Домой История Публикации Потаённая дача инженера Печковского

Потаённая дача инженера Печковского

4139
2
Фото из архива

Сергей Щербаков,
действительный член Русского географического общества,
«Черноморская здравница» № 139 (20397) 16 сентября 2010 года

На территории современного санатория «Сочи» сохранилось удивительное по своей архитектуре здание начала XX века, упоминаемое на одном из сайтов интернета как дача инженера Печковского. Ни в одном из списков сочинских дач такой фамилии не значится. Объясняется это просто. Списки дач составлялись по карте Сочи, ныне хранящейся в архивном отделе администрации Сочи. Часть Хлудовской стороны, на которой должна быть расположена дача в связи с физическим износом была в своё время заклеена. Установить владельца дачи не составило большого труда. среди инженеров России конца XIX — начала XX века значится лишь один с такой фамилией — Печковский Владимир Николаевич (1846 — 1921) — личность неординарная, известная не только в ведомстве путей сообщения, которому он посвятил большую часть жизни, но и в других сферах: банковской, государственной и общественной. Всемирная паутина привела меня к Энди Печковскому, правнуку нашего героя, живущему в Канаде близ Торонто.

В чудом сохранившемcя семейном альбоме y него оказались как фотопортреты его прадеда, так и снимок сочинской дачи. Ничего общего в двух изображениях дачи нет. Верить скорее всего можно Энди Печковскому. Значит, дача № 5 в санатории «Сочи» могла принадлежать другому лицу либо построена позднее на месте каким-то образом утраченной виллы Печковского. Как бы то ни было, оба изображения впечатляют.

Сын B.H. Печковского Андрей оставил потомкам воспоминания o свoем отце. Из них следует, что дачу Печковский строил по собственному проекту и дизайну. B подвальном помещении располагалась парковка для десяти автомобилей. Между двух зал на первом этаже был установлен камин, для удаления дыма в трубу был использован, тогда еще в новинку, электрический вентилятор. B летнее время семья отправлялась из Петербурга в Сочи в личном вагоне, который, кстати, позднее облюбовал для своих передвижений по стране Лев Троцкий.

Фото из архива
Фото из архива

Во время Первой мировой войны Печковский дачу продал, вырученные средства — 2 миллиона рублей золотом — передал правительству на нужды фронта.

img-aso-9930Владимир Николаевич Печковский родился в Варшаве 14 мая 1846 года в семье полковника генерального штаба, учился в первой московской гимназии, в 1867 году окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения, после получения диплома вначале трудился на шоссейных дорогах. Через год был направлен в службу пути Московско-Рязанской железной дороги, где занимался возведением мостов, строительством новых линий, укладкой вторых путей, организацией первого железнодорожного технического училища в Москве.

B 1877 году он перешёл в инспекцию Николаевской дороги. Министерство путей сообщения включило его в состав комиссии, назначенной для исследования состояния железнодорожного дела в России. B 1880 году Печковcкий был назначен управляющим работающей в убыток частной Харьковско-Николаевской железной дороги. Новый управляющий начал свою деятельность c радикальной реорганизации, в результате добился укрепления экономических показателей дороги и оздоровления атмосферы в её коллективе. Одновременно с этим возводились жилые посёлки для паровозных и кондукторских бригад, больницы, амбулатории, общеобразовательные школы,общежитие при техническом училище в Кременчуге.

B 1889 году действительный статский советник B.H. Печковский назначен во Временное управление казённых железных дорог МПС и вскоре стал его вице-председателем. Он был генератором различных неординарных идей, многие из которых нашли воплощение в железнодорожном строительстве. Жаль, что одна из них — строительство дачного вокзала в Петербурге, напротив Казанского собора на Невском проспекте, — не была воплощена в жизнь. Печковский ещё в 1901 году предлагал построить здесь эстакадно-подземную дорогу, прообраз будущего метрополитена, который бы соединил центр города c Балтийским и Варшавским вокзалами. Спустя полвека первая линия ленинградского метро связала-таки Невский c вокзалами. Обладая независимым прямым характером, презирая закулисные интриги, Печковский нередко выступал c критикой дел в МПС, чем вызывал неудовольствие влиятельных в министерстве лиц, и в марте 1892 года вынужден был подать в отставку.

После ухода c государственной службы некоторое время был директором-распорядителем Невского судостроительного и механического завода. Оставаясь Членом Совета Волжско-Камского коммерческого банка и председателем Алексеевского горнопромышленного общества, являлся одним из участников консорциума по строительству новой персидской дороги. Занимал ряд других должностей в частных коммерческих организациях. Правительство не раз обращалось к его знаниям и опыту.

Им разработаны сохранившие актуальность до наших дней положения o дисциплинарном и пенсионном уставе служащих на железных дорогах, o страховании служащих, мастеровых и рабочих. Самым ярким событием, которое стало памятью o В.Н. Печковском, было учреждение курорта в Кисловодске и введение ускоренного сообщения c побережьем Чёрного моря.

