Елена ТРУФАНОВА,
«Народная газета Сочи», 06 декабря 2017
Осенью 2017 года сочинцы отметили круглую дату – 65 лет назад в Сочи был построен железнодорожный вокзал. Работы над созданием нового образа главных ворот Сочи велись под руководством академика архитектуры Алексея Душкина. Творческой группой было разработано несколько вариантов вокзала в разных стилях. Сталин выбрал стиль – ампир.
Первый железнодорожный вокзал в Сочи в составе Черноморской железной дороги был построен на Ярмарочной площади возле старого городского кладбища в 1923 году.
Самый первый сочинский вокзал был небольшим, временным и деревянным, поэтому практически сразу же приступили к проектированию и строительству большого вокзала. В 1939 году был построен второй вокзал в стиле сталинского классицизма, а в 1950 году начали строить третий по счёту вокзал, который и дошёл до наших дней.
В 1942-1943 годах Сочи был связан с Закавказьем — железнодорожная ветка продлена до Сухуми, что привело к увеличению пассажиропотока после окончания войны. Ещё одной причиной, может быть, даже более важной, была любовь вождя к Сочи. И в 1947 году начинается проектирование нового железнодорожного вокзала. (Сайт «Архитектура Сочи».)
10 сентября 1952 года новый вокзал был открыт. Трёхэтажное здание в стиле ампир с тремя чередующимися внутренними дворами и 55-метровой башней с часами диаметром 5 метров произвело на всех неизгладимое впечатление. Газета «Красное Знамя» в те дни писала, что это настоящая победа строителей нашего города, а член-корреспондент Академии архитектуры СССР, трижды лауреат Сталинской премии, автор проекта Алексей Душкин назвал своё детище воротами в солнечный город:
Мы должны были создать ворота в солнечный город, город яркого света, роскошной субтропической зелени, голубого моря, куда стремятся на отдых сотни тысяч советских тружеников.
В 1975 году Сочинский железнодорожный вокзал был внесён в число памятников архитектуры и занесён в Реестр ЮНЕСКО, так как здание считается одним из самых красивых и стильных в Европе.
Как утверждали проект
Проект сочинского вокзала утверждался в Министерстве путей сообщения, в Комитете по делам архитектуры, в Совете Министров СССР, потом в ЦК, где Каганович в то время курировал транспорт, и, наконец, был показан Сталину.
При обсуждении в МПС в совещании принимали участие начальники разных служб – пассажирских, грузовых и прочих. Каждый давал совет в отношении архитектурного облика здания, выдвигая свои требования. Кроме того, проект возили на утверждение даже в Тбилиси, поскольку Сочи являлся важнейшим звеном Черноморского побережья и всего Кавказа. Там он очень понравился и был поддержан председателем совета, известным инженером-архитектором, академиком Г.М. Термикеловым, окончившим в прошлом Институт гражданских инженеров в Петербурге.
Советское руководство придавало реконструкции и строительству новых вокзалов особую важность — вокзал должен был быть символом и вратами советского города. Для достижения этой цели государство не жалело средств. В частности, именно так воздвигалось знаменитое здание вокзала в Сочи, где А.Н. Душкин мог реализовать свой замысел, заказывая качественные и весьма дорогие материалы. (Сайт «Строительный эксперт».)
13 сентября 1950 года состоялся торжественный митинг, посвящённый закладке здания нового ж/д вокзала. Митинг открыл начальник строительства тов. А. Быков.
Архитектурные особенности
Длина здания составляет 145 м, ширина – от 30 до 50 м. Высота смотровой башни со звездой на шпиле 55 м. Диаметр часов на башне – 5 м. Сама башня расположена, как бы отдельно, выступая немного вперёд от основного ансамбля здания. Циферблат часов оформлен цифрами, а за ними расположены знаки Зодиака. Правда, если присмотреться, то можно увидеть, что время в Сочи идёт по собственному зодиакальному кругу.
Здание представляет собой довольно сложную архитектурную композицию с доминирующей часовой башней и тремя двориками в виде атриумов со скульптурой и фонтанами.
Огромные арки и величественные колонны — повсюду. Пролёты с высокими потолками создают впечатление возвышенности. Сочинский приморский колорит удалось сохранить во многом благодаря использованию местных строительных материалов. Цокольный этаж облицован песчаником, а колонны главной аркады со стороны города – полированным гранитом. При отделке стен всех фасадов применялась цветная штукатурка с мраморной крошкой на белом цементе.
«При постройке вокзала мы смогли сохранить колорит Сочи благодаря местным строительным материалам. Цвет местного камня наиболее полно отражает сочинский приморский колорит». (Архитектор Алексей Душкин.)
Каждый внутренний дворик вокзала индивидуален. Через арки, лоджии и аркады видны панорамы окружающей роскошной природы, привокзальная площадь и город. По завершении строительства дворики были озеленены цветами и вьющимся виноградом.
Научно-исследовательская лесная опытная станция для Сочинского железнодорожного вокзала подготовила в кадках субтропические деревья – олеандры, пальмы и пирамидальные кипарисы. Они будут использованы для озеленения перрона и внутренних помещений вокзала. («Красное Знамя», №180 от 10 сентября 1952 года.)
Интерьеры были созданы в соответствии с классом сооружения: с лепным декором, живописными плафонами и элементами декоративно-прикладного искусства, стены и колонны отделаны естественным мрамором. При отделке потолков использовались кессоны. Люстры изготавливались по новому типу – с фонариками в виде пальм. Пейзажи местных живописцев, чьими работами украшались залы, удачно гармонировали с архитектурой. Все столярные изделия в здании изготовлены из массива дуба.
Проектируя вокзал, мы прежде всего старались создать максимальные удобства для пассажиров, сделать так. Чтобы не было толчеи, встречного движения.
В комплекс вокзала также вошли 3 железобетонные платформы общей протяжённостью 1080 м, пассажирский тоннель с четырьмя выходами, котельная. Здание вокзала вместе с багажным отделением, построенном в 1956г., занимает площадь 0,6 га.
Фото и материалы предоставлены Сочинским городским архивом.