В ходе заседания Государственного совета в Керчи, которое состоялось 15 сентября и было посвящено транспортным проблемам юга России, президент поручил проработать вопрос авиационного и морского сообщения между Сочи и Ялтой.
– Я уверен, что люди пользовались бы этим сообщением, наверняка. Приезжающие в Крым посмотрели бы Сочи, олимпийские объекты, а те, кто отдыхает в Сочи – посетили бы музеи Крыма, – отметил Владимир Путин.
По словам министра транспорта РФ Максима Соколова, сейчас между городами нет ни авиационного, ни морского сообщения.
– Это, скорее, туристическая перевозка, а не морская. Она будет слишком длинная по времени, более 10 часов. Тяжело будет физически, – прокомментировал Максим Соколов.
Странно, что министр транспорта не знает о таком способе передвижения по воде, как экранопланы (экранолёты). При эксплуатационной скорости 180 км/час пассажирский экраноплан может доставить от 12 до 200 пассажиров и десятков тонн груза из Сочи в Ялту (245 морских миль или 450 км) за 3 часа.
Использовать экранопланы для связи двух главный курортов страны предлагает главный инженер ООО АБ «ГОР-ПРОЕКТ» (г. Сочи), советник РААСН Николай Александрович Гришин уже несколько лет на всевозможных площадках как регионального уровня, так и федерального.
У нас на сайте его доклад «Ключевые градостроительные аспекты трансформации Сочи в современный морской курортно-туристический центр» был опубликован ещё два года назад.
Но, видимо, нужно специальное указание президента, чтобы наконец проблема хотя бы попала в зону внимания министра транспорта.
Новое — это хорошо забытое старое. В советские времена действовала так называемая «голубая линия» — регулярные рейсы судов на подводных крыльях «Комета» от Батуми до Ялты. Из Сочи «Комета» шла до Туапсе 1,5 часа, до Новороссийска 4,5 часа, до Ялты 8 часов.
Не иметь в приморских городах регулярных морских линий, это нонсенс. Наконец, это стало очевидным.
Везде морской транспорт экономически состоятелен там, где он либо дешевле (большие объемы на большие расстояния), либо быстрее, чем автомобильный транспорт.
Даже если эти линии «Комет» сейчас запустить, то улучшение дорог до Туапсе, Новороссийска и далее по мосту в Ялту, убъет экономику этого бизнеса. Экранопланы же будут «долетать» быстрее, и следовательно более выгодны, нежели автомобили, но будут устойчивы экономически, если билет будет дешевле самолетного 🙂
Другой экономически обоснованный и проверенный вариант — автомобильные паромы. Но экранопланы это не потянут за приемлемую цену за машиноместо. Скоростные автомобильные паромы имели бы смысл (особенно беря в расчет и Турцию как направление), но для их эффективного функционирования нужна специальное швартовое оборудование в порту и место для накопления загружаемых авто (сотни машин), чего в Сочи нет.
Не думаю, что с ходу можно сказать: «убъет» или «не убъет». Это покажет только практика.
А самое главное: перевозки нужны уже сегодня, а создание новой автомагистрали Сочи-Ялта потребует времени. Выбор типа судна — это уже другой вопрос.
Есть еще один момент: морские перевозки могут привлечь туристов сами по себе. Из Петербурга в Петергоф можно запросто и дешево добраться электричкой, но многие выбирают «Метеор».