Домой Город Документы Резолюция о градостроительной культуре общества

Резолюция о градостроительной культуре общества

2447
0

Участники Международной конференции «Градостроительная культура.Традиции и перспективы» — руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, представители экспертного научного и культурного сообщества, — обсудив вопросы, определяющие градостроительную культуру и содержание градостроительства и градостроительной деятельности в контексте актуальных проблем устойчивого развития территорий и охраны градостроительного наследия, преемственности и развития градостроительной культуры на пространстве государств Евразийского союза, отмечая:

  • возросшие негативные тенденции в области достижения благоприятных условий жизнедеятельности населения,
  • нарастающие риски возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций в местах традиционного расселения, ставшие следствием ослабления инструментов государственного регулирования и научно обоснованных действий в сфере пространственной организации,
  • практический отказ от экологического обоснования размещения и оптимизации производительных сил общества с определением состава и дислокации населённых мест,
  • конъюнктурный подход при определении перспективного развития функционально-планировочных структур сложившихся поселений,
  • фактическое неиспользование исторических традиций и приемов, обеспечивающих целостность и преемственность застройки, комплексного благоустройства и эстетической выразительности сохраняемой и вновь формируемой городской среды,

принимают резолюцию «О градостроительной политике в ХХI веке».

Резолюция

  1. В области пространственной организации Российской Федерации не стоят задачи рационального природо- и землепользования, приведения сложившейся системы расселения к новым социально-экономическим условиям и к действующим тенденциям международного и внутреннего разделения труда, с чем связана высокая затратность экономики, сохраняемый уровень природных рисков и техногенных аварий в жилищно-коммунальном хозяйстве, на транспорте, в промышленности и аграрном комплексе, в обеспечении общей безопасности и благоприятных условий жизни населения, особенно в районах с экстремальными и сложными природно-климатическими условиями.

  2. Органами государственной власти фактически не регулируются вопросы оптимизации видового состава и численности населённых мест, региональной и местной природохозяйственной специализации, преобразования и совершенствования на приоритетах общественной значимости функционально-планировочной структуры поселений, в том числе исторических, для которых важнейшими задачами являются сохранение не только памятников истории и культуры, но и организация секторов их визуально-образного влияния, реновация аварийных, технически и морально устаревших основных фондов, решение на инновационной основе острейших транспортных, экологических и инженерных проблем.

  3. Сложившийся в постсоветский период и закреплённый в Градостроительном кодексе Российской Федерации приоритет задач земельно-имущественного характера в текущей градостроительной деятельности оборачивается конъюнктурностью претворяемой в жизнь основной массы архитектурно-градостроительных решений. Инженерно-технические и экономические вопросы в составе градостроительной документации вытесняют архитектурно-композиционные методы ансамблевой застройки и способы организации городских ландшафтов, что в совокупности создает условия потери исторически высокого уровня градостроительной культуры, свойственной отечественной архитектурной школе.

  4. Отсутствие внятной, сбалансированной и целенаправленной государственной градостроительной политики способствует развитию рисков при реализации осуществляемого через научно-исследовательские и проектные организации рационального и эффективного природо- и землепользования, комплексного стратегического, среднесрочного и текущего инвестиционно-строительного планирования.

  5. Игнорируется преемственность и единство градостроительных решений, рассчитываемых на весь срок действия утверждённой градостроительной документации.

  6. Несбалансированность отраслевого законодательства усугубляется отсутствием органа федеральной власти, наделённого необходимыми полномочиями в области формирования стратегии пространственного развития и территориального планирования, нацеленного на обеспечение эффективного устойчивого природопользования и повышение качества среды обитания.

  7. Вызывает озабоченность отсутствие адекватной современным социально-экономическим условиям теоретико-методологической базы градостроительной деятельности в Российской Федерации, явные разрывы в законодательном поле и потери в профессиональном образовании, когда налицо попытки исключить из перечня творческие специальности, в то время как общественные потребности формирования креативной среды населённых мест и обеспечения эффективной охраны исторических преимуществ их планировки и застройки свидетельствуют о необходимости углубления подготовки специалистов в областях знаний, которые составляют содержание градостроительной культуры. К ним относятся дисциплины градостроительного (земельного и имущественного) права, градостроительной экологии и комплексного природопользования, градостроительной социологии и демографии, экономики градостроительства, градостроительной эстетики и дизайна среды, архитектурно-градостроительной композиции, благоустройства, ландшафтной организации, транспортного и инженерно-технического обеспечения населённых мест, оборудования и подготовки территорий для строительства, истории и теоретических основ градостроительства, общей художественной подготовки.

  8. Развал системы градостроительных научно-исследовательских и проектных институтов, включающей институты на федеральном и региональном (зональном) уровнях, привел к фактическому исключению научно-исследовательской и проектной градостроительной деятельности из системы государственного и муниципального управления.

В связи с этим участники Международной конференции, представители экспертного сообщества выражают обеспокоенность сложившейся ситуацией с формированием и реализацией градостроительной политики в Российской Федерации и подчеркивают, что только градостроительное планирование даёт национально-государственным, региональным и местным уровням управления научные и территориальные обоснования взаимосвязанных приоритетов в областях природо- и землепользования, экономической деятельности, социальной политики в жилищно-коммунальной сфере и механизмы решений инженерно-транспортных проблем.

Социальная роль и ответственность градостроительства заключается в последовательном формировании материальной среды, воспитывающей человека как гражданина и обеспечивающей условия его развития как творческой и социализированной личности — основы построения гражданского общества.

Подчеркивая актуальность постановки проблемы выработки современной градостроительной политики, безотлагательную необходимость решения на комплексной, системной основе вопросов возрождения и развития градостроительной культуры, участники Международной конференции «Градостроительная культура. Традиции и перспективы» рекомендуют направить резолюцию «О градостроительной политике в ХХI веке» Президенту Российской Федерации В. В. Путину с предложением рассмотреть в 2015 году проблемы градостроительства в контексте охраны историко-культурного наследия на заседании Государственного совета.

Санкт-Петербург, 19 сентября 2014 года

«Архитектура Сочи»

источник: zodchiy21.ru

5/5 - (2 голоса)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.