Домой Сочи-2014 После олимпиады Олимпийский проект в Сочи: экологические аспекты

Олимпийский проект в Сочи: экологические аспекты

2173
0

Н.К. ,
кандидат геологоминерaльных наук, профессор РАЕ
«Academia. Архитектура и строительство. №2, 2015»

Город Сочи при подготовке и проведении зимних Олимпийских и Паралимпийских игр предложил их участникам и гостям уникальное природное окружение. Зимние Олимпийские игры никогда не проходили в такой разнообразной природной среде. Олимпийские объекты были расположены в пределах природных ландшафтов, непосредственно соприкасающихся с Сочинским национальным парком и другими особо охраняемыми территориями. Для сохранения и улучшения качества окружающей среды в ходе подготовки Олимпиады был разработан комплексный план, включающий целый ряд экологических мероприятий, обеспечивающих реализацию поставленных экологических целей и обязательств.

Экологические цели и обязательства

Концепция «Сочи-2014», изложенная в заявочной книге, заключалась в намерении предложить спортсменам и всему миру исключительные зимние Олимпийские и Паралимпийские игры. Концепция предусматривала объединение ресурсов города Сочи, Краснодарского края и Российской Федерации, необходимых для развития столицы Олимпиады и ее спортивной и туристической инфраструктуры на многие годы вперед, с соблюдением всех требований охраны окружающей среды.

Для достижения поставленных целей в 2008 году была разработана Программа мероприятий по экологическому сопровождению подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

В 2009 году была утверждена Экологическая стратегия «Сочи-2014» для организации в городе «зелёной» зимней Олимпиады. Перед организаторами были поставлены амбициозные цели и задачи:

  • сохранить уникальную природу Сочинского региона, включая охраняемые природные комплексы Сочинского национального парка и Кавказского государственного природного биосферного заповедника (объект Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Западный Кавказ»);
  • улучшить состояние окружающей среды города Сочи посредством масштабного развития региональной инфраструктуры;
  • объединить усилия и ресурсы всех заинтересованных сторон для наилучшей организации зимних Олимпийских игр 2014 года в городе Сочи и формирования позитивного их наследия для будущих поколений [1].

Структуру Экологической стратегии «Сочи-2014» составляли четыре стратегических направления, каждому из которых было придано символическое наименование:

  1. «Игры в гармонии с природой»;
  2. «Игры без климатических изменений»;
  3. «Игры без отходов»;
  4. «Игры просвещения».

Экологические аспекты реализации олимпийского проекта

В результате реализации олимпийского проекта город Сочи получил значительное материальное и нематериальное экологическое наследие. К материальному наследию можно отнести, прежде всего, экологически эффективные спортивные объекты, формирующие первый национальный центр зимних видов спорта; олимпийские объекты, сертифицированные по международному стандарту и по российской системе «Зелёные стандарты». Кроме того, город получил региональную инфраструктуру, предлагающую необходимые для развития Сочи экологически эффективные решения в области транспорта, генерации и поставки энергии, водоснабжения, водоотведения и обращения с отходами.

К нематериальному экологическому наследию можно отнести «зелёные стандарты» строительства, ориентированные на энергетическую и экологическую эффективность; внедрённую на олимпийских объектах систему экологического менеджмента на базе международного стандарта ISO 14001:2009 и повышенное экологическое сознание жителей Сочинского региона.

Таким образом, город Сочи получил новую инфраструктуру и значительное экологическое наследие. Однако не все цели, заявленные в вышеуказанных программных документах, привели к ожидаемым результатам.

Наиболее проблематичными оказались экологические последствия реализации олимпийского проекта по двум главнейшим направлениям Экологической стратегии «Сочи-2014»: «Игры в гармонии с природой» и «Игры без отходов». Рассмотрим некоторые связанные с ними проблемы.

Проблемы сохранения и рационального использования ландшафтов.

Часть уникальных природных ландшафтов Сочинского региона в результате широкомасштабного олимпийского строительства была потеряна, особенно пострадали ландшафты долины реки Мзымты и Имеретинской низменности.

В течение 2008–2013 годов при строительстве совмещённой автомобильной и железной дороги от Адлера до Красной Поляны происходило разрушение местообитания реликтового эндемичного вида самшита колхидского (Buxuscolchica), включённого в Красные книги России и Международного союза охраны природы (МСОП). Одним из наиболее заметных фактов этого разрушения стало уничтожение пойменного леса с произрастанием самшита колхидского в долине реки Мзымты, вблизи села Монастырь.

