Домой История Публикации Венчагов: тем, кто оформляет интерьеры

Венчагов: тем, кто оформляет интерьеры

3878
0
Насыпная горка: впереди - гельксина, сансавиерии, сзади - стена аспидного сланца с плющами. Фото В. Колбина

Во время подготовки к фестивалю «Венчагов FEST», в частности к выставке фотографий его работ и научно практической конференции, удалось найти много уникального материала. Например, статьи мастера в нескольких номерах журнала «Цветоводство» разных лет бережно хранит Дмитрий Иванович Кривошапка. Возможно, именно авторские статьи Сергея Ильича помогут лучше понять, что же такое «Сочинский стиль озеленения».


С. И. ВЕНЧАГОВ
прораб специализированного РСУ «Зеленстрой»
«Цветоводство» № 1 за 1979 г.

Шесть лет назад в Сочи был организован специальный участок, который по заказам городских организаций выполняет работы по устройству цветников, рокариев, водоемов с растениями и др. Эта группа осуществляет и озеленение интерьеров санаториев, гостиниц, ресторанов. Так как для многих заказчиков такое оформление — дело новое, потребовалась особая выставка, помогающая организовать своеобразную продажу по образцам. Она была создана в одной из теплиц сочинского Совхоза декоративно-цветочных культур.

В обычном тепличном фонаре шириной около 9 м и длиной 60 м убрали стеллажи, сняли металлические полки, закрыли лишние двери и окна. Помещение разделили на ряд «залов», это помогло преодолеть его монотонность.

Растения посажены на нескольких уровнях, что достигнуто устройством подпорных стенок, а также насыпных горок.

В экспозициях использовали различные камни: глыбы известняка и песчаника, пиленные блоки ракушечника, обкатанные волной валуны и гальку, аспидный сланец. Широко применили и дерево—целые стволы и торцы, коряги, обработанные морским прибоем, а также плетение из побегов ивы и фундука.

Устроили бассейн с растениями, куда вода стекает мелкими струйками и каплями по стене, сложенной из чёрного аспидного сланца. Ширина водоёма равна ширине оранжереи, так что посетители проходят через него по специально сделанным «островкам».

Дорожки, площадки, подиумы замостили каменными плитами, торцами, галькой. В швы между ними насыпали землю и посадили селагинеллу, очиток и другие почвопокровные (асфальтовый пол теперь не виден).

Растения разместили по декоративному принципу. Рядом оказались виды из разных семейств и флористических районов, но прекрасно сочетающиеся друг с другом (гармонично или контрастно) по цвету, форме, а также фактуре листьев. Конечно, учитывали и экологические особенности растений — их требования к свету, влаге и т. п. Стремились удачно скомпоновать их и с инертными материалами. В сочетаниях с различными экзотами использовали слитки стекла, битую керамику разного цвета и фактуры.

Органично вписались в композиции крупные керамические вазы, выполняющие роль скульптуры, настенные изделия из кованого металла, чеканка, декоративные решётки для ампельных растений, а также крупные (2—3 м высотой) фигуры лесных чудищ, сделанные из стволов и коряг, с максимальным сохранением естественных изгибов, наростов, суков, текстуры коры и древесины.

Соединение самых различных материалов — один из приёмов современного декоративного искусства. Так, боковые стены, примыкающие к экспозиции суккулентов‚ «задрапированы» плетением из фундука, которое одновременно служит фоном для композиций из коряг с кактусами. Задняя стена сложена из пиленных блоков ракушечника, в ней сделаны ниши и высажены сансвиерия, алоэ и др. На цепях с потолка свешивается гроздь «обработанных» морем стволов деревьев с выдолбленными в них отверстиями, в которые высажены различные суккуленты. Дополняет общую картину большая керамическая ваза.

Оформлению вертикальных плоскостей придано особое значение. Например, одна стена в разделе, предназначенном для показа композиций на камнях и корягах, выполнена из сухих стволов пальмы трахикарпус. В покрывающую их обкладку из густых волокон внесли землю и высадили ампельные растения (хлорофитум, традесканции). По другой стене распростёрты прихотливо изогнутые стебли глицинии, которые служат каркасом для вьющихся (аспарагус, пассифлора, тетрастигма  и другие).

Есть в оранжерее стена, сложенная из валунов и белой морской гальки. Не успевший затвердеть цементный раствор вычистили снаружи ножом и металлической щёткой, так что кладка кажется сухой. В нескольких местах вмуровали крупные каштановые коряги (отдельные или живописными группами). Эта древесина может сохраняться в течение нескольких десятилетий, несмотря на ежедневный полив. В корягах устроили ёмкости, заполненные землёй, в них разместили молочай блестящий, агаву, очиток Вайнберга, русселию, мезембриантемум и другие растения.

Участок суккулентов: на переднем плане — агава, на стене — эхеверия, внизу — алоэ и стапелия. Фото В. Колбина

Интересно выглядит «моховый гобелен». Создавали его так. На стене в два слоя закрепили металлическую сетку (с размером отверстий 2-3 см). Её обмазали специальным составом из глины, перегноя, рубленной соломы, мха. Затем под колышек высадили кавказские виды растений — плющи, папоротники, мхи. Получился изумительный ковёр, который все эти годы сохраняет декоративность благодаря регулярному правильному поливу. Он и сам по себе эффектен и служит прекрасным фоном для любых композиций.

Нам кажется, что подобные экспозиции вполне уместны в цветоводческих хозяйствах, особенно занимающихся выращиванием горшечных и кадочных культур. Все высаженные в грунт теплицы виды буйно растут.

Посадки выставочной оранжереи составляют маточный и коллекционный фонд для размножения; среди них есть как обычные, так и ценнейшие, трудно разводимые растения (кротоны, бромелиевые, стрелиция и другие).

Насыпная горка: впереди — гельксина, сансавиерии, сзади — стена аспидного сланца с плющами. Фото В. Колбина
Мощение из белой гальки: в щелях — гельксина, впереди — кливия и ахирантес. Фото В. Колбина
Подпорная стена из гальки: впереди — пеларгония и кливия. Фото В. Колбина
Растения в сочетании с камнем и деревом: на переднем плане — молодые агавы, на стене — санхеция, пёстролистный птерис. Фото В. Колбина

«Архитектура Сочи»

4.5/5 - (6 голосов)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.