Домой Город Развитие Современное градостроительное развитие берегового пространства

Современное градостроительное развитие берегового пространства

2563
0

Г.Б. ,
архитектор, советник РААСН

История человеческой цивилизации по сути – история строительства городов.

Города на протяжении всей истории развития человечества строились у воды. История развития городов – история развития берегового пространства рек, озер и морей. Расположение на берегу явилось определяющим формообразующим фактором многих городов.

Транспортная функция, вероятно, определила выбор: вода это природная дорога. Уже в древнем Египте, например, стеллы из гранитных каменоломен доставлялись в Луксор на кораблях. Развитие торговых путей привело к открытию новых континентов. Основной объем грузоперевозок в мире сегодня выполняется по морям. Самые крупные машины, построенные человеком – океанские буровые платформы.

Но кроме утилитарности использования водоемов в качестве природной для перевозки грузов важным фактором привлекательности приморского образа жизни являются более мягкий климат, возможности рекреации, романтика морских путешествий. Отдых на воде или у воды в современном мире пользуется стабильным спросом.

САНИТА ПЕР АКВА. Многие санатории Крыма и Кавказа привлекательны своей береговой полосой.

Фактор близости моря — это важнейший градообразующий потенциал приморских городов.

За исключением отдельных логистических узлов, таких как Новороссийска, , где транспортно-промышленное развитие воспринимается как агрессия, четырехсоткилометровое побережье России преимущественно осваивается курортной функцией. Анапа, Геленджик, отчасти Сочи – эти города используют в качестве основного градообразующего фактора рекреационный потенциал Черного моря.
Однако существует и ряд неблагоприятных факторов освоения береговой полосы. Отметим только два из них, один природного характера, а другой – антропогенный.

Фактор природный. Не нужно забывать, что море — это стихия, и, как всякая стихия, иногда проявляет себя разрушительно и даже убивает людей, беспечно относящихся к стихии. Задача защиты берега от агрессии моря сегодня успешно решается методами строительства различных ГТС (гидротехнических сооружений), использующих закономерности естественных процессов, происходящих во время шторма. Но морская агрессия — это природная сила, т.е. законы физики, существующие независимо от человека. Тем досаднее второй рассматриваемый фактор, ведь мы, люди, его создаем сами и сами с ним пытаемся бороться.

Фактор антропогенный. Во времена советской империи освоение Черноморского побережья носило характер государственной задачи, решали которую с государственным размахом. Город Сочи фактически получил свое развитие как результат политической программы воспитания советского человека. Единовременное возведение большей части приморских санаториев, морского порта, разработка генерального плана и строительство целого города походило на превращение утопии в реальность. Для СССР не было задач невыполнимых.

Современная экономика предполагает в основном частные инвестиции разного масштаба и динамичности. Но у них есть одно общее качество – чрезвычайная привлекательность ресурса с одной стороны и ограниченность природных факторов с другой стимулируют агрессивное инвестирование, связанное с преодолением возникающих административных (не правовых!) препятствий и экстенсивное строительство отдельных объектов без разработки глобальной стратегии освоения побережья.

В этой ситуации, как правило, учитываются исключительно интересы инвестора в ущерб общественным интересам города.

Между тем такое освоение приморских территорий наносит колоссальный вред основному градообразующему фактору, ведь привлекательность города-курорта исчезает, он постепенно превращается в город-магазин или город-ресторан, где даже уже существующие объекты, своим появлением нанесшие этот ущерб, не могут эффективно работать из-за порожденных ими же самими градостроительных проблем. Сегодня ироничное отношение к термину «общественный интерес», по-видимому, во многом сформированное этапом «развитого социализма», соперничает по степени иронии со словами «свободный рынок», «предпринимательская активность», «равноудаленность от власти».

Однако, «общественный интерес» в градостроительном контексте следует интерпретировать всего лишь как учет интересов всех людей, участвующих в жизни города, а еще шире — учет и предопределение возможных тенденций развития в отдаленной перспективе. При этом многие факторы «общественного интереса» сегодня для непрофессионального осмысления неочевидны и зачастую опускаются властью как несущественные.

Успешный градостроительный проект для приморского города сегодня, учитывая все благоприятные и неблагоприятные факторы, предлагает такие условия развития, которые стратегически направлены на сохранение основного градообразующего фактора – рекреационной приморской среды. Градостроительное проектирование — это единственный вид проекта, предназначенный в первую очередь для учета общих интересов всех людей, живущих в городе. И здесь интересно рассмотреть особенности приморского градостроительного проектирования, направленного на комплексное решение проблем, созданных неблагоприятными факторами, о которых уже шла речь.

Градостроительные проекты, связанные на Черноморском побережье с прибрежными зонами, оперируют на границе двух сред – воды и суши и балансируют между двух стихий: стихии воды и стихии человеческой предприимчивости. Такие проекты обладают некоторыми характерными особенностями: они безусловно учитывают влияние природной среды – моря, они имеют дело с территориями, как правило, бессистемно застроенными и они используют один и тот же прием – строительство гидротехнических сооружений различного назначения. Такие проекты не могут быть мелкими или решающими только половину проблем. Если что-то недопроектировано или недофинансировано – стихия очень скоро приведет строительную площадку в первоначальное природное состояние.

