В рамках подготовки к Публичным слушаниям 8 ноября 2011 года состоялось общественное обсуждение за круглым столом проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи (Правила).
Для обсуждения были предложены следующие вопросы:
- «Соответствуют ли Правила и изменения в них целям Генерального плана Сочи».
- «Какие улучшения для города и его жителей содержат изменения в Правилах и в чем они состоят»
- «Что нужно сделать, чтобы Правила обеспечивали необходимые улучшения в состоянии застройки и городской среды»
К обсуждению были приглашены жители Сочи, представители общественных организаций Сочи, администрации, Городского Собрания Сочи.
Цель обсуждения – определить отношение общественности к Проекту внесения изменений в Правила и условия, при которых возможно установить баланс частных и общественных интересов, выраженных в Правилах посредством градостроительного зонирования, регламентов застройки и публичных сервитутов.
В 2009 г. несмотря на отсутствие у сочинцев и власти необходимого представления об Устойчивом развитии курорта Сочи до мирового уровня, а также при отсутствии единства в понимании целей, был одобрен депутатами и утвержден Главой города Генеральный план Сочи, с его основными положениями и основными показателями. Таким образом, органы местного самоуправления приняли на себя ответственность за его исполнение, то есть за достижение целей, установленных в его основных технико-экономических показателях.
Именно эти утвержденные показатели теперь являются индикаторами достижения целей Генерального плана. Именно по этим показателям мы должны сверять:
- направления муниципальной Градостроительной политики
- результаты градостроительной деятельности органов местного самоуправления в направлении Устойчивого социально-экономического развития Сочи.
Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи — первый документ в перечне мероприятий по реализации Генерального плана Сочи, который посредством градостроительного зонирования и градостроительного регулирования призван произвести улучшения в состоянии застройки города-курорта Сочи и приблизить нас к достижению целей Устойчивого социально-экономического развития города-курорта, поставленных Генеральным планом, как первоочередных — на 2014 год, так и долгосрочных – на 2032 год.
Правила землепользования и застройки, вопреки протестам общественности, были приняты в 2009г. Идеология Правил подчинена приоритету частного права перед общественным и не отвечает целям сохранения и формирования общественных пространств, не имеет механизма определения и реализации публичных сервитутов. При наличии дефицита зеленых зон общего пользования, равного, как минимум, 865 га, применение Правил повлекло дальнейшее увеличение дефицита рекреационных территорий и территорий общего пользования, при этом потребовалось внести более 500 изменений в утвержденный документ.
Таким образом, ясно, что действующие Правила не выполняют задачу градостроительного регулирования, ни стратегически, ни тактически не обеспечивают целей реализации генерального плана и, тем более, — целей Устойчивого развития города-курорта Сочи.
Преобразуются ли Правила, в результате предлагаемых изменений, в действенный инструмент градостроительного регулирования, обеспечивающий реализацию целей Генерального плана и качественные улучшения в состоянии городской среды?
Проект резолюции
1. В процессе обсуждения определена консолидированная позиция общественности по проекту внесения изменений в Правила, заключающаяся в следующем (по итогам обсуждения….)
2. Для отражения консолидированной общественной позиции по Проекту внесения изменений в ПЗиЗ и подготовки предложений по созданию муниципальной градостроительной политики
2.1. сформировать Гражданский форум (Форум) в виде ассоциации общественных организаций
2.1.1. Цели деятельности Форума:
- Добиться учета и адекватного отражения общественного мнения в принимаемых исполнительной и представительной властью решениях в сфере градостроительства, экологии, сохранения культурного и природного наследия, в первую очередь — в ПЗиЗ.
- Обеспечить баланс общественных и частных интересов в формировании территорий общего пользования и в назначении публичных сервитутов при обсуждении инвестиционных намерений, в процессе проектной подготовки и принятия градостроительных решений
2.1.2. Задачи Форума: Создание механизма реального влияния общественности Сочи на решения администрации, от которых зависит градостроительная, экологическая, транспортная, социальная, ситуация на территории города-курорта Сочи. Это предполагает участие общественности в:
- Формирование социальных основ муниципальной Градостроительной и Экологической политики, разъяснение ее целей и задач, согласование с исполнительными и представительными органами власти ее основных положений и их внедрение в решения администрации
- Общественный мониторинг решений органов власти, влияющих на градостроительную, экологическую, транспортную, социальную ситуацию в городе-курорте Сочи. Организация общественной экологической экспертизы готовящихся решений с целью:
- содействия органам исполнительной власти в реализации градостроительных решений, направленных на улучшение качества окружающей среды и условия жизни сочинцев
- предотвращения принятия органами власти и отмены решений, реализация которых может привести к ухудшению качества окружающей среды и условий жизни сочинцев
- Мониторинг градостроительной деятельности. Содействие органам власти в выявлении нарушений ПЗиЗ, предотвращении самовольного строительства и покушений на зеленые зоны и территории общего пользования.
