Домой События АрхРазрез Марины: современные мифы и заблуждения

Марины: современные мифы и заблуждения

6110
0

Доклад Николая Гришина первоначально был представлен на Международном фестивале «ЭкоБерег 2016», который в этом году прошёл в Баку. Сочинские архитекторы и гости фестиваля «АрхРазрез 2016» могли увидеть интересный материал на Круглом столе «Признаки южной архитектуры».

В последние годы всё чаще марины становятся неотъемлемой частью курортных городов, формируя и развивая прибрежную среду. Сочинские архитектор Георгий Серебряков и инженер Николай Гришин много лет изучают проблематику методов берогозащиты на Черноморском побережье России и градостроительное развитие берегового пространства. Ими были разработаны проекты марин в Сочинском порту, Лазаревском, Адлере, г. Тиват (Черногория) и совсем недавно в Голубой Бухте, в Геленджике. Сочинские специалисты принимали участие в разработке Концепции развития яхтенных марин на Черноморском побережье Краснодарского края и совсем недавно стали соавторами ГОСТа на яхтенные порты, который вступит в силу в январе следующего года.

Лекции Николая Гришина всегда интересны не только профессионалам, но и широкой аудитории, поэтому мы решили его доклад выделить в отдельную публикацию.

Представляем доклад Николая Гришина и в виде презентации.


img-arso-2177

В последнее время всё большую популярность и массовость приобретает морской туризм, причём наиболее бурными темпами развивается яхтинг. Сегодня яхтинг является мощной самостоятельной индустрией по производству, эксплуатации и сервисному обслуживанию огромного парка яхт.

Основными элементами, формирующими градостроительную ситуацию на рекреационно ориентированном побережье, являются объекты инфраструктуры яхтинга (марины) и пляжные комплексы.

Марина:

  1. Гавань и база для прогулочных и спортивных судов. (Толковый морской словарь – Москва, Астрель, АСТ 2006, с. 371)
  2. Марина (яхтенный порт) — защищённая от неблагоприятных погодных условий акватория с береговой территорией, оснащённая причалами для швартовки судов, а также основными зданиями, сооружениями и оборудованием, обеспечивающими как безопасную стоянку, хранение и обслуживание прогулочных и спортивных судов, так и сервисные услуги их экипажам.

Объекты, сооpужения и службы, обеспечивающие производство, эксплуатацию и обслуживание яхт, обpазуют инфpастpуктуpу яхтинга.

Совpеменная яхта пpедставляет собой мотоpное или паpусное, технически высокооснащённое и экологически чистое судно, пpедназначенное для отдыха, споpта и развлечений.

Крейсерская яхта – моторная или парусно-моторная яхта, имеющая каюты со спальными местами, санузел и др. оборудование, обеспечивающее возможность долговременного пребывания людей на борту, не требующая ежедневного спуска/подъёма на воду и обязательного хранения на суше.

Марины 1-го поколения.

Первоначально марины возникали стихийно в естественных условиях, обеспечивающих их безопасную и, как правило, рейдовую стоянку. Это было возможным в устьях судоходных рек со слабым течением и в естественных закрытых бухтах. Чаще всего марины возникали возле населённых пунктов или около верфей.

Гидротехнические сооружения и причальное оборудование марин 1-го поколения было примитивным и обеспечивало лишь минимальные потребности по стоянке и обслуживанию плавсредств.

img-arso-2178

Марины 2-го поколения.

Специально обустраивались в качестве мест для стоянки яхт на территории и акватории ранее построенных торговых или рыбных портов. Имеют мощные капитальные причальные сооружения, трансформированные или реконструированные специально для обслуживания яхт. Широко распространены, создаются и в наше время.

Примером может служить Старый порт в Марселе.

img-arso-2179
Старый порт в Марселе

img-arso-2180

Марины 3-го поколения.

Представляют собой специально построенные порты для стоянки и обслуживания яхт. Как правило, площадь акватории значительно больше площади территории марины. Фактически представляют собой стоянки для яхт на воде. Наибольшее распространение получили во 2-й половине ХХ века, сегодня являются наиболее распространённым типом марин. Основная прибыль — от арендной платы за стоянку и обслуживание яхт.

img-arso-2181

img-arso-2182

Марины 4-го поколения — марины-деревни.

Наиболее перспективные объекты яхтинга, представляющие собой марины с развитыми ГТС и жилыми зданиями непосредственно на причалах (при определённых допущениях можно провести аналогию с мотелями). Являются максимально привлекательными для туристов самого широкого спектра интересов. Обычно площадь территории сопоставима с площадью акватории, при высокой плотности жилой и рекреационной застройки. Основная прибыль — за счёт функционирования самых разнообразных объектов сервисного обслуживания рекреантов на фоне морского и яхтенного антуража.

img-arso-2183

Миф первый: для развития яхтинга обязательно нужен интересный берег.

img-arso-2184

На средиземноморском побережье Франции от г. Сан-Мари-де-ла-Мер до границы с Испанией 200 из 220 км – однообразная унылая равнинная низменность, но на этом участке – 28 крупных марин!

Именно марины – главная достопримечательность этого берега, привлекательная для яхтинга и туризма.