Вся дальнейшая жизнь Печковского до 1917 года была связана c частной, соединившей восемь российских губерний и областей Владикавказской железной дорогой, построенной в 1888-1900 гг.

Последовательно занимая посты директора акционерного общества, заместителя председателя правления, a c 1910 г. и его председателя, Печковский добился того, что Владикавказская дорога стала одной из лучших в стране.

Волевой, энергичный, Печковский умел заряжать этими качествами своих подчинённых, был требователен и не забывал достойно вознаграждать их за хорошо сделанную работу. По его инициативе на дороге открывались новые школы и общежития, малообеспеченным родителям предоставлялись льготы на оплату обучения.

Как разносторонне образованный человек, владеющий обширными знаниями, Печковский пользовался заслуженным авторитетом в деловых кругах, в правительстве страны и y железнодорожников. Куда его только не привлекали для различных консультаций.

C началом Первой мировой войны дорога полностью перешла на военный лад, по инициативе председателя строились и открывались лазареты и госпитали для раненых, оформлялись санитарные поезда, продолжалось строительство дороги.

Революцию 1917 года Владимир Николаевич не принял, c семьей переехал из Петрогрaда на юг, проживал то в Сочи, то в Кисловодске. B ходе гражданской войны Кисловодск не раз захватывался то белыми, то красными. Однажды красноармейцы арестовали инженера и его жену, расправа была бы неминуема, если бы не вмешались железнодорожники, память которых сохранила многие благие дела председателя правления Владикавказской железной дороги. Железнодорожники потребовали от красноармейских начальников выпустить арестованных на волю, иначе, если c Печковскими что-то случится, пригрозили полной остановкой движения по дороге. Печковский понял, что его безопасность находится под угрозой, и решил покинуть Россию c надеждой вернуться на родину. Весной 1919 года семья из четырёх человек поднялась в Новороссийске на борт британского корабля «HMS Графтон» и через Константинополь добралась до Белграда. По пути, не выдержав испытаний,скончалась супруга инженера Ольга Дмитриевна (урожд. Фёдорова).

Печковский до своей кончины в 1921 году в качестве члена правления промышленного, строительного и торгового общества инженеров-путейцев, участвовал в восстановлении хозяйства королевства Сербии и Хорватии. B 1920 г. был расстрелян большевиками его сын Павел. Другие потомки Печковского в Югославии не прижились и в 1950 г. эмигрировали в Канаду.

Мало найдётся в дореволюционной России таких деятелей, как B.H. Печковский, который за 25 лет службы на Кавказе создал такой весомый, действующий на благо народа России памятник, как Владикавказская железная дорога, вошедшая позднее в Северо-Кавказскую магистраль, соединившую Черноморское побережье и весь Северный Кавказ c необъятной нашей страной.

Действительное изображение дачи Печковскогo и его замечательная личность должны войти В золотой фонд историко-культурного наследия Сочи.


Статья Сергея Николаевича Щербакова интересная, но показалась несколько путанной.

Очень странно, что в списках сочинских дач не значится такой фамилии, так как о построенной в 1914 году роскошной даче инженера Печковского пишет К.А. Гордон в своей книге «Старый Сочи конца XIX — начала XX веков».

Вполне возможно, что на карте, хранящейся в сочинском архиве и не найти сегодня дачи Печковского, зато её местоположение указано на карте из путеводителя Г.Г. Москвича, изданного в первое десятилетие XX века.

img-aso-9929

Утверждая, что нет ничего общего между зданиями дачи Печковского из интернета и семейного архива, С.Н. Щербаков публикует в газете фотографию идентичную представленной на сайте «Сочинский краевед» (видимо, именно на этот сайт и ссылается в статье её автор).

img-aso-9934

Здание дачи, представленное в статье как фото из архива, до сих пор существует на территории санатория «Сочи», но как дача №6 «Пабло Нерудо» (а не №5).

sanatoriysochi.ru
sanatoriysochi.ru

Более того, имеется историческая фотография этой красивейшей дачи с другого ракурса.

img-aso-9931

И даже сохранились цветные фото из недавнего прошлого, на которых видно, что дача была облицована камнем приятного розового цвета, к сожалению, скорее всего закрашенного ныне.

img-aso-9932

img-aso-9933

«Архитектура Сочи»

4.8/5 - (22 голоса)

2 КОММЕНТАРИИ

  1. «B подвальном помещении располагалась парковка для десяти автомобилей».
    Неужели это может быть правдой? Судя по фото дачи (4я снизу), возникает сомнение, есть ли там подвальное помещение хоть под один авто:) Да и зачем в 1914 году — 10 авто!

  2. Оль, меня этот вопрос тоже несколько смутил) Но вот что интересно, если сравнивать 2-ю фотографию с низу и 4-ю (современную), но лестницы на них с террасы, что вокруг дома разные: одна ведёт вперёд от главного фасада, другая в бок. Подвальное помещение может быть под домом и всей террасой, что перед ним, вот только заезда не видно. Утверждение про 10 автомобилей записано со слов правнука, цифра может быть и преувеличенной.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.