Домой Сообщество Интервью Михаил Филиппов: «Лучшее в архитектуре — это всегда возврат к золотому веку»

Михаил Филиппов: «Лучшее в архитектуре — это всегда возврат к золотому веку»

2586
5

Инесса Новикова,
ИТАР-ТАСС КУБАНЬ, 18 сентября 2011г.

«Горки–город» — проект уникальный и беспрецедентный не только в истории сочинского олимпийского строительства, но и вообще в российской архитектуре. Средиземноморская старина, уместная в ландшафте побережья, греческие мотивы – намек на происхождение Олимпиады, плюс современная удобная инфраструктура.

По мнению автора проекта – архитектора Михаила Филиппова, такая архитектура создает идеальные условия для спорта и отдыха, вдали от мегаполисов. Накануне в Красной Поляне на высоте 540 метров над уровнем моря состоялась закладка первого кубометра бетона в фундамент самого большого гостиничного комплекса в «Горки-Городе»-540.

Михаил – архитектор с мировым именем, его называют главным «наследником» античности, московским неоклассицистом петербургской школы. С городом Сочи у него давние родственные связи и большая любовь. Идея создания исторического центра в горах, по его мнению, вполне соответствует изначальному замыслу создания первого крупного российского курорта.

— Михаил Анатольевич, расскажите о проекте, его значимости для города и для вас лично.
— Сочи – это единственный город в России с таким климатом. Еще в те времена, когда главным архитектором Сочи был Иван , была рождена идея создать на берегу моря город роскошных средиземноморских императорских вилл, именно это представляли из себя санатории Сочи на тот момент. И если античные и ренессансные виллы – на побережье, то по логике — исторический центр с памятниками архитектуры должен был находиться в горах. У нас возникла идея создать такой центр по типу средиземноморского городка, очень похоже выглядит исторический горнолыжный курорт Сен-Морис. Итальянская тема совершенно естественна здесь. Ничто другое здесь неуместно. Греческие мотивы соответствуют олимпийской тематике, намекают на греческое происхождение Олимпиады. Люди в рекреационных зонах хотят видеть привлекательный исторический центр с памятниками архитектуры, никто не поедет в горы ради «Дефанса».

— Как родилась эта фантастическая идея? Пока трудно даже представить, что все это станет реальностью.
— Для меня самого это удивительно, и я до конца не верю, что это происходит, поскольку это для меня самого – это утопия в правильном смысле слова, просто такого пока еще никто не делает. Это город будущего, но не в понятиях космических форм, а в смысле возврата в прошлое. Все лучшее в истории архитектуры это всегда возврат к золотому веку. Что такое ренессанс? Мы все знаем, что это подъем и скачок в искусстве. Но на самом деле слово «ренессанс» означает «возвращение».

— Что вас связывает с Сочи?
— Я очень люблю старый Сочи, это семейное. Моя матушка вместе с отцом — писателем Андреем Битовым часто бывала здесь, совместно с группой архитекторов она проектировала санаторий «Металлург». Одиннадцать лет назад я создал концепцию реконструкции района Морвокзала. Несколько лет назад я работал здесь, делал небольшую реконструкцию внутри здания Морвокзала. Там есть уникальная лестница, ведущая на самый верх. Мы превращали башню — в Центр управления судов.

— Что вы думаете об архитектурном облике Сочи сегодня?
— Уникальный образ Сочи был создан в 30-50 годы, и теперь он безнадежно портится этими современными одинаковыми строениями – гостиницами, которые можно видеть во всех курортах мира. Мне очень больно за старый город Сочи, который прекратили делать в 1955-56 году. Санатории, которые были построены тогда — это памятники архитектуры, которые сегодня, к сожалению, не реставрируются. Сочи – для меня родной город, и, конечно, я согласен со всеми, кто говорит об ущербе, который уже нанесен городу. Теперь можно только попытаться сохранить остатки той среды, отреставрировать санатории, а не сносить их или реставрировать безобразно. Мы должны помнить, что такого у нас — больше не будет.

— У вас есть заказы в Сочи, кроме «Горки-Город»?
— Возможно, есть. Завтра я встречаюсь по этому поводу. У меня есть проект о реконструкции центра города Сочи с превращением здания Морвокзала в первоклассную гостиницу. Я очень много возился с этим проектом, выставлял его в Венеции на биеналле.

— Что нужно сделать, по вашему мнению, чтобы город развивался гармонично? Долгое время в Сочи все проблемы списывали на отсутствие Генплана, сегодня Генплан есть, но похоже, это мало что меняет.
— Генплан ничего не решает, надо, чтобы в городе была хорошая архитектура. Посмотрите на генплан Венеции – там хаос. При этом город сохраняет старый облик музея.

— Есть мнение, что никакие законы не помогут изменить ситуацию, важен масштаб личности главного архитектора города.
— Главный архитектор не слишком много решает. Городу нужен хозяин, а не множество разных инвесторов разрывающих город, чтобы решать свою маленькую задачу. Когда главным архитектором был Жолтовский, это могло сработать, но только в условиях серьезной поддержки. Не надо забывать, что в те времена генподрядчиком строительства санаториев был Берия. Тогда градостроительные идеи было воплощать легко.

— Традиционный вопрос: что делать?
— Молиться. Надо молиться, чтобы хотя бы это получилось, чтобы старое понятие красоты не погибло в людях, пока кто-то еще пытается работать в этих категориях.

«Архитектура Сочи»

источник: itar-tasskuban.ru

Михаил Филиппов: «Лучшее в архитектуре — это всегда возврат к золотому веку»
5 1 чел.

5 КОММЕНТАРИИ

  1. А зачем придуманное прошлое? Прошлым живут те, у кого нет будущего. Есть люди творческие и есть ремесленники — заимствующие готовые лекала и шаблоны. Зачем приезжать и смотреть пенополистирольный атавизм — когда вся Европа и ближний Восток состоит из натурального «Ренессанса», наивно и п………..

  2. Посмотрим, как построят. если не будут экономить на архитектурных деталях и ньюансах может и получится.
    Надеюсь, Михаил Филиппов подписался на авторский надзор.

  3. Никогда не нравилась «прошлая» архитектура. Всю жизнь борюсь с этим неприятием как с самим собой. С годами смирился и научился созерцать, связывая её со временем создания.
    Архитектурные шедевры всех времён чётко «привязаны» к эпохам, к народам и цивилизациям.
    Вне этой связи они ничтожны! В любом случае исполнения это — бутафория.
    Даже при полном соответствии строительным технологиям того времени — с толстыми стенами на яичном растворе — всё равно бутафория!
    Самое грустное тут то, что «народ это хавает»…

  4. Ованес, в Вашем комментарии есть ответ на вопрос, почему народ хавает:
    «Архитектурные шедевры всех времён чётко «привязаны» к эпохам, к народам и цивилизациям.»
    Какая эпоха, такие и шедевры. К сожалению, эпоха нашей цивилизации, нашего народа, на данном этапе склонна к «бутафорским шедеврам».
    Что уж тут поделать.

  5. Сергей, Вы хотите сказать бутафорская цивилизация?
    Действительно, очень похоже на то.
    Спасибо за мысль!
    Что ж, пожалуйста! «Изображаем радость!»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.