Однако гибельные для самшита последствия олимпийского проекта не закончились с завершением строительства совмещённой дороги. В 2012 году в самшитовых лесах на территории города Сочи было отмечено усыхание самшита в результате его поедания гусеницами самшитовой огнёвки. Ущерб от этого бедствия сегодня многократно превосходит масштабы массовых вырубок самшита при строительстве. Самшитовая огнёвка появилась в Сочи вместе с привезенным из Италии посадочным материалом для озеленения олимпийских объектов. Ранее это насекомое не обитало на Западном Кавказе и поэтому не имеет здесь естественных врагов или факторов, способных ограничивать его численность.

В 2013 году началось массовое распространение этого опасного вредителя по территории всего Краснодарского края. Сначала огнёвка поражала культурные насаждения самшита вечнозеленого, затем появилась в природных лесах на территории Сочинского национального парка и Кавказского биосферного заповедника. В 2014 году бедствие приняло практически неконтролируемый характер, в результате нашествия огневки погибли сотни гектаров реликтовых самшитовых лесов. По данным исследователей Сочинского национального парка, сегодня наблюдается сплошное повреждение самшита на площади более 1300 га.

Одним из мест массовой гибели самшита стала Хостинская тисо-самшитовая роща на территории Кавказского биосферного заповедника. Размножение самшитовой огнёвки приобрело там взрывной характер. Личинки насекомых в короткий срок распространились на 99% насаждений самшита и уничтожили его листву. Не менее 70% уникальных хостинских самшитников можно считать погибшими [2]. Учитывая масштаб деградации природных ландшафтов в местах произрастания самшита, дирекция Кавказского государственного природного биосферного заповедника запросила в Минприроды России разрешение применять специальные препараты (в обычных условиях запрещённые на особо охраняемых территориях) и надеется спасти хотя бы немногие жизнеспособные растения.

©  Светлана Кравченко
© Светлана Кравченко. «Кавказский узел»

К сожалению, в период реализации олимпийского проекта не были использованы все возможности города Сочи как будущей столицы Олимпиады. Не были в полной мере учтены предложения научной и экологической общественности, связанные с сохранением и рациональным использованием уникальных природных ландшафтов Сочинского региона. Так, Сочинское отделение Русского географического общества предложило создать целый ряд экологических маршрутов, где бы наиболее оптимально сочетались уникальные природно-культурные параметры территории и возможности их рекреационного использования и охраны. Подготовленные материалы с подробным описанием 13 новых экологических троп были переданы в администрацию города Сочи и Сочинский национальный парк. Фактически из всех предложенных вариантов на территории Сочинского национального парка была обустроена и открыта только одна экологическая тропа «Сухой каньон в долине реки Псахо», являющаяся частью большого маршрута по сочинским каньонам.

Все памятники садово-паркового искусства и ландшафта Сочи нуждаются в защите и поддержке как бесценное природное и культурное наследие нашей страны. Кроме того, ещё сохранились уникальные памятники природы в селитебной части города, которые также могут служить маршрутами экологических троп. Главная проблема обустройства экологических объектов на территории Сочи заключается в нерешённых вопросах землепользования и придания им соответствующего природоохранного статуса [3]. Ярким тому примером является территория Имеретинской низменности, где, несмотря на многочисленные протесты общественности, в результате строительства её инженерной защиты и набережной были практически уничтожены места обитания уникальной приморской флоры на участке пляжа между мысом Константиновский и устьем реки Псоу. Сочинским отделением Русского географического общества с участием экспертов Градостроительного совета города Сочи был разработан целый ряд конструктивных предложений, которые бы позволили сохранить маритимальную флору (мачек желтый, синеголовник приморский и др.) и одновременно обустроить экологическую тропу «Имеретинская», которая могла бы стать украшением, изюминкой новой набережной. Однако мнение экспертов не было учтено, и проект набережной был реализован без корректирующих изменений.

Сейчас в Имеретинской низменности без существенных преобразований остались лишь несколько участков особо охраняемой территории регионального значения «Природный орнитологический парк», где сохраняется естественная растительность. В районе турбазы «Крылья Балтики» ещё остался небольшой участок, куда были пересажены наиболее ценные представители маритимальной флоры. Этот последний незастроенный участок Имеретинской низменности необходимо сохранить как объект природного наследия с перспективой создания здесь общедоступной экологической тропы.

