Домой Вести Минстроя РФ Новое в законодательстве Историко-культурную экспертизу вынесут на общественные обсуждения

Историко-культурную экспертизу вынесут на общественные обсуждения

2779
0

9 июня 2015 года Председатель Правительства России Дмитрий Медведев подписал Постановление Правительства о внесении изменений в Положение о государственной историко-культурной экспертизе. Постановление стало первым из около 30 подзаконных и нормативных актов, требующих издания либо исправления в связи с принятием в октябре 2014 года и вступлением в силу с 22 января 2015 года значительного количества изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия». Остальные должны быть представлены в Правительство к 1 июля 2015 года.

Положение о государственной историко-культурной экспертизе (ГИКЭ) является одним из краеугольных подзаконных актов, поскольку именно на основании заключений ГИКЭ принимаются важнейшие решения в сфере охраны наследия: о включении (либо отказе во включении) в госреестр объектов культурного наследия, утверждении проектов реставрации и приспособления памятников, установлении границ, режимов использования земель и градостроительных регламентов зон охраны и достопримечательных мест и т.п.

Постановление, разработанное в Минкультуры РФ, должно было, во-первых, привести положение о государственной историко-культурной экспертизе в соответствие с обновленным законом, а во-вторых, дать механизмы разрешения спорных и конфликтных ситуаций, выявленных практикой. И если с первой задачей документ вполне справился, то решение второй, судя по всему, будет вырабатываться привычным методом проб и ошибок.

В соответствии с положениями обновленного закона из сферы ГИКЭ выведены теперь т.н. «заявленные» памятники, или, выражаясь официальным языком, «объекты, обладающие признаками объектов культурного наследия», в отношении которых гражданами поданы в госорганы заявления о постановке их на охрану. По новой редакции закона, признавать или не признавать таковыми выявленными объектами культурного наследия должны сами госорганы, без участия аттестованных госэкспертов (отчего и подавать в госорган можно не акт ГИКЭ, а простое заявление). На тему выявления новых памятников также должен быть принят федеральный подзаконный акт, а каждым регионом – утвержден порядок его практического применения.

Важной новацией документа является регламентация реализации принципа гласности ГИКЭ. Отныне госорган охраны памятников в течение 5 рабочих дней со дня получения заключения ГИКЭ и приложений к нему обязан опубликовать их на своем официальном сайте.

Вводится принципиально новая для сферы охраны наследия процедура общественного обсуждения заключений ГИКЭ. Как следует из постановления, за их публикацией на сайте начинается общественное обсуждение – по той же процедуре, что применяется для проектов нормативных актов. В течение 10 рабочих дней со дня окончания общественного обсуждения госорган должен опубликовать на своем официальном сайте «сводку предложений», «с указанием позиции органа охраны объектов культурного наследия». Постановление также обязывает госорган «рассмотреть все предложения, поступившие в установленный срок в электронной или письменной форме».

Таким образом, заключения, подписанные имеющими специальную подготовку и аттестованными Минкультуры РФ госэкспертами, должны будут подвергаться общественному обсуждению. Мысль о применении таких процедур к другим специальным экспертизам, например, техническим, физическим, лингвистическим или фармакологическим, может показаться абсурдной и не пришла пока в голову законодателю, но в отношении культурного наследия это оказывается возможным.

Во многих европейских странах, в первую очередь во Франции, существуют высшие экспертные коллегии по наследию, состоящие из специалистов с безупречной репутацией и значительным опытом, которым доверяется решение самых сложных вопросов. Институт коллегиального экспертного совета хорош ещё тем, что он может в случае необходимости предложить провести дополнительные изыскания, натурные обследования конкретного памятника и т.п.

В нашем случае решено заменить обращение к коллегиальным экспертным органам процедурой общественных обсуждений. Не хотелось бы, чтобы они превратились в формальную процедуру с вывешиванием сводки мнений и ремарками госоргана, почему он не хочет или не может принять их во внимание. Конечно, аттестованные эксперты могут и должны сами принимать теперь участие в этих общественных обсуждениях.

Если общественное обсуждение выявит многочисленные огрехи либо недобросовестность в акте экспертизы, это должно послужить не только основанием для решения госоргана не согласиться с ним, но и сказаться на репутации и карьере эксперта.

Спорные случаи также, видимо, должны теперь разрешаться с помощью обсуждения в интернете: публикуются две противоположные экспертизы, люди, и госэксперты в том числе, дают к ним замечания, а госорган на их основании делает выводы.

В целом нельзя сказать, что отсутствие в тексте коллегиальных экспертных процедур по сложным и спорным вопросам означает, что госорганы забрали решение их в свои руки: они их и не выпускали из рук. Просто в ходе разработки этого постановления возникли иллюзии, что общими усилиями удастся создать механизм, при котором решения госорганов будут основаны на коллегиальном мнении экспертов-профессионалов с большим авторитетом и опытом.

«Архитектура Сочи»

источник: hraniteli-nasledia.com

5/5 - (1 голос)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.