По сути же это предложение построить новую четырёхполосную скоростную трассу (по две полосы в каждую сторону) в новом транспортном коридоре в предгорье, кочующем из генплана в генплан с 1967 года. По предварительным подсчётам, стоимость проекта составит 1,2 трлн руб. в ценах 2017 г., рассказали «Ведомостям» три федеральных чиновника.
Если проект будет реализован, добраться от Джубги до Сочи можно будет всего за час: длина трассы составит примерно 119,5 км, а расчётная скорость на ней – 120 км/ч. Новая дорога может стать частью Черноморской кольцевой автомагистрали, которую договорились совместно построить страны, входящие в Организацию Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС).
Нынешняя дорога не только узкая, но и единственная, соединяющая Сочи с остальной Россией. Часто блокируется либо ЧП природного характера (например, выпадение снега или разливы рек), либо автомобильными авариями.
Новая дорога должна пойти в обход населённых пунктов. Сам проект планируется разбить на четыре этапа, говорят два собеседника «Ведомостей»: построить обход Туапсе предстоит за 199 млрд руб. (предполагается построить 10 мостов и семь тоннелей), обход Сочи – за 180 млрд руб. (16 тоннелей, 25 мостов и эстакад), обход посёлка Лазаревское – за 130 млрд руб. (восемь мостов на участке занимают 2,5 км из 10 км, четыре тоннеля – ещё 4 км), а ещё построить примерно 80 км соединительных участков (стоимость оценивается в 700–800 млрд руб.). Соединительный участок можно было бы построить к 2022 г., а обход Сочи – к 2023 г. Существующий обход проходит в черте города, он освободил от транзитного движения только центральную часть Сочи, приводят «Ведомости» логику чиновников. Однако, сейчас существует три обхода центра Сочи (ул. Транспортная, Объездная дорога и Дублёр). Так ли необходимо строить четвёртый, если в городе есть транспортная проблема более серьёзная — единственный въезд в Адлер?
Концепция скоростной автомагистрали в закрытом режиме прорабатывалась правительством с прошлой весны, работа велась и в администрации президента, говорят чиновники. По их словам, идея нравится помощнику президента по экономике Андрею Белоусову.
Чтобы вид береговой линии получился идеальным, разрабатывался вариант переноса железной дороги на участке Сочи – Новороссийск от побережья вверх, сказали два чиновника «Ведомостям», но такой вариант больше не рассматривается: слишком сложно его реализовать из-за проблем с получением доступа к земельным участкам.
Начать реконструкцию дороги Джубга – Сочи Росавтодор надеется уже в 2019 г., говорил в апреле замруководителя Росавтодора Игорь Астахов, но никаких подробностей тогда не сообщил. Условия строительства рассматривались на научно-техническом совете Росавтодора, говорил он (цитата по ТАСС): «Я думаю, что и в целом вся дорога будет реконструирована».
Ключевой вопрос – как финансировать мегапроект и хватит ли на это бюджетных денег. Региональный бюджет софинансировать дорогу не будет, заявляет один из чиновников. О финансировании из нового фонда развития (будет создан с 2019 г., максимально на 3,5 трлн руб.) речи также не идёт, утверждает другой чиновник. Из-за того что дорога Джубга – Сочи – проект очень дорогой, решение по нему будет принято после оценки других инфраструктурных проектов, которые сейчас находятся на рассмотрении, говорит третий чиновник.
Идея этой трассы не нова и впервые была заложена ещё в генеральный план развития Сочи, утверждённый в 1967 году. В последнем генеральном плане 2009 года также выделен новый транспортный коридор в предгорье для выноса туда автомобильной и железной дорог.
Ранее планировалось продлить Обход города Сочи до Джубги, построив ещё 5 очередей.