Реализация олимпийского проекта на территории Имеретинской низменности сопровождалась опасными процессами, наиболее значимыми из которых являются морская абразия, подтопление и затопление территории. Активизация процессов в береговой зоне произошла вследствие целого ряда факторов, влияние которых на территорию оказалось недооцененным не только на стадии проектирования, но и после разрушения первой очереди строительства штормами в декабре 2009 и марте 2013 года.

Для посёлка Мирный, расположенного севернее Олимпийского парка, увеличились риски подтопления и затопления. В результате недостаточно продуманных решений в области инженерной защиты Имеретинской низменности территория посёлка во время ливневых дождей постоянно подвергается подтоплению.

Ширина пляжа после строительства набережной сократилась в среднем на 10–12 м и имеет тенденцию к дальнейшему уменьшению, что снижает природоохранный и рекреационный потенциал этой территории. Необходимо отметить, что негативные тенденции к сокращению ширины пляжей сохраняются и создают угрозу низового размыва и разрушения построенных на берегу олимпийских объектов. Изъятие галечного материала привело к значительному истощению и сокращению пляжей, активизации размывов и вынужденным затратам на возведение берегозащитных сооружений, ухудшающих экологическую обстановку на побережье. Пляж является ценнейшим объектом как оздоровительного, так и защитного значения. Его сохранение и восстановление необходимо сегодня рассматривать как одну из наиболее актуальных экологических проблем Сочинского региона.

Таким образом, недооценка опасности природных процессов и совокупности антропогенных факторов (выборка грунта, зауживание русла реки Мзымты и строительство в её устье морского порта) негативно повлияла на состояние береговой зоны Имеретинской низменности [4].

Следует отметить, что из-за нарушения природных ландшафтов (масштабное сведение леса, подрезка склонов, складирование грунтов и т.д.) практически на всей территории, отданной под строительство олимпийских объектов, активизировались опасные геологические процессы в прибрежном и горном кластерах. Изначальные проекты пришлось перерабатывать и дополнять мероприятиями по инженерной защите территории, что привело к значительному их удорожанию. По данным государственного мониторинга состояния недр, с 2011 по 2014 год произошла активизация оползневого, обвально-осыпного, эрозионного и селевого процессов в горном кластере. Проведённое в мае 2014 года обследование выявило 16 участков активизации опасных геологических процессов. Установлено, что их активность наблюдалась на территориях с высокой техногенной нагрузкой и превысила средний уровень. Выявленная тенденция показывает, что защита от опасных геологических процессов в дальнейшем станет важной статьёй расходов на поддержание безопасности населения и олимпийских объектов в горном и прибрежном кластерах.

Проблемы обращения с отходами.

Для города Сочи проблемы обращения с отходами всегда были острыми и социально значимыми, а олимпийский проект предполагал все возможности для их решения. Заявленный принцип «ноль отходов» лёг в основу новой генеральной схемы очистки города Сочи, был построен Сочинский мусоросортировочный комплекс, закрылись Адлерская и Лооская свалки твердых бытовых отходов (ТБО). Однако всех этих мероприятий оказалось недостаточно. Следует признать, что для Сочи «ноль отходов» оказалось слишком амбициозной целью. Всё, что имелось в городе до начала реализации олимпийского проекта, – это вывоз несортированных отходов на свалки, иерархическое дно, самое примитивное и худшее, что можно было сотворить с отходами. Я давно ставила задачу создания в Сочи комплексной системы управления отходами, ведь ситуация обострилась в 2004 году, когда вплотную столкнулись с проблемами закрытия старых свалок, в том числе Адлерского полигона ТБО, давно исчерпавшего свой ресурс. И если бы не Олимпиада, неизвестно, когда бы созрели финансовые и административные условия для рекультивации городских свалок.

Путем планового внедрения новых подходов и формирования экологически ориентированного отношения населения к этой проблеме мы бы могли подняться в иерархии управления отходами на высокий уровень, достойный международного курорта. Но, к сожалению, этого не произошло. В результате эффективная комплексная система по управлению отходами на территории Сочи фактически так и не была создана. Генеральная схема очистки города Сочи в соответствии с заявленным принципом «ноль отходов» не выполнила свою задачу. Внесённые в неё поправки и дополнения, связанные с изменением логистики и вывозом отходов в Белореченский район, не только не приблизили достижение заявленной цели, но и привели к значительному повышению тарифов на отходы. Сравнительный анализ стоимости услуг по вывозу, сортировке и размещению ТБО для организаций и населения показывает их рост с 2007 по 2014 год в 5,3 раза.

