Домой Сообщество Фантазия безгранична: как работает детский архитектурный центр в Доме архитектора?

Фантазия безгранична: как работает детский архитектурный центр в Доме архитектора?

1022
0
© СГО СА России

Вот уже год в Сочи работает необычный детский архитектурный центр «ШАГ». Здесь всё по-настоящему: проектирование, создание макетов и защита проектов. Но только «архитекторам» здесь… от 7 до 16 лет. Для курортного города это абсолютно новый формат обучения. Можно ли «вырастить» архитектора, если с детства развивать необходимые навыки? Над какими проектами работают юные сочинцы и чему учатся? И чем проекты детей Сочи заинтересовали итальянского архитектора?

Итальянцы остались в шоке!

«ШАГ» — это школа архитектурной грамотности, которую основал Игорь Михайлович Кузнецов. Его методика направлена как на профориентирование детей, так и на развитие мышления в целом. Дети могут прикоснуться к миру архитектуры с помощью реальной работы над проектами. В основу методики был положен опыт работы с детьми в немецкой высшей архитектурной академии BAUHAUS, где Игорь Михайлович проходил стажировку:

— Сейчас в России по этой методике работают 12 школ. Недавно к нам приезжали ребята из Красноярска, перенимали опыт, они заинтересованы в появлении такой школы в своём городе. Ещё планируется открытие двух школ в Москве. У нас особенность в том, что можно начать обучения в любое время, 1 сентября ждать не нужно. Каждую четверть дети работают над определённым проектом, а потом его защищают. Вступительных экзаменов нет. Многие родители говорят: «Ребёнок не умеет рисовать!». Мы отвечаем: «Это хорошо, мы его научим!».

Интерес к архитектуре у детей неподдельный. Оценки здесь не ставят и, как говорится, за уши никого тянут. Дети уже с 7 лет работают над проектами и осваивают азы архитектуры.

— Мне 8 лет, я учусь в школе «ШАГ» уже год, — рассказывает Вова Шебзухов. – Мне очень интересно, хотя в будущем я хочу стать не архитектором, а археологом. На занятиях мы рисуем на больших листах и делаем дома из пенопласта! Нам говорят тему, а мы придумываем форму здания и то, что будет внутри. Я уже проектировал школу будущего, горнолыжный курорт, аэропорт, марину для кораблей, отель…

Защита проекта в конце каждой четверти – обязательный этап обучения. Те, кто справился с заданием, получают дипломы и подарки. Лучших авторов проектов награждают специальными кубками от школы «ШАГ». Важно не только презентовать проект на большую аудиторию, но и уметь донести и отстоять свою точку зрения. На защите в ноябре ребята представляли видение того, как должна выглядеть школа будущего. Мероприятие посетил знаменитый итальянский архитектор Андреа Десимоне, который приехал в Сочи по приглашению Ольги Шебзуховой, руководителя ООО «Центр развития рекреационных территорий «Новые горизонты». И то, как мыслят наши сочинские юные архитекторы, поразило итальянского гостя.

© СГО СА России

— На защите проектов у нас всегда присутствуют ведущие архитекторы, — объясняет Игорь Михайлович. – Взгляд детей на архитектуру нас всегда приятно удивляет. И не только нас! На прошлой защите в полный восторг пришёл и Андреа Десимоне, он был шокирован, что дети в ТАКОМ возрасте умеют ТАКОЕ делать! И на полном серьёзе высказался о том, что хотел бы открыть аналогичную школу в Милане. Зовёт нас в Италию, чтобы мы ему в этом помогли.

Интересно и то, что точка зрения юных «архитекторов» привлекает не только экспертов отрасли. Так, например, недавно в «ШАГ» обратились представители крупной сети отелей и попросили, чтобы дети сделали проект отеля на Черноморском побережье. В качестве мотивации для детей – денежные премии.

— Понимаете, взрослые архитекторы зациклены на СНиПах, ГОСТах, нормативах, — поясняет Игорь Кузнецов. – Дети же в эти рамки ещё не загнаны, им проще фантазировать. Когда дети узнали про проект отеля, у них глаза загорелись, они сразу начали думать, а что сделать, а как? Ну а небольшая денежная премия от представителей отеля – приятный стимул.

Развить объёмное мышление

Сразу ли можно увидеть, что у ребёнка есть предрасположенность к архитектуре? По словам преподавателей, это видно на примере 1-2 проектов. Конечно, чаще способности проявляются в рисовании. Но, например, разница между художником и архитектором в том, что у последних есть желание материализовать предмет своей фантазии. Да, многие дети действительно нацелены получить профессию архитектора в будущем. Есть специальная группа для старшеклассников, которых готовят к поступлению и успешному прохождению творческого конкурса. Что касается детей младших классов, то архитектурная база даёт в будущем возможность реализоваться в урбанистике, дизайне, строительстве и других смежных областях.

— Я сама архитектор и мама ребёнка, который занимается в школе «ШАГ», — рассказывает Ольга Шебзухова. – Появление такой школы – событие как для архитектурной среды, так и всего города. Дети уже с первого класса могут погрузиться не только в творческий мир создания архитектурных объектов, но и в целую философию возникновения отраслевых объектов! Мне нравится, что ученики самостоятельно работают над проектами. Хорошо оборудована мастерская, материалы очень комфортные. А уж фантазия детей безгранична, они быстро понимают суть того, что должно нести в себе то или иное здание, чем оно будет удобно для детей и взрослых. Отмечу, что дети любого возраста приобретают не только навык работы с материалами и развивают мелкую моторику, но и расширяют кругозор. Они обращают внимание на то, как функционирует то или иное здание. И проектируют они здания со сложной технологией и системой управления. Практически в каждом проекте рассматривались факторы взаимного влияния здания на человека и человека на здание, создание комфортной среды и объёмно-планировочных решений, подчёркивающих назначение объекта.

После защиты проекта ТРЦ в конце прошлого года ребята начинают работать над проектом отеля.

«Архитектура Сочи»

Если Вам важно и нужно то, о чём мы пишем, поддержите нас: Благодарим!
Rate this post

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.