Ранее мы уже рассказывали об архитектуре санатория, построенного в 1936 г. как санаторий Ленинградского горисполкома (позже — Ленинградского горзравотдела) по проекту ленинградского архитектора Давида Петровича Бурышкина на основе книги Н.Б. Соколова «Сочи-Мацеста. Архитектурный очерк». Сегодня, благодаря проекту «Свобода доступа» у нас есть возможность показать современное печальное состояние здравницы, которая с 1960 г. носила имя С.М. Кирова, а в 1990-х стала называться Санаторий «Красмашевский».
Д. П. Бурышкин (7.05.1890, Одесса – 5.06.1959, Ленинград) – выпускник Одесского художественного училища (1910) и Высшего художественного училища при петербургской Академии художеств (1916). Ученик Л. Н. Бенуа, с которым работал в качестве помощника вместе с В. А. Щуко и И. А. Фоминым.
Самостоятельную архитектурную деятельность Давид Петрович начал в 1920-х годах в Петрограде, работая в Архитектурной мастерской Совета по урегулированию плана Петрограда.
В середине 1930-х Бурышкин работал в тресте Ленпроект — крупнейшей проектной организации Ленинграда. В этот период он становится одним из ведущих зодчих Ленинграда, работающих в русле такого архитектурного направления как модернизированная неоклассика.
После 1925 года произошел общий поворот ленинградской архитектуры в русло авангарда. И.А. Фомин, стойкий приверженец и лидер неоклассицизма, продолжал развивать концепцию «пролетарской классики», основанную на реконструкции ордерной системы. На формальном уровне реконструкция сводилась к урощению и очищению традиционных схем, от которых оставался только видоизмененный остов. Колонны, слитые с телом здания, превращались в тонкие цилиндры, без баз и капителей. Они охватывали несколько этажей и, чтобы избежать чрезмерной вытянутости или, наоборот, массивности, Фомин нашел остроумный и эффективный приём – изобрел спаренные колонны.
В модернизированной неоклассике 1930-х годов воссоединились лаконизм, обобщенность и геометризация форм, роднящие её с конструктивизмом, и монументальность, регулярность ордерных построений. Для ленинградской архитектурной школы той поры базовой стала «пролетарская классика» И.А. Фомина.
Упрощенный гигантский ордер Фомина находит параллель с работами П. Беренса начала 1910-х годов, который был радикальным реформатором ордерной системы. Ведущим представителем беренсианства выступал и Д.П. Бурышкин, а его проект санатория Ленинградского горисполкома отражает также и многие идеи модернизированной неоклассики Фомина.
К сожалению, реконструкция с расширением столовой в 1980-х (?) полностью изменила внешний вид центрального корпуса. Остальные же корпуса до сих пор хранят авторский замысел своего создателя.
использованы материалы: kapitel-spb.ru