Миф второй: марины интересны только для яхтсменов

В современных маринах сочетание яхт и окружающей архитектуры создаёт среду, привлекательную для огромного количества туристов. Примеры: «Гранд-марина» в Сочи, марины Порт-Гримо, Порт-Камарг, Ла-Рошель и Антиб во Франции, марины в Барселоне и Аликанте (Испания), Кливленде и Маунтин-Крике (Австралия) и много других.

img-arso-2185

img-arso-2186

Миф третий: стоимость оградительных гидротехнических сооружений составляет подавляющую часть стоимости марины и так высока, что отпугивает инвесторов.

Утверждение незнакомых со спецификой экономики современных марин. В маринах 3-го и 4-го поколений стоимость ГТС составляет 15÷30% от общей себестоимости марины. При этом стоимость аренды или продажи объектов недвижимости значительно выше, чем на соседних территориях.

img-arso-2187

Миф четвёртый: марины не интересны для туризма и проживания.

Совершенно наоборот! Марины, если они интересно спроектированы и хорошо построены, становятся катализатором развития и главным стимулом роста привлекательности прилегающей территории. Выигрывают все.

Порт Камарг. Первая в Европе развлекательная марина на 4500 яхт. Построена в 1969 году в заболоченном устье Роны – на казавшейся бесперспективной территории.
Порт Камарг. Первая в Европе развлекательная марина на 4500 яхт. Построена в 1969 году в заболоченном устье Роны – на казавшейся бесперспективной территории.

Миф пятый: строительство на искусственной территории непривлекательно из-за высокой стоимости ГТС.

Возможно, для территорий, где рядом с мариной много легко доступных земель, это утверждение верно. Но в случае сложного рельефа такое утверждение ошибочно. Примеры – стоимость строительства в условиях Сочи, или простое отсутствие свободных земель, как в Монако.

img-arso-2189

Строительство здания на склоне из нескальных пород. При таких ландшафтно-геологических условиях стоимость подготовки территории может составлять до 60% от стоимости строительства объекта!

img-arso-2190

img-arso-2191

Квартал Фонвьей в Монако – искусственная территория с маринами и застройкой. Нашлось место для стадиона, жилья, парков и даже для цирка и вертодрома.

img-arso-2192

Миф шестой: жизнь и пребывание в марине скучны и однообразны.

Бывает и такое, если управление мариной идёт без понимания важности создания имиджа привлекательности марины для всех: яхтсменов, туристов, местных жителей… Но есть марины, где жизнь кипит, и каждые выходные (иногда – без перерывов!) там проходят интереснейшие мероприятия. Регаты и фестивали, конгрессы и конференции, концерты и бот-шоу! А во многих есть объекты досуга, активного отдыха, музеи, ярмарки… Такие марины становятся всесезонными центрами туризма, культуры и общественно-образовательной деятельности!

img-arso-2193

img-arso-2194

img-arso-2195

Миф седьмой: Яхтинг – удел миллионеров.

Да, когда-то было так. Но сегодня выход в море на несколько часов или дней вполне по карману тем, кто любит туризм и активный отдых. При этом не обязательно покупать яхту. Есть огромное количество чартерных компаний, которые предложат вам яхту на любой вкус и на любой срок. Хотите – путешествуйте сами, можете и побездельничать, если возьмёте яхту с экипажем. Можете просто бороздить море, а можете принять участие в регате… Выбор огромен, и он – за вами!

img-arso-2196

Миф восьмой: марины нужны только на тёплых морях.

А вы посетите берега замерзающих морей – страны Скандинавии, наши Санкт-Петербург и Владивосток, Германию, Канаду и США… И убедитесь в своих заблуждениях! Например, в Финляндии – более 60 тысяч катеров и яхт при населении 5,3 млн. человек, а в Швеции – более 200 тысяч при населении 9 млн!

img-arso-2197
Норвегия, Осло

img-arso-2198

img-arso-2199

Миф девятый: марины нужны только для яхт

img-arso-2200

img-arso-2201

img-arso-2202

Марины – основа прибрежного каботажного пассажирского сообщения. Кроме того, они повышают градостроительную безопасность территорий и возможности пограничной службы.

img-arso-2203

Миф десятый: если на побережье нет яхт – не нужны и марины

img-arso-2204

Курьёзные заблуждения

Некоторые инвесторы, не понимая истинных масштабов, специфики и технологии марин, считают, что марина может быть создана при каком-то объекте, являющимся их основной целью. Нам приходится разъяснять им, что марина является значительно большим по масштабу и стоимости объектом, чем, например, один отель или группа коттеджей.

img-arso-2205

Кроме того, зачастую заказчику приходится объяснять, что если проектировать марину на пару мегаяхт, то на её акватории разместится ещё несколько десятков стояночных мест для яхт меньших размерений.

img-arso-2206

Это обусловлено требованиями по обеспечению возможности безопасного маневрирования яхты на акватории во время швартовных операций, в т.ч. и при неблагоприятных погодных условиях, когда возможны значительные неуправляемые сносы, навалы и прижимы судна под воздействием ветра.

img-arso-2207

img-arso-2208

«Архитектура Сочи»

5/5 - (3 голоса)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.