Состоявшееся 14 октября заседание Градостроительного совета при главе города значительно отличалось от предыдущих. И тем, что прошло в расширенном составе вместе со специалистами из Москвы и Санкт-Петербурга. И тем, что предложенный к рассмотрению проект планировки части Завокзального микрорайона в районе улицы Тоннельной находится ещё в начальной стадии проектирования. И тем, что вопросов на рассмотрение было вынесено не один и не два. Вопросы настолько разноплановые, что мы решили посвятить каждому из них отдельную публикацию.
В начале заседания с приветственным словом выступила руководитель Национального агентства по архитектуре и градостроительству (г.Москва) Елена Леонидовна Косоренкова. Она отметила, что та информационная политика, то общение руководства города и профессионалов, которое происходит в городе Сочи — это, пожалуй, самая активная позиция на Юге России. Город Сочи уже исторически стал законодателем моды в ландшафтном дизайне. Благо этому способствует богатейшая природа Черноморского побережья Кавказа.
— Иные скажут — у нас есть свои специалисты, но в ландшафтном дизайне, как и в любом виде искусства, может быть такое явление как китч. Вот его не надо допускать. Поэтому создаётся совет, поэтому высказываются мнения профессионалов, к которым необходимо прислушиваться, — уверена Елена Леонидовна.
Она подчеркнула, что сегодняшний диалог может поспособствовать тому, чтобы бюджетные деньги были не просто освоены, а вложены наилучшим образом в создание гармоничной и комфортной городской среды.
Именно этой теме был посвящён первый на этом заседании доклад вице-президента Союза дизайнеров России, д.т.н., профессора Виктории Викторовны Семёновой, которая представила сочинским специалистам свою книгу «Дизайн архитектурной среды города. Санкт-Петербург». В ней собран комплекс материалов с примерами, с составом работ, который может пригодиться для комплексного благоустройства или создания технического задания в любом другом городе.
В небольшом вступлении Виктория Викторовна отметила, что из года в год город Сочи сильно меняется. И если некоторое время назад у специалистов были опасения, что курортная среда в городе утеряна безвозвратно, то сейчас можно констатировать, что этого всё же не произошло. Сегодня Сочи — город мирового уровня, который собирает различные мероприятия, приезжают первые лица разных стран и всевозможных общественных организаций. Город, безусловно, стал одним из основных центров нашей страны. Поэтому с точки зрения ландшафта и благоустройства на местных специалистов возложена серьёзнейшая задача, которой больше в стране ни у кого нет. А именно — создать одинаково качественную среду для совершенно разных групп населения: курортников, детей разных возрастов, инвалидов, деловых людей и местных жителей, у которых разные потребности в среде.
Город Сочи очень разный, он и должен быть разным. Виктория Семёнова подчеркнула, что не приемлет типовой стандарт благоустройства так как везде имеются разные потребности в среде, разные функции у территорий и каждый город имеет свои исторические традиции, от которых ни в коем случае не стоит отказываться в период современной глобализации. Очень важно за каждой территорией установить свою культурную идентичность. Именно сохранение традиций — основная задача, которую нужно решать сегодня при развитии урбанистической среды.
Санкт-Петербург — большой красивый город, центр которого находится под охраной ЮНЕСКО. Когда специалисты НИИ генплана делали комплексные разработки по оценке развития города историческими кольцами, то сначала были обозначены условные архитектурные стили. Для каждого из них была сделана карта стиля, в которой были отражены декор, колористика, восприятие здание в дневное и ночное время, соответствующие шрифты. Это всё создавалось для того, чтобы архитекторам-чиновникам было проще общаться с приходящими на согласование гражданами и для снятия некоторых спорных и субъективных моментов. Также была создана база документации для выстраивания правильного диалога между разработчиками проекта и чиновниками, которые чаще всего разговаривают на разных языках. Это довольно серьёзно всем облегчило жизнь и сняло многие спорные вопросы.
Но это было только базовое начало комплексной работы.
Основное, что в городе нарушает нашу внутреннюю гармонию — торговый уровень зданий и вывески, как их часть. Подготовленные карты стилей помогли значительно упорядочить цветовую гамму и габариты информационных конструкций. Была выпущена специальная брошюра, разъясняющая почему не надо так или иначе делать. Также был разработан приблизительный дизайн отдельно стоящих конструкций.
