения. Санитарно-гигиенические и психологические качества окружающей среды также ухудшаются. Что говорить о стоимости их строительства и обслуживания.
Наземные переходы, устроенные по всем принципам пешеходности, являются самыми комфортными для человека в черте города по всем параметрам. Их безопасность, а также оптимальный проезд транспорта, должны обеспечиваться регулированием движения. Существует миф о том, что избавление от светофоров приводит к исчезновению пробок. На самом деле светофор делает поток равномерным и даёт возможность влиять на транспортную ситуацию с помощью настройки его фаз. Например, такие густонаселенные города, как Токио и Нью-Йорк совсем не освобождены от наземных переходов, при этом движение в них не зажато многочисленными заторами, в отличие от многих мегаполисов мира. Зачастую, наземные и подземные переходы в этих городах дублируются.
В курортном городе приоритет пешехода над транспортом стоит ещё выше. Турист больше времени проводит не в автомобиле, а на улице. Именно качество природной среды привлекает в наш город широкий круг людей, поэтому сохранение комфорта пешеходов является более важной задачей, чем удобство автомобилистов.
В свою очередь, переход крупных магистралей с большой шириной проезжей части целесообразней разрешать с помощью подземных и надземных переходов, так как приоритет в этом случае остаётся за транспортом и скоростью автомобильного сообщения. В этом случае достигается и безопасность пешехода.
Делая выбор между подземным или надземным переходом, человек, скорее всего, отдаст предпочтение первому из-за меньшего количества ступеней. Надземный же переход следует поднимать на достаточную высоту для проезда крупногабаритного транспорта, вследствие чего и человеку приходится производить больше работы. Но здесь также работает психологический эффект: всегда легче спуститься, не думая, что потом нужно будет подняться, чем наоборот – видеть перед собой гору ступеней в начале пути.
Но даже при всем этом, каждое отдельное решение в вопросах размещения того или иного типа перехода должно выноситься после тщательного изучения и прощупывания городской среды «кончиками пальцев», как говорил известный российский урбанист В. Глазычев.
В случае с перекрестком улиц Лазарева и Калараш, федеральная трасса проходит через центр района, что порождает два взаимоисключающих условия, учитывая все написанное ранее: устройство удобного наземного перехода для пешеходов и максимально непрерывное скоростное движение транспорта. Наверное, только перенос федеральной трассы в обход центра в дальнейшей перспективе сможет решить большую часть проблем.