- Выявление общественного мнения по проблемам и решениям в сфере градостроительства и экологии, анализ общественных потребностей и предпочтений для подготовки предложений по корректировке направлений Муниципальной Градостроительной политики
2.2. Формы выявления общественного мнения
- Собрания и конференции общественных объединений
- Работа общественной приемной (кабинетная и электронная)
- Участие в Публичных слушаниях и общественных обсуждениях
- Обсуждения за круглым столом
- Экспозиции и презентации по темам обсуждения
- Дискуссионная площадка с экспертным сопровождением на сайте
3. Для анализа мнений по Проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи, высказанных во время дискуссии за круглым столом и на интернет-сайтах.
3.1. Сформировать общественную экспертную группу
3.2. Подготовить к 11.11.11 г. Заключение с обоснованием предложений по внесению изменений в Правила
4. Для защиты консолидированной позиции общественности по Проекту внесения в Правила, сформулированной в Заключении, и отражения ее в Протоколе Публичных слушаний направить на Публичные слушания представителей от всех общественных объединений – участников Гражданского Форума.
Также члены Общественного градостроительного совета выступили с открытым обращением Председателю Городского собрания Сочи:
Председателю
Городского собрания Сочи
Луцыку А.Н.ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ
Ставим Вас в известность об изменениях в составе Комиссии по Правилам Землепользования и застройки, из состава которой исключены представители общественности: Сиряцкий А.Н., Сучков В.В., Мишулина С.И., Москвитина Т.И., Шавернева-Васильева Л.К., Гордиенко С.В.
Это событие приурочено к началу публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Правилам землепользования и застройки. Тем самым, квалифицированные специалисты по всем направлениям градостроительной деятельности (транспорт, архитектура, экология, инженерная инфраструктура, право, социология и экономика) – представители общественных организаций были отстранены от подготовки заключений по существу вносимых предложений.
Считаем необходимым информировать Вас о негативной позиции общественности города Сочи по Проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки, сформулированной в процессе их обсуждения на интернет-сайте и за круглым столом. Обсуждение было инициировано и организовано не Комиссией, а ассоциацией общественных организаций.
Мы утверждаем, что вынесенный на Публичные слушания Проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки не способствует реализации целей Генерального плана города-курорта Сочи по Устойчивому развитию и не может быть принят к утверждению, по следующим основаниям:
- Внесенные изменения социально- и градостроительно не обоснованы, предложенные регламенты не обеспечат необходимых улучшений в состоянии окружающей среды города-курорта, более того, ухудшат показатели по зонам рекреационного назначения (курортным, зеленых насаждений, территорий общего пользования), не учитывают экологических рисков и не содержат механизма предотвращения и защиты от опасных природных и техногенных явлений.
- Нет в Правилах и механизма их практической реализации, без которого они снова будут отданы на произвол лиц, не заинтересованных в соблюдении регламентов.
- Процедура Публичных слушаний является чисто формальной и не оказывает влияния на решения Комиссии по ПЗЗ при подготовке рекомендаций Главе города Сочи по вопросам отклонений от регламентов, утвержденных Правилами.
Обоснование данных утверждений – в Приложениях.
В целях формирования объективного представления о существе вносимых изменений, их влиянии на лечебно-оздоровительные факторы и о возможных последствиях для развития города Сочи как курорта, а также для отбора обоснованных предложений по внесению изменений, учитывая требование п.4, статьи 33 Градостроительного кодекса, считаем необходимым обязательное экспертное рассмотрение предлагаемых изменений в Правилах с Заключением и рекомендациями независимых квалифицированных экспертов.
Просим Вашего содействия в организации независимой общественной экспертизы проекта внесения изменений в Правила и в привлечении в общественную экспертную Комиссию представителей ОАО «Гипрогор» — разработчиков Генерального плана Сочи, независимых профессиональных экспертов – членов Российской Академии архитектуры и строительных наук, ученых и специалистов ОУ «Градостроительный Совет города-курорта Сочи» и ОО «Общественный экологический совет города Сочи» и других общественных объединений города Сочи для подготовки экспертного заключения и рекомендаций по результатам градостроительного анализа поправок, вносимых действующие Правила.
Учитывая, что, согласно Постановлению от 12.04.1993 г. Президиума Верховного совета РФ и Совета министров Правительства РФ, город Сочи является курортом федерального значения, просим Вас отклонить предлагаемый Проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки Сочи.
Протокол
Резолюция
Предложения по внесению изменений в ПЗЗ