Домой Россия и Мир Атрибут субтропического города: дождезащита

Атрибут субтропического города: дождезащита

3726
1

Одной из главных проблем формирования качественной городской среды курорта Сочи — применение подходов к формированию и элементов застройки, характерных для более северных городов, таких как Москва и даже Краснодар. Особенно сильно это было привнесено в период подготовки к играм, когда большинство вопросов решалось именно в краевой и федеральной столицах, и, к сожалению, чаще всего лицами, не имеющими специального образования, но полагающиеся в первую очередь на свой «местечковый» вкус. Между тем, исторически (как до революции, так и после) Сочи застраивался по принципам, характерным для городов французско-итальянского средиземноморья и Калифорнии с террасами, балконами, солнцезащитой и ландшафтным озеленением.

Сочинские архитекторы и городское руководство, вплоть до 1990-х годов не стеснялись брать на вооружение самые лучшие зарубежные принципы обустройства, будь то «рецепт покраски дорожной белой полосы по асфальтобетону» или приёмы декоративного оформления. И это вовсе не из-за отсутствия патриотизма. Просто в России зона субтропиков чрезвычайно мала, а на всей остальной территории — иной климат и, следовательно, иная культура формирования пространства: от квартир до городской среды. И защищаться в субтропиках следует не от холода, а от дождя, который иногда может идти неделю. Сегодня нам хочется показать оригинальные варианты защиты пешеходных маршрутов от осадков в таком субтропической городе, как австралийский Сидней.

Наверно, самый яркий пример дождезащиты находится в самом центре Сиднея, на пути от причалов Circular Quay и одноимённой станции метро к знаменитой Sydney Opera House. Стеклянный навес соединяет трёхутровневую эстакаду с галереями гостиниц.

© google maps
© google maps

Почти все решения можно расценивать и как солнцезащиту, но лучше всего эти конструкции ценятся именно во время дождя. Да и стекло, которое чаще всего используется, — не самый лучший материал для защиты от солнечных лучей. Это наглядно видно на примере Aurora Place на месте «впадения» узенькой Phillip Lane в Bent Street.

Чаще всего встречаются стеклянные навесы, установленные на фасадах здания. Имея приблизительно одинаковое конструктивное решение, они всё же несколько отличаются по дизайну.

Для совмещения функций солнце- и дождезащиты на стекле иногда наносят рисунок, что придаёт дополнительный эстетический эффект.

Встречаются на улицах Сиднея и отдельно стоящие навесы, разнообразных дизайнерских решений.

Современные торговые комплексы, возникающие в связке со станциями городской железной дороги, стараются обеспечить защитой от дождя как можно большие пространства. Например, станция Чатсвуд.

Перекрытый стеклом атриум между жд станцией и торговым комплексом выводит к эскалаторам и лестнице, также имеющие дождезащиту в виде стеклянного навеса.

Стеклянная дождезащита — это, всё-таки, современное решение проблемы. Традиционно от дождя и солнца пешеходов на сиднейских улицах защищали навесы шириной одинаковой с тротуаром, которые крепились на мощных кронштейнах к фасаду здания или изредка поддерживались столбами.

Подобные решения можно найти и в других городах Австралии.

В Сочи же проекты, в которых решались бы проблемы защиты от дождя и солнца, были реализованы в советском прошлом. Пожалуй самый знаменитый из них — Торговая галерея (арх. Е.Б. Анцута)

В современном торговом комплексе «Атриум» (мастерская «АРХИПРОЕКТ»), который позиционировался как реконструкция Торговой галереи, напрочь отсутствует забота о пешеходе.

Такой же подход характерен, к сожалению, и для новых строений на приморской набережной Сочи.

Если ещё раз вы пересмотрите фотографии, то обнаружите, что в Сиднее жизнь на тротуарах кипит, а в Сочи проходит мимо.

«Архитектура Сочи»

5/5 - (7 голосов)

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Хорошая статья, но запоздалая. Вряд ли что-то можно уже исправить.
    Поверю в такую возможность только, если снесут этот самый «Атриум»и все, что построено на зеленой зоне и на бывших фонтанах бедной Навагинской.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.