Александр АМИРОВ,
архитектор
Виктория СТРИЖАК,
архитектор
Прошедшие XXII зимние олимпийские игры в Сочи стали не только важнейшим историческим, политическим и культурным событием для России, но и ознаменовали собой переход современной архитектуры и строительства в нашей стране на совершенно новый качественный уровень. На протяжении последних семи лет в создание олимпийского Сочи были вовлечены ведущие российские и зарубежные архитекторы.
© Александр Амиров
Хотелось бы обратить пристальное внимание на способы реализации архитектурного замысла, а также объекты, вызвавшие наибольший интерес у посетителей и экспертов.
Вобрав в себя различные инновации с разных уголков мира, Олимпийский парк в действительности стал детищем России XXI века, возможно, не столько с точки зрения качественной архитектуры, сколько с точки зрения нового подхода ко взаимодействию зданий олимпийских объектов с людьми.
После главных входных ворот Олимпийского парка нас встречает восьми метровая инсталляция английского архитектора Асиф Кхана, объединяющая 2000 м² выставочных площадей с первым в мире объёмно-пространственным экраном.
Этот экран состоит из 11 000 подвижных механизмов, воспроизводящих в объёме и цвете модели лиц посетителей парка, посредством одномоментного построения трехмерной модели из пяти плоскостных фотографий и приводящих в движение всю структуру инсталляции.
Само название “megaFace” наилучшим образом отражает основную идею инсталляции, а именно, то, что любой человек, вне зависимости от национальности или вероисповедания, может стать лицом олимпийских и паралимпийских игр.
© Александр Амиров
Архитектура зданий олимпийского парка в течение дня представляется зрителю как комбинация пропорций основных форм зданий, окон, покрытий и структуры фасадов. Но всё меняется ночью, когда игра света и тени начинает взаимодействовать с окружающей средой, и восприятие здания становится подконтрольно гибким изменениям фасада, согласно задумке автора, окутывая динамикой непоколебимую статичность здания, приманивая гостей парка броскостью красок, рассказывая короткие истории в виде сочетания светотеней и структуры здания. При этом сами постройки становятся некой связью между зрителем и хозяином здания, порой вызывая громкие дебаты окружающих людей, а иногда и становясь альтернативой своеобразной рекламы.
Медийная архитектура может принимать различные формы и хорошим примером этому может служить и олимпийский парк. Зачастую медиафасады показывают цикличное изображение повторяемое день ото дня, и лишь в отдельных случаях фасад тесно связан с окружением, отображая картинку посредством принимаемых данных.
Примером медийного фасада с цикличным изображением может служить ледовая арена «Айсберг», на фасаде которой смешивалась анимация художника и информация бренда, спонсирующего данное здание.
© Александр Амиров
Если мы посмотрим на большую ледовую арену, то нашему взору предстанет фасад полностью покрытый структурой из люминесцентных ламп, образующих ночью единый цикл построения изображений, доносящих до зрителя информацию о предстоящих играх или же абстрактные изображения, заранее разработанные с помощью программ.
© Александр Амиров
В центре олимпийского парка перед нами предстаёт фонтан, расположенный у подножия олимпийского огня, который также может послужить примером архитектуры XXI века.
Он создан архитектурной мастерской WET, главный офис которой базируется в штате Калифорния (США). Бассейн фонтана охватывает территорию диаметром в 73 метра и вмещает в себя свыше 2,5 млн литров воды и сотни воздуха-напорных пушек, создающих водяные колонны высотой до 70-ти метров.
Для постановки действий поистине театрального масштаба архитекторы включили в структуру фонтана роботизированные и запатентованные системы сопел и пневматических систем для синхронной анимации хореографических комбинаций воды, тумана и света согласно музыке и окружению.
Являясь важнейшей частью всеобщей театральной постановки олимпийских игр, фонтаны спроектированы так, чтобы дополнять окружающее пространство и реагировать на мельчайшие его изменения, создавая то своеобразные формы фейерверков, то дополняя колоннообразными структурами воды общую архитектуру комплекса.
Таким образом, можно уверенно сказать, что медийная, кинетическая и роботизированная архитектура привлекает и завораживает людей своей театральностью, динамикой и необычностью. Однако это не всегда имеет положительный эффект, так как часто отвлекает внимание зрителя от не совсем качественно созданной архитектуры, маскируя и сглаживая погрешности строителей.