Градостроительный совет при главе города Сочи на своём заседании, которое состоялось в пятницу, 24 октября 2014 года, рассмотрел два не совсем обычных вопроса.
Первый вопрос касался установки объекта монументального искусства — памятника Цирюльнику — перед зданием Международной Академии Красоты «Георгий Кот» на улице Гагарина.
Авторы памятника — сочинские скульпторы А.Н. Бутаев и В.В. Звонов при участии президента Сочинской организации Союза дизайнеров России Ю.Г. Марченко.
Памятник представляет собой постамент высотой 2.20 м, который венчают ножницы, обвёрнутые локоном волос. Вокруг постамента установлены четыре фигуры высотой 90 см из бронзы, символизирующие исторические периоды развития профессии: Древний Египет, Месопотамия, средние века и начало ХХ века.
З.М. Акимшина
Как пояснила президент фестиваля «Красота и грация», судья международного класса по парикмахерскому искусству Зарема Магомедовна Акимшина, представляя проект памятника Градостроительному совету:
«Идея создания такого памятника уже давно витала в воздухе у нас в стране и за рубежом, но никак не могла найти воплощение. Наш город не однократно являлся местом проведения огромного числа мероприятий, в том числе международных. Когда мы рассказали нашим коллегам, что хотим создать подобную стелу Цирюльника, они просили передать огромный поклон городу, потому что нет нигде в мире памятника этой профессии. Георгий Кот, который предложил этот проект, является двукратным чемпионом мира, абсолютным чемпионом России. Хотелось, чтобы члены Градостроительного совета поддержали идею возведения такого ансамбля на территории города. Его открытие обещает быть грандиозным мероприятием — 1200 человек уже выразили желание приехать.»
После первого рассмотрения проекта памятника главным художником Сочи Элиной Борисовной Баранской было высказано пожелание добавить вокруг него скамеек и других элементов благоустройства, превратив этот уголок города в небольшой сквер.
Ю.Г. Марченко и Э.Б. Баранская
Говоря о возможности появления в нашем городе такого памятника, глава отметил, что самое главное, чтобы скульптура украсила город и смогла стать особым местом, так как Сочи — туристический город и в нём должно быть как можно больше притягательных мест. Согласившись с идеологией размещения памятника, Анатолий Николаевич Пахомов высказал некоторые сомнения в его внешнем виде и попросил профессионалов высказать своё мнение.
Не возражая особо простив места размещения памятника в жилом микрорайоне, несколько вдалеке от туристического центра, внешний вид памятника архитектурное сообщество курорта оценило по разному.
Ольга Викторовна Козинская согласилась с тем, что такой памятник обогатит палитру монументального искусства города-курорта, но добавила, что уровню современного мастерства, который демонстрирует Георгий Кот немного не соответствует стиль постамента, выполненный в духе соцреализма и, наверно, стоит поискать иное решение.
Поддержал идею установки памятника и заслуженный архитектор России Олег Филиппович Козинский. Он одобрил место его размещения, но также заметил стилистическую путаницу элементов: неоклассического постамента и ножниц как модернового элемента. Таким образом соотношение масс композиции оказывается не в пользу того, ради чего этот памятник сооружается. Очень важно найти оптимальное соотношение, так как олимпиада задала весьма высокую планку и все новые элементы городской среды должны соответствовать этому брендовому уровню, но при этом попытаться уйти от ощущения гильотины, которое складывается при представленном варианте размещения ножниц.
При всей ограниченности во времени, глава города призвал авторов проекта ещё неделю поработать над композицией элементов памятника. Может быть с привлечением студентов дизайнерских факультетов городских вузов.
Защитники проекта отметили, что из предложенных 30 с лишним вариантов памятника Георгий Кот отобрал именно этот, как наиболее удачно олицетворяющий его профессию. Но глава города настоял на обсуждении проекта как с профессиональной общественностью, как и с горожанами.
Архитектор Зоя Александровна Розова высказала сомнение в необходимости названия этого объекта монументального искусства «памятником» и отметила, что в целом представленный образ вызывает неприятные ощущения. По её мнению это должна быть более облегчённая современная скульптура, даже не смотря на неоклассический фасад здания Академии.