Следующим этапом работы стало формирование облика фасадов зданий в общей концепции. Для этого были отрисованы главные фасады всех зданий, выходящие на основные городские магистрали. На основании этих материалов были созданы паспорта зданий, альбомы размещения рекламных конструкций и трёхмерная модель города. Фасады были вычерчены столь качественно, что можно было распечатать любой из них на баннер для закрытия здания на время ремонта.
Далее были сделаны проекты архитектурно-художественных регламентов городских магистралей, куда вошли колористические решения фасадов, мощение тротуаров, уличная мебель, ландшафтное оформление, архитектурное освещение и рекламные конструкции. Для каждой магистрали было сформировано 3-4 альбома и том, который содержит общие требования к благоустройству территории: что можно, а что нельзя на ней делать. С таким альбомом легко работать чиновнику. Стоит отметить, что жёсткой регламентации подвергались только основные федеральные магистрали и улицы исторического центра города, то есть то, что необходимо было сохранить.
Наличие в Петербурге многочисленных рек и каналов потребовало создание отдельного раздела архитектурно-художественного оформления инфраструктуры водного транспорта. В так называемый Водный регламент вошли требования к спускам к воде и причалам.
Также были разработано комплексное благоустройство территорий Санкт-Петербурга, составной частью которого стали концепции цветочного оформления и альбомы образцов элементов благоустройства отдельно для исторического центра и современных районов. Стоит отметить, что эти альбомы носят рекомендательный характер и можно установить уличную мебель не только из них, но это потребует дополнительные согласования.
Отдельное внимание следует уделить световому оформлению ночного города. Особенно это необходимо туристическим городам. Наружное освещение нужно закладывать ещё на ранних стадиях проектирования. Что касается архитектурного освещения, то были разработаны альбомы как нельзя ставить светильники на зданиях разных временных периодов и свет какого цвета нельзя использовать.
Для магистралей были разработаны схемы световой динамики с указанием акцентных мест, которые необходимо выделить светом.
Работая над световым пространством города, дизайнеры рассматривали пять видов освещения: функциональное, декоративное, архитектурное, реклама (по сути световой шум) и праздничное. Увязать их воедино довольно нелёгкая задача.
Отдельный раздел посвящён монументальному искусству. Была не только произведена ревизия всех памятников и скульптур города, но и выявлены новые места для размещения с определением критических для конкретного места габаритов. Результатом стало создание карты объектов с указанием авторов и материалов исполнения. Эти данные были переданы в администрации районов.
Фонтаны, хоть и являются объектами монументального искусства, в силу исторических обстоятельств были выделены в отдельный раздел. По заказу городского водоканала были проведены ревизия и экспертная оценка фонтанного хозяйства. Благодаря этому были выявлены типовые формы петербургских фонтанов.
Создавая художественное оформление зданий и сооружений особое внимание было уделено брандмауэрам (глухим противопожарным стенам зданий). Все они были собраны на отдельную карту и прописана тематика их оформления в зависимости от функционала окружения. Тут в пору вспомнить советское прошлое, когда пустые поверхности стен использовались под произведения монументального искусства пропагандистской тематики. Сегодня подобные приёмы можно использовать в маркетинге и пропагандировать уже, например, здоровый образ жизни или патриотизм.
Нашлось место в работе и объектам памяти в городе и, в частности, утраченным памятникам архитектуры. Это может быть макет утраченного здания, подсвеченный в ночное время. Присутствующие в городской среде подобные объекты всегда вызывают живой интерес: все подходят к нему, трогают, фотографируются. Конечно, в первую очередь речь идёт о градостроительно значимых объектах.
Отдельное внимание в городской среде стоит уделить инфорграфике. Это очень важно для туристов. В Петербурге помимо дизайна информационных стендов были разработаны и символы административных районов.
И в заключение Виктория Викторовна подчеркнула, что подходя к городскому благоустройству не стоит отрываться от людей и для начала полезно выяснить, что для них важно и ценно в городской среде. Мало просто взять и поставить лавку, нужно осознавать для кого она поставлена. Только тогда среда будет не только красива, но и комфортна.
Скачать книгу В.В. Семёновой «Дизайн архитектурной среды города. Санкт-Петербург»