Домой История Сочинский маяк

Сочинский маяк

10374
1

Современные фотографии М. Бабакова

Впервые сигнальный огонь на сочинском маяке был зажжен в конце сентября 1890 года, а регулярное освещение было открыто 15 ноября 1892 года (по старому стилю), хотя сооружение его началось еще в 1874 году.


13 апреля 1874 года (по старому стилю) пост Даховский получил 400 десятин земли (437 га) на левом берегу реки Сочи и стал посадом (гражданским поселением). И единственным способом попасть в него в те годы был морской .

Тогда в Сочи (а это название использовалось в обиходе наряду с официальным) заходили пароходы Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ) и Российского общества транирования кладей. Если пароход приходил ночью, в обыкновенном фонаре зажигали белый огонь на козлах близ агентства РОПиТ, на скате возвышенности восточного берега реки Сочи. При невозможности же сообщаться с берегом из-за волнения моря — жгли красные фальшфейеры. Затем частный предприниматель, некто Анастасиди предложил РОПиТу свои услуги по строительству и оборудованию маяка на деньги названного общества. Предложение было принято и в том же 1874 году на скалистом берегу на высоте 117 футов (35 метров) над уровнем моря маяк начали строить. Строительство продолжалось шесть лет с перерывами: то не хватало средств, то мешала русско-турецкая война 1877–1878 гг.

Вот как описывает сочинский маяк «Всемирная иллюстрация» от 14 (26) марта 1892 г.:

«Маяк освещает всё видимое пространство моря. Огонь маяка постоянно белый. Высота огня над уровнем моря 117 футов, математический горизонт 12,4 мили. Маячная каменная белого цвета и построена в связи с жилым одноэтажным домом. На вершине башни помещается маячный фонарь с балконом и сеткой, а в нём установлен аппарат третьяго разряда френелевской системы. Приставать к маяку в тихую погоду можно к песчанному побережью, под маяком.»

Современное состояние (декабрь 2010)

Фонарь маяка изготовлен был во Франции, об этом свидетельствует бронзовая табличка на фонарном сооружении:

Когда в 1990 году отмечали столетие маяка, пытались найти в е эту фирму, но безуспешно.

Устройство маячного фонаря и его оптической системы представляет большой интерес. Чтобы направить лучи он источника света как можно дальше в море, надо установить огромные линзы из шлифованного стекла диаметром более полутора метров. Масса каждой такой линзы более полутоны. А в Сочинском маячном фонаре применена сложная составная линза. Изобретатель её — французский физик, один из основателей волновой оптики, член Парижской академии наук Огюст Жан Френель (1788–1827). Линза Френеля состоит из отдельных примыкающих друг к другу концентрических колец небольшой толщины, которые в сечении имеют форму призм специального профиля.


Эта конструкция позволяет резко уменьшить толщину, а значит и массу линзы даже при большом угле охвата. У Сочинского маяка горизонтальный угол охвата составляет 235°. Сечения колец таковы, что лучи от точечного источника выходят практически параллельным пучком и световой поток идёт в определённом направлении (в данном случае горизонтальном). Полукруглая оптическая линза Сочинского маяка имеет огромный размер, её высота около трёх метров, а фокусное расстояние — 920 миллиметров. В фокусе линзы в шестиграннике из красного стекла находится электролампа в 1000 ватт, которая даёт постоянный свет. Изначально на маяке была установлена керосиновая лампа. По мере продвижения прогресса источник света менялся.

Точка расположения любого маяка с указанием его географических координат есть во всех морских лоциях мира. Тут же даётся и фотография маяка, чтобы можно было безошибочно опознать его визуально. Ранее сочинский маяк имел такую характеристику: «Белый маяк с постоянным немигающим красным светом». Сегодня маяк светит зеленым цветом, который виден на расстоянии 17 миль, это почти 32 километра.

«Архитектура Сочи»

источники: bmike.livejournal.com, kurortkuban.ru

4.4/5 - (10 голосов)
Предыдущая статьяРазговор с сочинскими архитекторами о проблемах города и его будущем
Следующая статьяКорректировка ПЗЗ города Сочи

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.