ООО АБ «ГОР-ПРОЕКТ» имеет богатый опыт разработки проектов реконструкции приморских территорий городов Черноморского побережья.

Марина в г. Новороссийск
img-aso-5168img-aso-5169

Марина в пос. , г. Сочи
img-aso-5171img-aso-5172

Остров «Ривьера», г. Сочи
img-aso-5173

Кроме того, наш интерес привлекает освоение прибрежных акваторий. Основной прием освоения и основной инструмент борьбы с неблагоприятным природным фактором – строительство гидротехнических сооружений для защиты от волн акваторий и пляжей. Как известно, пляж, кроме рекреационной привлекательности обладает еще одним уникальным свойством: это наилучшая защита берега от морской эрозии. Еще более привлекательным его делает природная сущность процесса защиты. Во многих случаях защита берега происходит за счет естественного процесса разрушения волны на пляже, а задача гидротехники – стабилизировать этот естественный процесс. Санация галечника — тоже естественное явление, причем выполнить его каким-либо искусственным механическим способом вообще невозможно. Таким образом, строительство ГТС, использующих естественные природные силы и законы для сохранения динамической устойчивости пляжей – наилучший способ защиты берега.

Известны два основных способа обеспечения динамической устойчивости: строительство бунных гребенок и устройство прерывистых волноломов. Оба приема используются в мировой практике, однако большим преимуществом пользуется способ прерывистых волноломов. Он не только обеспечивает требуемую защиту, но за счет естественных волновых процессов формирует бухтовые , несравнимо более привлекательные, чем отсеки, образуемые бунными гребенками. В России, однако, используют именно строительство бун, способ испытанный, не требующий серьезных научных обоснований и к тому же весьма ресурсоемкий.

В области защиты акваторий, поиск оптимальных решений лежит в разработке разумно обоснованной мощности ГТС, противостоящих волновому воздействию и обеспечивающих волновой режим на защищенной акватории. Речь идет об акваториях марин – многофункциональных комплексах, предназначенных в основном для хранения и обслуживания парусных и моторных судов, но в силу своей эстетической привлекательности превращающихся в городские досугово-торговые рекреационные центры. Все дело в морском антураже, он создает качество среды, привлекающее горожан и особенно гостей курорта, не достижимое вне морского окружения.

Марина в г. Тиват, Черногория

В нашей мастерской разработана программа развития инфраструктуры яхтинга на Черноморском побережье, которая становится основой инвестиционной привлекательности этого региона России. Программа размещения марин и отдельные разработанные объекты выставлялись нами на международных инвестиционных форумах MIPIM в Канне и CITYSCAPE в Дубаи, но инвестирование столь масштабных проектов – дело государственное и, вероятно, федерального уровня.

Мы убеждены в перспективности предлагаемого пути развития и не сомневаемся в том, что ближайшем будущем у России появится сеть морских объектов, обеспечивающих круизный туризм, ведь все остальные страны Черноморского бассейна их уже построили.

Что же касается упомянутого ранее второго неблагоприятного фактора – антропогенного характера, то, пожалуй, главным приоритетом в разрабатываемых нами проектах является реконструкция или создание новой рекреационной городской среды.

Масштабность градостроительных проектов реконструкции участков побережья позволяет решить сразу несколько задач, в других условиях решений не имеющих. В арсенале приемов нашей работы создание искусственных территорий занимает особое место. Гидротехнические сооружения представлены целой палитрой конструктивных решений и рассчитываются в каждой ситуации индивидуально – в зависимости от решаемой задачи и конкретных природных факторов, но служат достижению одной цели: обеспечивают создание новой территории, что в свою очередь позволяет изменить пространственные характеристики градостроительно значимых приморских участков города.

Основным приоритетом в проектах реконструкции является создание приморского парка – непрерывного озелененного пространства общего пользования, как правило, утраченного в течение последних десятилетий российского рыночного развития. Приморская набережная во многих случаях бывает также угнетена или даже подменена торговой функцией, при этом зачастую объекты недвижимости, возникшие на набережной (иногда даже «над» и «под» набережной), имеют правовые документы дающие право на их аренду в течение полувека или даже подтверждающие факт собственности.

Существующее состояние Центральной морской набережной Сочи
img-aso-5178img-aso-5179img-aso-5180

В современной российской правовой ситуации оспорить право собственности на такие объекты не представляется возможным, генезис возникновения этого права, возможно, когда-то явится предметом рассмотрения, правоведов, историков и, наверное, следователей, но сегодня единственным реальным выходом является строительство новой набережной, на искусственной территории вместе с парком восстанавливающими природную курортную среду. Территориальный ресурс, уничтоженный в процессе формирования рыночных отношений и поглощенный участниками этих отношений, восполняется за счет акватории моря – процесс не из дешевых, но приносящий радикальное решение проблемы уже сегодня.

Проект реконструкции приморского парка и морской набережной Центрального района г. Сочи
Ii?neay ?ae?aaoeiiiay iaaa?a?iay Oaio?aeuiiai ?aeiia a.Ni?eimg-aso-5183

Проект реконструкции приморского парка и морской набережной центра Лазаревского
img-aso-5182

«Архитектура Сочи»

Современное градостроительное развитие берегового пространства
5 2 чел.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.