О.Ф. Козинский, О.В. Козинская, В.Н. Шарафутдинов, Н.Н. Клейменова,
«Academia. Архитектура и строительство. №2, 2015»
Территориальное планирование Большого Сочи на этапе предолимпийской подготовки
В июле 2007 года Сочи был объявлен местом проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр [1]. В процессе подготовки курорта к Олимпиаде-2014 с учётом положений заявочной книги «Сочи-2014» [2] был разработан комплекс документов территориального планирования курорта: от генерального плана Сочи до проектов планировки Адлерского района как территории размещения олимпийских объектов [3].
В быстроменяющихся условиях общественно-политической и социально-экономической жизни России конца прошлого века и начала века нынешнего традиционные методы разработки генерального плана города-курорта Сочи (1996, «Гипрогор», Москва) [4] не могли обеспечить устойчивую реализацию его градостроительных решений.
С 1990-х годов увеличивается численность постоянного населения, наиболее серьёзные градостроительные изменения претерпевает прибрежная зона города-курорта Сочи, а в начале 2000-х годов производится активное градостроительное вторжение в экосистемы глубинных зон бассейнов рек Сочи и Мзымта. В результате рыночных изменений в землепользовании на курорте к 2006 году сложилась диспропорция в функциональном зонировании, произошло значительное поглощение курортных зон селитебными, обострились экологические проблемы. Поэтому необходимость корректировки генерального плана, утверждённого ещё в 1996 году, кроме задач олимпийского строительства, была обусловлена потребностью в выработке инновационных подходов, адекватных политическим, социально-экономическим и экологическим задачам развития Сочи.
Согласно основным положениям предыдущих генеральных планов и в соответствии с принципами градостроительной организации территорий в границах бассейнов рек и их притоков (бассейновый принцип) новый генеральный план городского округа Сочи, разработанный ОАО «Гипрогор» и ФГУП «РосНПИурбанистики» в 2009 году [3], закрепил разделение курорта на восемь планировочных округов (бассейновых кластеров) в составе муниципального образования с перспективой их поэтапного объединения в курортную агломерацию: I этап – 5 лет (2009–2014); II этап – 5 лет (к 2020 году); III этап – 15 лет (к 2030 году), IV этап – расчетный срок 20 лет (к 2035 году).
XXII зимними Олимпийскими играми и XI зимними Паралимпийскими играми в Сочи завершился I этап реализации генерального плана города-курорта и был обозначен курс на его постолимпийское преобразование в туристический центр мирового уровня. На достижение этой цели направлена концепция проекта трансграничной сочинской курортной агломерации (СКА) Большой Сочи, в 2014 году включённая в состав пилотных проектов по развитию городских агломераций России [5]. СКА рассматривается в контексте стратегии развития Большой черноморской курортной агломерации («Черноморского экополиса») от Крыма до Абхазии как пионерная модель пространственного развития курортной агломерации мирового уровня [6] (рис.1).
Эта концепция была рекомендована к включению в пакет стратегических документов Краснодарского края участниками научно-практической конференции «Архитектурные итоги XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр. Перспективы развития Сочи», состоявшейся в Сочи в ноябре 2014 года [7].
Олимпийское наследие
Реализация олимпийского мегапроекта дала Сочи уникальный шанс, измеряемый не только сотнями миллиардов рублей инвестиций, но и опытом отечественных и иностранных специалистов, осуществлявших подготовку города к Играм в интересах развития мирового курорта Сочи. Впервые за многие годы комплексно была обновлена городская инфраструктура, созданы объекты мирового уровня, с нуля построены масштабные градостроительные комплексы в Имеретинской низменности и Красной Поляне, изменяется уровень сервиса, повышается профессионализм персонала, территория благоустроена с учётом доступности для маломобильных групп населения. Требования Международного олимпийского комитета, предъявляемые к городам, принимающим Игры, определили для России новые стандарты урбанизма, по которым городская инфраструктура комплексно оценивается с точки зрения комфортности проживания и пребывания в городе гостей.
Олимпийский Сочи, по сути, стал пилотным проектом в разработке стандарта для дальнейшего развития российских городов и повышения качества всего отечественного туристического сектора. Поэтому особое значение приобретает постолимпийский период развития города. На поиск направлений постолимпийского развития Сочи были направлены концепции «Сочи – гостеприимный город» [8] и «Наследие Игр» [9], «Ноль отходов», а также Концепция устойчивого социально-экономического развития Сочи [10], при подготовке которых были учтены генеральный план города, программы его развития федерального, регионального и муниципального уровней [11–14].
