Домой Россия и Мир Охлаждение тропического города

Охлаждение тропического города

Проект генплана для самой жаркой столицы штата Австралии, Дарвина, предлагает набор мер по борьбе с таким эффектом как городской "тепловой остров" в его центральном деловом районе.

2877
0

Тропический город Дарвин находится всего в 12 градусах южнее экватора. Ряд районов центрального Дарвина на 2-4 градуса горячее окружающих муссонных лесов. Эти повышенные температуры наиболее заметны в ночное время, и в ясные вечера центральный Дарвин может быть до 12 градусов горячее. Такое резкое различие в температуре между городом и его окружающим неурбанизированными территориями называется эффектом городского «теплового острова».

Проект генплана Центрального Дарвина даёт несколько ценных советов и идей по устройству публичных пространств, направленных на ослабление эффекта городского «теплового острова» в Дарвине. Проект генплана (ещё не утвержденного и не принятого на момент написания статьи) был подготовлен городской администрацией Дарвина совместно с правительством штата Северные Территории (Австралия), а консультантами, ведомыми Design Urban, выступали также Urbacity, Clouston Associates, Space Syntax и Michels Warren Munday. Он был создан после консультаций и семинаров с местными жителями, исследований и картографирования города.

Full page photo

Дарвин находится в зоне муссонного тропического климата, для которого характерны ярко выраженные сухие и влажные сезоны. Коренные жители местной народности Ларакия (Larrakia Nation) имеют более тонкое различие — их времена года Галаморгин (Gulumoerrgin seasons) насчитывают семь периодов, отличающихся характерными погодными паттернами, переход от одного из них к другому замечают по животным- и растениям-индикаторам (как сухопутным, так и морским)1. Дневные температуры в Дарвине держаться выше 30 градусов на протяжении всего года, тогда как нижняя ночная температура падает в сухой сезон вследствие пониженной влажности. Северо-западные ветра преобладают во влажный сезон, а юго-восточные — в сухой сезон, однако при переходе от сезона к сезону отмечаются значительные отклонения от этих направлений.

"Дождевые деревья" Альбизии Семен (Albizia saman), растущие вдоль Smith Street в Дарвине, со временем сопрекаснутся кронами над дорогой, образовав роскошный шатер/навес над ней. Image: Clouston Associates
«Дождевые деревья» Альбизии Семен (Albizia saman), растущие вдоль Smith Street в Дарвине, со временем сопрекаснутся кронами над дорогой, образовав роскошный шатер/навес над ней. Image: Clouston Associates

По результатам исследовательской экспедиции Джорджа Гойдера (George Goyder) 1869-1870 гг. были приняты схемы поселений, которые сохранились по сей день. Ориентация длинных улиц по северо-западным/юго-восточным осям (а также взлетной полосы международного аэропорта Дарвина) обеспечивает путь бризовым ветрам, сухим, дующим с юго-востока в сухой сезон, и морским ветрам с северо-запада во влажный сезон.

Проект генплана центра Дарвина принимает жару в качестве значительного отталкивающего фактора пешеходного движения в городе. Этот вывод поддерживается как самими составителями, так и опросами населения. Были проведены экстенсивные замеры в различные моменты времени с целью выявления проблем, связанных с жарой, и их обоснования. Были также закартографированы граничные условия и шатровое/навесное покрытие. Администрация Северных Территорий планирует провести более комплексное и всеохватывающее исследование с использованием спутниковых снимков, фотографирования с самолетов и наземных сенсоров. Но и это наземное исследование дало много полезной информации.

Взрослое дерево Кассии требчатой (Cassia fistula, "golden shower tree") в центре Дарвина, в контрасте с рядом пальм дальше по улице. Image: Clouston Associates
Взрослое дерево Кассии требчатой (Cassia fistula, «golden shower tree») в центре Дарвина, в контрасте с рядом пальм дальше по улице. Image: Clouston Associates

Было обнаружено, что практически нет зависимости между температурой монолитной поверхности и окружающей температуры воздуха. И это несмотря на разницу этих температур в 10 градусов. Было также найдено, что температура окружающего воздуха остаётся относительно постоянной там, где есть свободное движение воздуха. Она немного падает в зонах постоянной тени (от зданий, не навесов), а также в зонах «утечки» кондиционированного воздуха из магазинов и офисов.