Вследствие вывоза в Белореченский район всех отходов Сочи, где накануне Олимпиады официально были закрыты все городские свалки и полигоны ТБО, проблемы возникли и в этом районе Краснодарского края. Вывезенные из Сочи ТБО складируются на местной свалке на берегу реки Белой, что обостряет социальные и экологические проблемы района. Из-за дороговизны и неудобства вывоза отходов из Сочи в Белореченский район часть ТБО и строительных отходов сваливается в лесных массивах, оврагах и карьерах в окрестностях города, в частности на территории Сочинского национального парка.

На сегодняшний день в Сочи по-прежнему не решены следующие проблемы в области обращения с отходами:

  • нет стимулов к сбору и переработке вторичного сырья и оптимизации затрат;
  • нет сегментов локального рынка, обеспечивающих спрос на сбор вторичного сырья и продукты его переработки;
  • существующая инфраструктура не способствует внедрению раздельного первичного сбора отходов;
  • часть отходов никуда не вывозится, а сваливается в лесных массивах и оврагах вокруг города, в результате чего постоянно растет количество несанкционированных стихийных свалок в окрестностях Сочи.

Вышеизложенные факты позволяют сделать вывод о необходимости разработки эффективной системы управления отходами города Сочи, грамотного и обоснованного плана поступательного движения к реализации принципа «ноль отходов».

Выводы

После реализации олимпийского проекта Сочи приобрёл значительное материальное и нематериальное наследие. Однако не все возможности, полученные городом, были использованы для улучшения экологической обстановки в регионе. Наиболее проблематичными оказались экологические последствия по двум главным направлениям Экологической стратегии «Сочи-2014» – «Игры в гармонии с природой» и «Игры без отходов».

Проведённое исследование показывает, что недооценка рисков активизации опасных геологических процессов может существенно осложнить эксплуатацию построенных объектов и негативно сказаться на природной и социальной среде. При сохранении выявленной тенденции к активизации защита от опасных геологических процессов может стать важнейшей статьёй расходов на поддержание безопасности населения и олимпийских объектов.

Реализация мероприятий олимпийского проекта в области управления отходами не дала ожидаемого экономического и экологического эффекта. Анализ его влияния на решение проблем обращения с отходами города Сочи показал увеличение социальной напряжённости из-за роста тарифов для организаций и населения и ухудшения качества окружающей среды в местах размещения отходов.

Природные ландшафты в районе строительства олимпийских объектов претерпели значительную трансформацию. Наиболее интенсивное техногенное воздействие было оказано на ландшафты долины реки Мзымта и Имеретинской низменности. Необходимо проведение комплексных работ по восстановлению нарушенных ландшафтов с повышением эффективности управленческих решений в этой сфере.

В заключение следует отметить, что сохранение биоразнообразия как объекта природного наследия Сочи, развитие экологического туризма и экологически грамотное и рациональное обращение с отходами подразумевают наличие определённых знаний и новых принципов управления территорией. Необходимо на основе анализа ошибок и опыта реализации олимпийского проекта разработать специальные экологические проекты и программы, которые должны быть учтены в Концепции пространственного развития Сочинской курортной агломерации.

Литература

  1. Экологическая стратегия «Сочи-2014». М.: АНО ОК «Сочи-2014», 2009. С.12.
  2. Ескин Н., Бибин А. Очаг самшитовой огневки в тисо-самшитовой роще // URL:http://media.wix.com/ugd/2da3f2_c168ba631bb346f4afd907a1fc693997.pdf (дата обращения 12.11.14).
  3. Гудкова Н. Перспективы и проблемы развития экологического туризма в Сочинском регионе в период подготовки и проведения Олимпийских и Паралимпийских зимних игр 2014 года // Инновации. Менеджмент. Маркетинг. Туризм (ИММТ-2013). Сочи: РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2013. С.36–41.
  4. Гудкова Н. Антропогенные преобразования Имеретинской низменности: экологические проблемы и риски // Сборник научных трудов СНИЦ РАН. Сочи, 2013. С.122–126.

«Архитектура Сочи»

источник: raasn.ru

Олимпийский проект в Сочи: экологические аспекты
5 2 чел.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.