Таким образом, на I этапе реализации генерального плана Сочи в ходе подготовки к зимним Олимпийским и Паралимпийским играм было создано значительное материальное и нематериальное наследие.
К материальному наследию относится олимпийская инфраструктура – средства размещения, объекты спортивной, жилой, коммунальной, телекоммуникационной, образовательной, транспортной (ж/д, морпорты, марины, портопункты), инженерно-энергетической и социальной инфраструктуры.
Нематериальное наследие включает:
- уникальные технологии реализации масштабных проектов, предложения по оптимизации законодательной базы для её ускорения; команды людей, способных профессионально и в сжатые сроки решать поставленные задачи;
- огромный массив разрозненной информации о состоянии окружающей среды в предолимпийский период как наработанный опыт, отражённый в результатах научных исследований и протоколах общественных обсуждений, требующий систематизации, анализа и обобщения;
- новую городскую среду в Сочи, на которую согласно европейским стандартам гостеприимства должно влиять:
- архитектурное качество олимпийских объектов;
- возросший уровень связности городских территорий и транспортной доступности городских, в частности олимпийских, объектов;
- благоустроенные зоны международного гостеприимства и публичные пространства (городские площади, парки и набережные);
- внедрение методологии формирования архитектурно-ландшафтного единства;
- благоприятное состояние окружающей среды (вода, воздух, почвенный покров, растительный и животный мир), соответствующее требованиям олимпийских «зеленых стандартов».
На II этапе реализации генерального плана Сочи предстоит вернуться к концепции «Наследие Игр». В докладе Минрегионразвития РФ ещё в 2009 году говорилось о необходимости реализовать три основных направления, связанных с «модернизацией инвестиционной среды, выработкой новейших стратегий и технологий курорта, новых урбанистических стандартов для Большого Сочи. Если это удастся, то получим по-настоящему эффективное наследие, важное для всей страны». Ожидает дальнейшего развития программа «Ноль отходов». С учётом приобретённого опыта и экспертного анализа концепций и программ Сочи-2014 необходимо выстроить стратегию устойчивого развития как основу разработки и реализации документов территориального планирования на постолимпийский период в соответствии с основными целями программы «Наследие Игр», к которым относятся:
- определение стратегических направлений устойчивого развития города-курорта Сочи в долгосрочной перспективе (с учётом целевых индикаторов) на основе совершенствования конкурентных позиций города как пространства, комфортного для жизни граждан, ведения бизнеса и туризма;
- обеспечение эффективного использования объектов XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 года, повышение их инвестиционной привлекательности;
- наращивание потенциала нематериального наследия Игр.
Не потеряли своей актуальности важнейшие задачи, поставленные концепцией «Наследие Игр», а именно:
- комплексная диагностика текущего состояния и тенденций развития основных сфер жизнедеятельности города, выявление факторов и ограничений, значимых для развития Сочи;
- анализ олимпийского наследия города и определение основных рисков и диспропорций в связи с его использованием;
- изучение успешных зарубежных примеров постолимпийского использования спортивных и иных объектов инфраструктуры;
- определение целей и приоритетов развития Сочи на долгосрочную перспективу;
- экспресс-анализ потенциальных «якорных проектов» развития Сочи и комплексный маркетинговый анализ оптимальных проектов;
- зонирование Большого Сочи и разработка концепции маркетинговой политики его территорий.
Действующий генеральный план Сочи, охватывающий ключевые факторы развития территории городского округа как курортной агломерации (СКА), не исчерпал себя как основополагающий документ территориального развития, но требует комплексного анализа итогов I этапа своей реализации (рис. 2) и внесения соответствующих изменений.
Цели и задачи Концепции Сочинско-Туапсинской курортной агломерации
Концепция пространственного развития СКА (рис. 3) подготовлена на основе действующих документов территориального планирования всех уровней. Положения Концепции опираются на комплекс стратегических документов, предусмотренных ФЗ от 28 июня 2014 г. №172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [15].