Исходя из этих данных, генплан предлагает использовать надстраиваемые объёмные элементы зданий для создания постоянной тени на улице, как это делается во многих городах Индии и Северной Африки, а на основе карты затенения выбирать места расположения зданий, как структур, дающих тень. Генплан также предлагает добавить навесы над всеми основными улицами, возмещение геотермального обмена тепла (холодный воздух) для затенённых пешеходных пространств, и создание городского леса.

Деревья являются одним из наиболее экономически-эффективных средств сокращения эффекта городского «теплового острова», а также преобразования урбанизированной среды в процветающие, удобные для жизни города. Тем не менее, было установлено, что менее, чем за 2 десятка лет, Дарвин потеряет каждое второе уличное дерево из-за возраста и естественного увядания. В добавок к этому, новое строительство и возрастающая плотность населения приведут к огромной потере деревьев на частных земельных участках. Учитывая этот факт, а также местный тропический климат, прогнозируемое повышение температур и известный уже эффект городского «теплового острова», можно ожидать, что максимальная температура в центральном районе Дарвина увеличится на 2-5 градусов в течение 30 лет. Энергетические затраты, связанные с таким повышением температуры будут значительны.

Роль деревьев в контроле за микроклиматом и обезвреживании эффекта городского «теплового острова» признаётся экономически-эффективной2. Но чтобы она была наиболее эффективной, необходимо полностью переосмыслить как деревья рассматриваются в Дарвине, и особенно в центре Дарвина. Например, вместо того, чтобы видеть деревья как украшение, их необходимо рассматривать как часть инфраструктуры. Вместо оценки их как не имеющих большой денежной ценности, необходимо признать их экономическое значение. Необходимо сфокусироваться на сплошном зелёном покрове, в противовес отдельно стоящим деревьям.

Набор данных, собранных Администрацией Дарвина в центральной части города, включает 1150 отдельно стоящих деревьев и определяет 542 вакантных места для их посадки. Опорное исследование, выполненное Clouston Associates, для остальной части городской территории выявило более 1500 отдельных деревьев и более 1200 вакантных мест посадки. Исследование центрального района показало, что он является домом для 910 деревьев и 240 пальм. Всего 6 видов образуют 70% всей популяции деревьев.

Такое ограниченное разнообразие может иметь серьёзные последствия для долгосрочной жизнеспособности уличных деревьев. Последствия изменения климата, вредителей, болезней и других физических угроз могут быть более успешно нивелированы имея большее разнообразие видов. Программы городских лесов, подготовленные городскими советами Сиднея и Мельбурна, определяют стандарты разнообразия по представлению семей, родов и видов растений, к сожалению текущее наличие в Дарвине далеко не достает до обоих этих стандартов. Выбор видов будет важным фактором, поскольку каждое индивидуальное дерево должно удовлетворять множеству требований, включая долговечность, робастность, устойчивость к сильным штормам, неприхотливость, безопасность, пригодность для сухих тропиков и подходящий размер.

Городские леса внутри и вокруг городских общин обеспечивают физиологические, социологические, экономические и эстетические преимущества.

Городской лес состоит из деревьев и растительности по всей территории Дарвина, включая все типы деревьев независимо от того, растут ли они на улицах, в парках или на частной земле. Городской лес, измеряемый как процент сплошного шатрового покрытия площади земли, считается основным компонентом городской экосистемы. Он является одним из компонентов нашей антропогенной среды, наряду с дорогами, автостоянками, зданиями, пешеходными дорожками и сервисным оборудованием.

Городские леса внутри и вокруг городских общин обеспечивают физиологические, социологические, экономические и эстетические преимущества. Они должны включать в себя тщательно разбитые городские оазисы и открытые пространства для рекреации. Это означает, что мы должны переосмыслить как мы поступаем с деревьями в своём городе для максимизации преимуществ, даваемых ими.

Планирование, в сущности — это создание баланса проживания, работы и отдыха, однако оно склоняется к фокусированию на собственности, зонированию и дорогах. Зонирование делает большие и малые города скучными, унылыми. Проект Генплана центра Дарвина фокусируется на смягчении «теплового острова» — городской лес; (узкая) улица; взаимодействие с улицей; здания; навесы и деревья, работающие совместно; и строительные формы. Этот генплан маленького тропического города даёт важные направления планирования, важные пути и средства для больших городов Австралии.

Окончательный генплан был уже выпущен правительством штата Северных Территорий. Министр по земельным ресурсам и планированию в данный момент собирает комментарии и отзывы по включению генплана Центра Дарвина в схему планирования штата. См. генплан здесь.

«Архитектура Сочи»

5/5 - (2 голоса)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.