Домой Сообщество Интервью Михаил Филиппов: «Лучшее в архитектуре — это всегда возврат к золотому веку»

Михаил Филиппов: «Лучшее в архитектуре — это всегда возврат к золотому веку»

5471
5

Инесса Новикова,
ИТАР-ТАСС КУБАНЬ, 18 сентября 2011г.

«Горки–город» — проект уникальный и беспрецедентный не только в истории сочинского олимпийского строительства, но и вообще в российской архитектуре. Средиземноморская старина, уместная в ландшафте побережья, греческие мотивы – намек на происхождение Олимпиады, плюс современная удобная инфраструктура.

По мнению автора проекта – архитектора Михаила Филиппова, такая архитектура создает идеальные условия для спорта и отдыха, вдали от мегаполисов. Накануне в Красной Поляне на высоте 540 метров над уровнем моря состоялась закладка первого кубометра бетона в фундамент самого большого гостиничного комплекса в «Горки-Городе»-540.

Михаил Филиппов – архитектор с мировым именем, его называют главным «наследником» античности, московским неоклассицистом петербургской школы. С городом Сочи у него давние родственные связи и большая любовь. Идея создания исторического центра в горах, по его мнению, вполне соответствует изначальному замыслу создания первого крупного российского курорта.

— Михаил Анатольевич, расскажите о проекте, его значимости для города и для вас лично.
— Сочи – это единственный город в России с таким климатом. Еще в те времена, когда главным архитектором Сочи был Иван Жолтовский, была рождена идея создать на берегу моря город роскошных средиземноморских императорских вилл, именно это представляли из себя санатории Сочи на тот момент. И если античные и ренессансные виллы – на побережье, то по логике — исторический центр с памятниками архитектуры должен был находиться в горах. У нас возникла идея создать такой центр по типу средиземноморского городка, очень похоже выглядит исторический горнолыжный курорт Сен-Морис. Итальянская тема совершенно естественна здесь. Ничто другое здесь неуместно. Греческие мотивы соответствуют олимпийской тематике, намекают на греческое происхождение Олимпиады. Люди в рекреационных зонах хотят видеть привлекательный исторический центр с памятниками архитектуры, никто не поедет в горы ради «Дефанса».

— Как родилась эта фантастическая идея? Пока трудно даже представить, что все это станет реальностью.
— Для меня самого это удивительно, и я до конца не верю, что это происходит, поскольку это для меня самого – это утопия в правильном смысле слова, просто такого пока еще никто не делает. Это город будущего, но не в понятиях космических форм, а в смысле возврата в прошлое. Все лучшее в истории архитектуры это всегда возврат к золотому веку. Что такое ренессанс? Мы все знаем, что это подъем и скачок в искусстве. Но на самом деле слово «ренессанс» означает «возвращение».

— Что вас связывает с Сочи?
— Я очень люблю старый Сочи, это семейное. Моя матушка вместе с отцом — писателем Андреем Битовым часто бывала здесь, совместно с группой архитекторов она проектировала санаторий «Металлург». Одиннадцать лет назад я создал концепцию реконструкции района Морвокзала. Несколько лет назад я работал здесь, делал небольшую реконструкцию внутри здания Морвокзала. Там есть уникальная лестница, ведущая на самый верх. Мы превращали башню — в Центр управления судов.

— Что вы думаете об архитектурном облике Сочи сегодня?
— Уникальный образ Сочи был создан в 30-50 годы, и теперь он безнадежно портится этими современными одинаковыми строениями – гостиницами, которые можно видеть во всех курортах мира. Мне очень больно за старый город Сочи, который прекратили делать в 1955-56 году. Санатории, которые были построены тогда — это памятники архитектуры, которые сегодня, к сожалению, не реставрируются. Сочи – для меня родной город, и, конечно, я согласен со всеми, кто говорит об ущербе, который уже нанесен городу. Теперь можно только попытаться сохранить остатки той среды, отреставрировать санатории, а не сносить их или реставрировать безобразно. Мы должны помнить, что такого у нас — больше не будет.

— У вас есть заказы в Сочи, кроме «Горки-Город»?
— Возможно, есть. Завтра я встречаюсь по этому поводу. У меня есть проект о реконструкции центра города Сочи с превращением здания Морвокзала в первоклассную гостиницу. Я очень много возился с этим проектом, выставлял его в Венеции на биеналле.

— Что нужно сделать, по вашему мнению, чтобы город развивался гармонично? Долгое время в Сочи все проблемы списывали на отсутствие Генплана, сегодня Генплан есть, но похоже, это мало что меняет.
— Генплан ничего не решает, надо, чтобы в городе была хорошая архитектура. Посмотрите на генплан Венеции – там хаос. При этом город сохраняет старый облик музея.

— Есть мнение, что никакие законы не помогут изменить ситуацию, важен масштаб личности главного архитектора города.
— Главный архитектор не слишком много решает. Городу нужен хозяин, а не множество разных инвесторов разрывающих город, чтобы решать свою маленькую задачу. Когда главным архитектором был Жолтовский, это могло сработать, но только в условиях серьезной поддержки. Не надо забывать, что в те времена генподрядчиком строительства санаториев был Берия. Тогда градостроительные идеи было воплощать легко.

— Традиционный вопрос: что делать?
— Молиться. Надо молиться, чтобы хотя бы это получилось, чтобы старое понятие красоты не погибло в людях, пока кто-то еще пытается работать в этих категориях.

«Архитектура Сочи»

источник: itar-tasskuban.ru

5/5 - (1 голос)

5 КОММЕНТАРИИ

  1. А зачем придуманное прошлое? Прошлым живут те, у кого нет будущего. Есть люди творческие и есть ремесленники — заимствующие готовые лекала и шаблоны. Зачем приезжать и смотреть пенополистирольный атавизм — когда вся Европа и ближний Восток состоит из натурального «Ренессанса», наивно и п………..

  2. Никогда не нравилась «прошлая» архитектура. Всю жизнь борюсь с этим неприятием как с самим собой. С годами смирился и научился созерцать, связывая её со временем создания.
    Архитектурные шедевры всех времён чётко «привязаны» к эпохам, к народам и цивилизациям.
    Вне этой связи они ничтожны! В любом случае исполнения это — бутафория.
    Даже при полном соответствии строительным технологиям того времени — с толстыми стенами на яичном растворе — всё равно бутафория!
    Самое грустное тут то, что «народ это хавает»…

  3. Ованес, в Вашем комментарии есть ответ на вопрос, почему народ хавает:
    «Архитектурные шедевры всех времён чётко «привязаны» к эпохам, к народам и цивилизациям.»
    Какая эпоха, такие и шедевры. К сожалению, эпоха нашей цивилизации, нашего народа, на данном этапе склонна к «бутафорским шедеврам».
    Что уж тут поделать.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.