Сомнения в целесообразности размещения памятника в выбранном месте высказал архитектор Константин Фёдорович Мельников. Считая такой объект монументального искусства «наикурортнешей затеей», он убеждён, что стоять такой объект должен не в жилом районе, а где-то на набережной, может быть, вместо старого фонтана перед служебным входом в Зимний театр. Что касается самого памятника, то Мельников согласился с оценкой коллег и предложил вместо ножниц установить фигуру либо самого Кота, либо Фигаро, как самого известного цирюльника.
Лариса Карловна Шавернева-Васильева высказала пожелание видеть в Сочи тёплые, забавные памятники, более соответствующие курортному городу. Поэтому она предложила совсем отказаться от монументализма и, возможно, оставить только верхнюю часть композиции или значительно снизить постамент.
Видеть более камерную городскую скульптуру, рядом с которой хотелось бы сфотографироватья, хотелось бы и Нине Петровне Мышлановой. Юрий Гаврилович Марченко, который выступает также экспертом этого проекта, парировал тем, что при высоте скульптур всего 90 см и размещении их близко к земле, доступ к ним будет свободным. На что Николай Александрович Гришин заметил, что тогда памятник будет подвержен вандализму.
Ю.Г. Марченко
Подводя итоги профессионального обсуждения, Анатолий Николаевич Пахомов согласился с местом размещения нового объекта монументального искусства, но призвал авторов ещё поработать на общей композицией. Возможно понижение пьедестала станет более удачным решением и к тому же снизит расходы на его возведение.
Завершая тему хочется отметить, что несмотря на заверения группы поддержки, сочинский памятник Цирюльнику не будет первым в нашей стране. Уже несколько лет городская скульптура Цирюльника с расчёской, а не ножницами, и стулом, на который может присесть любой желающий сфотографироваться, стоит на улице Красноармейской в городе Ростов-на-Дону. Эта скульптура установлена рядом с учебно-производственным комбинатом, выпускающим в том числе и парикмахеров.
Скульптура Цирюльника в г. Ростов-на-Дону
Открывая обсуждение по второму пункту повестки дня, глава города признал, что вопрос достаточно сложный и до сегодняшнего дня как христианин он не видит необходимости строительства крематория в Сочи, но попросил собравшихся специалистов высказать свои «за» и «против».
Выступая основным докладчиком, архитектор Зоя Александровна Розова согласилась с главой в оценке сложности вопроса, но подчеркнула, что считает его обсуждение необходимым, так как резервных земель для захоронений в Сочи нет.
З.А. Розова
Примерно 18 лет назад тема строительства крематория в Сочи поднималась в последний раз. Проектный институт «Южгипрокоммунстрой» сделал проект комплекса, в который вошли церковь, крематорий и кладбище на территории примерно 40 га за посёлком Барановка Хостинского района, там, где сейчас находится действующее городское кладбище.
Тогда в рамках проекта было разработана первая очередь освоения, порядка 6 га, с подпорными стенами, ливнёвкой, террасированием склонов, пешеходными дорожками и лестницами — довольно недешёвые мероприятия, так как склон, как и многие другие в нашем городе — оползневой. После того, как были сделаны все мероприятия, предусмотренные проектом первой очереди, склон перестал быть оползневым, остальная же территория подверглась стихийному захоронению без всяких дорог и благоустроенных подходов. Городское кладбище сегодня не организовано, не спланировано, не спроектировано. Отведённой территории в 40 га хватит приблизительно на 10-20 лет. При этом найти в городе территорию под кладбище практически не возможно не только из-за нехватки земель или оползневых процессов, но и высокого уровня грунтовых вод. Выход из сложившейся ситуации многим видится в строительстве в городе крематория.