Согласно стратегии социально-экономического и пространственного развития Краснодарского края [16] основой стратегии социально-экономического и пространственного развития СКА до 2045 года должно стать создание гармоничной природно-градостроительной кластерной структуры, объединённой экологическими, социально-культурными,финансово-экономическими, транспортными и другими связями, обеспечивающей реализацию и воспроизводство туристического продукта олимпийской столицы как специфического предложения на внутреннем и мировом рынке туризма, реализующего:
- социальную миссию всероссийской здравницы [17, 18] в развитии всех направлений туризма, в первую очередь лечебно-оздоровительного;
- миссию олимпийской столицы в приобщении к спорту и оздоровлению населения России и мира;
- культурную миссию исторического поселения Сочи [19] в развитии историко-познавательного, научно-экологического и конгрессно-фестивального туризма.
Масштабность наследия сочинского олимпийского мегапроекта, требующая эффективного использования созданных объектов и технологий, учитывается в концепции пилотного проекта СКА и определяет задачи по преодолению проблем, реализации основных положений генерального плана Сочи на I этапе.
Муниципальное образование (МО) «город Сочи – курорт федерального значения» входит в состав Краснодарского края ЮФО, имеет статус городского округа, в границах которого осуществляется городское самоуправление, а также исторического поселения. Согласно Уставу МО [20] структура муниципального управления и общественного самоуправления там представлена четырьмя административными районами, 12 сельскими поселковыми округами и 79 поселениями. Несмотря на то что планировочная структура Сочи и статус самого длинного города Европы логично отражают исторически сложившийся характер внутримуниципальной агломерации, современное административно-территориальное деление города-курорта противоречит агломеративной логике его развития.
При том, что туристический сектор является основой экономики Сочи (9–10% в 2012 году), непосредственно в сфере туризма постоянно работает только 8% от численности занятых, а в связанных с туризмом сферах – до 30%. Дальнейшее наращивание курортно-туристских направлений СКА и её развитие до масштабов Сочи-Туапсинской курортной агломерации (СТКА) на II этапе предполагают систему программных мероприятий и проектов (далее Программа) с оценкой необходимого ресурсного обеспечения, с разработкой механизмов управления и мониторинга. Результатом разработки Программы станет ясное, разделяемое всеми её участниками видение на перспективу основных приоритетов развития Сочи как мирового туристического центра и особенностей его турпродукта, понимание того, как объекты олимпийского наследия, интегрируясь в этом турпродукте, повлияют на приоритеты и изменят структуру занятости.
Однако риски негативного развития событий, судя по опыту предыдущих олимпийских столиц, очень велики [21]. Для гармоничного включения олимпийского наследия в траекторию постолимпийского развития Сочи необходимо определить, на какие внутренние и внешние потребности (количество и тип потребителей) должны быть ориентированы внутригородские ресурсы курорта, чтобы избыточный потенциал, созданный олимпийским мегапроектом, эффективно использовался [10]. Основанный на технологии олимпийского турпродукта инновационный сочинский турпродукт (рис. 4) должен развиваться не менее чем в 15 направлениях, отражая специфику четырех секторов (лечебно-оздоровительного, историко-познавательного, экологического, спортивного) для каждого из восьми курортных кластеров СКА.
Как показывает мировой опыт, правовое оформление агломераций диктует необходимость внесения серьёзных изменений в целый ряд традиционно сложившихся сфер государственного и муниципального управления, среди которых:
- административно-территориальное деление и административно-управленческая структура;
- разграничение полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией, её субъектами и местным самоуправлением;
- пространственное планирование (сочетание и взаимоувязка документов стратегического и территориального планирования различного уровня).
Идеология СКА на II этапе определяет необходимость формирования инновационных методических подходов к внесению изменений в генеральный план Сочи совместно с Правилами землепользования и застройки, а также с разработкой Схемы ценностного зонирования и местных нормативов градостроительного проектирования. В ходе подготовительных мероприятий по генеральному плану города-курорта Сочи необходим комплекс аналитических научных работ:
- прогноз социально-экономического развития Азово-Черноморского побережья Краснодарского края в части использования постолимпийского наследия, пространственного развития города-курорта Сочи и прилегающих территорий – на региональном уровне;
- прогноз пространственного развития города-курорта Сочи с учётом постолимпийской проблематики территориального планирования (особенно в отношении культурного и природного наследия) в целях постановки территориально-пространственных задач стратегии социально-экономического развития Сочи на постолимпийский период – на муниципальном уровне;
- экологическая стратегия развития Сочи до 2030 года с комплексной планировочной организацией урбанизированных (в границах городской черты) и особо охраняемых природных территорий – Сочинского национального парка и Кавказского биосферного заповедника; с созданием зон экономически взаимовыгодного сотрудничества (туристско-экскурсионная деятельность и т.п.).