Крематорий в составе проекта ритуального комплекса
Заинтересованность в строительстве крематория высказал «Региональный союз производителей», который будет инвестировать также и дороги к комплексу. Уже года три идёт поиск подходящего участка, так как сегодня разросшаяся жилая застройка подходит слишком близко к тому месту, на котором планировалось строительство крематория раньше, и нормативные санитарные разрывы не могут быть выдержаны. К тому же на зарезервированной под расширение кладбища территории в начале года был построен собачий питомник, так как это оказалась единственная в городе подходящая по санитарным нормам территория. Перебрав несколько вариантов, было решено остановиться на участке в 6 га, расположенном чуть выше собачьего питомника на залесённом склоне горы. У многих наличие леса на участке сразу вызывает настороженность, но архитекторы считают, что если там размещать крематорий с колумбарием, то лес на 70% можно было бы сохранить, тем более, что лесопосадки являются прекрасной защитой от оползней.
Осознавая, что крематорий не может не стать знаковым объектом для города, архитекторы считают целесообразным проведение архитектурного конкурса проектов.
Против строительства крематория выступил представитель службы ритуальных услуг города, мотивируя тем, что с учётом местной ментальности, этот вид погребения не будет востребован, а значит строительство комплекса нецелесообразно. Но глава города заметил, что доводы архитекторов резонны, да и альтернатива традиционному погребению должна быть.
Поддержал проект и выбор места под него с учётом существующей ситуации в городе и председатель Общественного экологического совета Сочи В.И. Остапук. Архитекторы, поддерживающие концепцию, говорили и об эстетике, воплотить которою в комплексе крематория значительно легче, так как колумбарий по своей архитектонике представляет собой парк.
Выслушав различные доводы, Анатолий Николаевич согласился с необходимостью размещения крематория в Сочи, но призвал не спешить и всё тщательно обдумать с обязательным привлечением к более детальной разработке проекта местных архитекторов.
Среди вопросов, поднятых в разделе «Разное» были и организация содействию в проведении противооползневых мероприятий на территории собачьего приюта, и обустройство мемориального военного кладбища на ул. Клубничная. Если первый вопрос вызвал бурную дискуссию из-за необходимости найти довольно крупную сумму денег, то второй вопрос был сразу и с энтузиазмом поддержан главой города.
Мэр города оказался самым здравомыслящим человеком на заседании совета. Жаль, что не стукнул кулаком, чтобы прекратить засорять гордскую среду этой безвкусицей.
Полностью согласна с Александром. Мэр- желает городу лучшего.У всех бывают удачные и неудачные проекты. Скульптурки фигурок макета выглядят очень профессионально, не сравнить с памятником Пушкину А.С. Петра Хрисанова, у библиотеки на верхней приморской набережной. Но в целом, у меня как у туриста желание потратить на прогулку к нему драгоценное время отдыха не возникло бы, уж слишком сдержанным и холодным его задумали, а его ценность понятна разве что только самим парикмахерам. А ведь, цирюльники -это очень общительный, теплый народец, очень открытый и доступный для человека. И смысл их ремесла облагораживание и украшательство клиента. Мне кажется, что это памятник ножницам, а не мастеру ремесла. А, вообще, в г. Сочи, как ни странно, мало художественно привлекательных объектов.
(добавка) Ножницы очень напоминают стилизованные фигурки мужчины и женщины становящимися одним целым- романтичненько…если бы их отдельно от всего остального, да, другого масштаба, да из нетипичного, например, прозрачного материала, или зеркальной поверхности- было бы интересно.
Если со стороны, то лучше всего памятник цирюльнику смотрится именно в размере макета и напоминает Оскара, его бы вручать победителям всероссийского конкурса «Стрижка года»! Уж, очень, он похож на формат статуэток- наград!
Я из г. Омска и по поводу крематория могу отметить, что в нашем городе люди созрели 5 из 10,- за кремацию, и пересмотр формата кладбищ (возрастная группа до 45 лет), даже у нас при большей площади свободных земель на кладбищах захоранивают уже в несколько ярусов. А в новостройки возведенные на местах старых кладбищ народ селиться не хочет. У нас даже в клиниках для животных стоят крематории и процедура обходиться в 1000 рублей. в любом случае альтернатива у людей должна быть, мы живем в 21 веке!