Задание на внесение изменений в генеральный план должно содержать требования:
- обеспечить градостроительную преемственность в развитии города-курорта Сочи на основе устойчивого развития курортно-рекреационного комплекса и совершенствования инфраструктуры;
- учесть решения по созданию круглогодичного спортивного центра, бальнеологического курорта, туристско-рекреационной и игорной зоны на территории Адлерского района Сочи;
- разработать систему мероприятий, способствующих дальнейшему объединению градостроительного и архитектурно-ландшафтного публичных пространств курорта с объектами олимпийского и паралимпийского наследия Сочи.
Важным структурным планировочным элементом города должна стать система курортных парков, общекурортных и культурно-рекреационных центров, речных набережных и объектов инфраструктуры яхтинга; - выработать единую архитектурную и инженерную концепцию развития общекурортной набережной на территории Имеретинской долины, Адлерского, Хостинского и Центрального районов;
- предусмотреть совершенствование транспортной системы города за счет развития современных видов транспорта, включения транспортной системы города-курорта в программу строительства трансчерноморской магистрали по программе ОЧЭС с учетом ее влияния на долгосрочное социально-экономическое развитие города-курорта Сочи, использования подземного пространства, надпутевого пространства железной дороги и подэстакадных пространств автомагистралей с целью создания транспортно-пересадочных узлов, прогулочных зон общего пользования, общественно-деловых и торговых центров;
- создать полный актуализированный раздел охраны объектов культурного наследия городского округа Сочи;
- разработать схему ценностного зонирования территории городского округа Сочи.
Предлагаемые инновационные подходы будут способствовать формированию условий, достаточных для эффективного использования олимпийского наследия и обеспечения окупаемости затрат на разработку стратегий, внедрение новых технологий, реализацию социальных и экологических проектов, а также вывода СКА на уровень круглогодичного субтропического курорта мирового класса, возвращения отечественных турпотоков с пляжей конкурирующих зарубежных курортов. Ожидаемая социально-экономическая эффективность проекта СКА Большой Сочи в составе «Черноморского экополиса» базируется на:
- формировании механизма комплексного управления территориями городов и курортов прибрежной зоны Черноморского региона РФ;
- выработке методологических подходов и нормативной базы документов стратегического и территориального планирования с учётом специфики Черноморского курортного региона и международных соглашений России по трансграничным территориям; поэтапной реализации положений инновационного генерального плана Сочи через актуализированные Правила землепользования и застройки, местные нормативы градостроительного проектирования и Схему ценностного зонирования;
- создании условий для интеграции СКА в мировой рынок туризма, развития на мировом уровне горно-морской и бальнеоклиматической рекреации в соответствии со специфическими ресурсами каждого из восьми планировочных курортных округов;
- улучшении степени связности внутри городской агломерации за счет более эффективного использования территорий и условий для международного транзита;
- реализации регионального турпродукта как совокупного капитала региона – природного, культурного, человеческого, социального и материального, включая олимпийское наследие.
Литература
- Решение МОК о проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи, Россия (июль 2007 г.).
- Заявочная книга «Сочи-2014» // http://www.sochi2014.com (дата обращения: 11.12.13).
- Документы территориального планирования: Схема территориального планирования Сочинско-Туапсинского района в части размещения объектов олимпийского строительства;
- Генеральный план ТСГК Красная Поляна; Корректировка генерального плана города в 2008–2009 гг.; Проект планировки ТСГК Красная Поляна; Проект планировки Нижнеимеретиской низменности; Проект планировки Веселовского сельсовета.
- Генеральный план города Сочи 1996 г. («Гипрогор», Москва).
- Федеральная программа по развитию городских агломераций России. Минрегионразвития РФ.
- Козинский О.Ф., Козинская О.В., Шарафутдинов В.Н., Клейменова Н.Н. Концепция проекта трансграничной курортной агломерации Большой Сочи (СКА).
- Резолюция научно-практической конференции «Архитектурные итоги XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр. Перспективы развития Сочи». Сочи, 20–23 ноября 2014 года.
- Концепция «Сочи – гостеприимный город». ООО «Институт региональной политики» по заказу ГК «Олимпстрой», 2009.
- Концепция «Наследие Игр». ООО «Институт региональной политики» по заказу ГК «Олимпстрой», 2009.
- Концепция устойчивого социально-экономического развития Сочи. ООО «ФОК» по заказу администрации города Сочи, 2013.
- Краевая целевая программа «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта (2008–2013 годы)».
- Программа строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта (утверждена постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 991 в редакции постановления Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. № 1086).
- Постановление Правительства РФ от 27 июля 2009 г. № 613.
- Проект комплексной программы «Сочи – гостеприимный город» на 2010–2013 гг., подготовленный администрацией г. Сочи в январе–мае 2009 г.
- ФЗ от 28.06.2014 №172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
- Стратегия развития санаторно-курортного и туристического комплекса Краснодарского края до 2020 года (приказ Департамента комплексного развития от 01.10.2008 с изм. от 13.04.2012 № 63).
- Постановление Президиума Верховного Совета РФ №4766-1; постановление Совета министров и Правительства РФ № 337; постановление от 12.04.1993 «О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи»; Указ Президента РФ от 06.07.1994 № 1470 (ред. от 01.03.1996) «О природных ресурсах побережий Чёрного и Азовского морей».
- ФЗ от 23.02.1995 № 26 (с изм. от 28.12.2013) «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».
- Перечень исторических поселений, расположенных на территории Краснодарского края // Закон Краснодарского края от 19.07.2011 N 2316-КЗ (ред. от 05. 06. 2013) «О землях недвижимых объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального и местного значения, расположенных на территории Краснодарского края, и зонах их охраны».
- Устав муниципального образования город Сочи. Решение Городского собрания Сочи от 21.05.1996 № 27.
- Горовец В. Девять известных заброшенных олимпийских объектов. 2013 // http://www.restbee.ru/guides/ekskursii/9-izviestnykh-zabroshiennykh-olimpiiskikh-obiektov.html.
источник: raasn.ru
Все это хорошо, хоть и сплошная вода написана. Но город — это прежде всего место комфортного обитания жителей, о которых не написано ни слова. Странно считать дескать, что хорошо туристу, то и местному сойдет. О чем, кстати, уже неоднократно упоминал Кондратьев, вызывая недоумение местных чиновников. Про сферу занятости тоже умозаключения на уровне ЦК партии. Конечно, все побросают бизнес и бросятся горничными работать… И все эти планы до 2030-2050… Реалистами быть надо. У нас даже федеральный бюджет уже принимают на минимальный срок. Максимальный срок реально действующего градостроительного плана — 10 лет, что и показали Игры, да и даже на таком уровне все в полном объеме выполнить не удалось. Сейчас же намного хуже экономико-политическая обстановка, отсутствует международный контроль за Сочи. Потому логичным будет создание концепции на 10-15 лет с планом на ближайшие 5-7 лет. Либо протягивать долгосрочную концепцию, рассчитанную на десятилетия, через реальное согласование с жителями города, привлечение широких масс к общественному контролю, но это потребует развития Сочи как полноценного города, комфортного прежде всего для его жителей, с туризмом, как одной из основных сфер, а не места, где все должны носиться за туристами и подтирать им сопли. В Сочи около полумиллиона постоянного населения — с этим не считаться не получится.
Застраивая город последние 20 лет местное население не очень-то считалось с тем, что Сочи — курорт. Не думаю, что Вам, Дмитрий, это нравится.
Еще меньше оно считалось, что это город. В смысле удобства не только для себя, но и коммунального проживания в нем.
В том-то и беда: население уже полмиллиона, а «непосредственно в сфере туризма постоянно работает только 8%». Т.е. Сочи как курорт утрачивает свою эффективность.
К концу 80-х годов за сезон отдыхало до 5 млн человек при почти вдвое меньшем местном населении. И это, в основном, люди, которые приезжали отдыхать на полный месяц. Сейчас статистика учитывает не отдыхающих, а «туристов», т.е. по сути пассажиров, которые, может быть, прилетели на один-два дня. Старые сочинцы помнят сколько людей было в те далекие времена на пляжах и в городе в сезон.
Это главная проблема: Сочи должен возродится как курорт. Именно Сочи, с Красной Поляной и так все ясно. Главная ценность и потенциал Сочи в его Черноморском побережье, субтропиках, уникальном для нашей северной страны климате и природе, теплом Черном море и целебных водах Мацесты. А еще в советском опыте и традициях курортологии, пока они не утрачены полностью.