Санаторий им. К.Е. Ворошилова (ныне Сочинский Центральный военный санаторий) — самый титулованный (проект получил Гран-при на Парижской выставке 1937 года) и самый неоднозначный из сочинских санаториев.
Проект санаторий, выполненный архитектором М.И. Мержановым, который позже будет проектировать несколько госдач для Сталина, Ворошилова и других членов партийной элиты, редко критиковали, хотя выполнен он в стиле конструктивизма, яростно отрицаемом во второй половине 1930-х и вплоть до 1955 года.
Вот как рассказывает об архитектуре санатория Н.Б. Соколов в своей книге «Сочи-Мацеста. Очерк архитектуры», вышедшей в 1950 г.:
«Плавный поворот налево—и перед нами возникает панорама одного из самых крупных санаториев побережья — санатория имени Ворошилова. Последний является примером того, какую важную роль для формирования архитектурного образа играют планировка комплекса, его масштаб и благоустройство. Санаторий был вчерне выстроен к началу реконструкции. Об этом свидетельствуют гладкие плоскости стен, ленты окон, неуместные при знойном климате курорта, жесткий геометризм объемов. И все же положительные черты ансамбля оставляют неизгладимое впечатление у всякого ознакомившегося с санаторием лично.
Санаторий простирается по склону горы, с ее хребта и вниз до самого моря. С проспекта имени Сталина, который пересекает эту территорию, заметно не больше половины верхней части санатория. Тем не менее гигантский масштаб комплекса, широкий размах ансамбля неизменно волнуют зрителя, как свидетельство мощи созидательных сил социалистического общества. Сталинская забота о трудящихся нашей страны обусловила преобразование дикого склона в великолепный парк, среди которого поднимаются светлые здания здравницы.
Проспект им. Сталина. Вид на санаторий им. Ворошилова
Впечатление широты и размаха — следствие не только абсолютных размеров ансамбля. Оно подкрепляется расположением корпусов, составляющих свободно развернутую многоплановую подковообразную композицию. Это как бы глубоко растянувшийся курдонер, с тем лишь отличием, что боковые крылья состоят из отдельных корпусов, кулисно закрывающих друг друга, а центральная ось занята подъемной железной дорогой — фуникулером. Четкость и ясность всей схемы также способствуют успеху ансамбля. Он доминирует над прилегающим районом отчасти потому, что расположен на выпуклой части склона.
В состав основного комплекса входят многочисленные и разнообразные корпуса, в том числе стоящий наверху в центре главный корпус, на оси которого находятся помещения столовой. Посредством переходов с ним соединены спальные четырехэтажные корпуса. Несколько ниже справа и слева расположены спальные корпуса в виде буквы Г. Отдельно стоят административный и лечебный корпуса, примыкающие к автостраде. Кроме того, здесь имеются концертная раковина, тир, биллиардная, помещения для гимнастики, гараж, оранжерея, жилые дома персонала, лодочная станция и т.д.
Архитектура основных зданий несколько сухого «коробочного» типа, без пластических деталей получает все же художественно выразительные черты при помощи сложного пространственного построения каждого здания. Спальные корпуса сделаны уступчатыми, с таким расчетом, чтобы вышележащему этажу служила в качестве балкона плоская крыша нижележащего этажа. Эта схема, отчасти оправдывается крутым уклоном участка, лежащего на горе. Вместе с тем она оказалась недостаточно приемлемой в эксплоатации, поскольку верхние балконы не закрывают нижних помещений от палящих лучей солнца.
Корпуса объединяются вертикальными объемами лестничных клеток и полукруглыми выступами помещений, направленными к общей оси комплекса. Эти выступы подчеркивают строгую ориентацию всех частей верхнего ансамбля на центральную ось. Фуникулер, поднимающий больных от самого пляжа до столовой, составляет большое техническое преимущество санатория. Параллельно полотну фуникулера расположены лестницы с площадками, которые связаны с террасами партера, разбитого в центральной части. Террасное построение позволило создать исключительно богатый по композиции партер. Пальмы, кипарисы, вечнозеленые кустарники, цветы, высаженные в клумбах, рабатках, монументальных вазах и ящиках, сочетаются с балюстрадами, фонтанами, подпорными стенками, перголами, беседками, соляриями, спортивными площадками, скульптурными фигурами и т. д. Малые формы, придавая ансамблю нарядность и праздничность, отчасти преодолевают геометризм архитектуры.
Нижняя часть территории используется преимущественно культурными и спортивными организациями санатория. Непринужденно изгибающиеся по склону дорожки приводят к теннисным или волейбольным площадкам, к открытым аудиториям, розарию, купальням и, наконец, к большому пляжу.
Санаторий в целом — громадный организм, настоящая фабрика здоровья, восстанавливающая силы многих тысяч трудящихся нашей страны. Таково подлинно гуманистическое содержание санатория.
Проспект им. Сталина на участке санатория им. Ворошилова
Обрамление проспекта в границах санатория характеризуется высококачественным благоустройством. Архитектура подпорных стенок, оград, парапетов, пергол и других «малых форм» в сочетании с клумбами, зеленой изгородью и другими видами озеленения подчеркивает внимание к оформлению каждого уголка территории.»
На Западе интерес к русскому модернизму не ослабевает до сих пор. В 2007 году вышла книга Ричарда Паре «Потерянный авангард: советская модернистская архитектура 1923-1932» (Richard Pare. The lost vanguard: Russian modernist architecture 1922-1932. New York, NY : Monacelli Press, 2007), в которой среди прочих построек упоинается и санаторий им. Ворошилова:
«Санаторий им.Ворошилова, Мацеста, Сочи
Арх. Мирон Мержанов, постр. 1930-1934
Использующий преимущества месторасположения на холме с захватывающим видом на берегу Черного моря в Сочи, санаторий им. Ворошилова является наиболее инновационным и хорошо выполненным из всех модернистских проектов Советской эры. Все еще в хорошем состоянии и с минимальными перестройками, комплекс источает чувством благополучия и воздушной прозрачностью. Большинство гостевых комнат выходит на море и снабжены балконами защищенными ячеистыми солнцезащитными козырькками. Главный корпус соединен с морем фуникулером. В 1945 г. Мержанов стал персональным архитектором Сталина, что возможно стало решающим фактором для сохранения исключительно хорошего состояния комплекса.»
Среди иллюстраций есть и фотография остановки, обозначенной как «Автобусная остановка. Арх. неизвестен. Дата постройки неизвестна. Эта скромная автобусная остановка неподалеку от городского парка — редкий выживший образчик малой уличной архитектуры периода модернизма.»
Очертания остановки показались смутно знакомыми и мы отправились на ее поиск, а заодно и прогулялись по Центральному военному санаторию.
Ныне автобусная остановка рядом с административным корпусом санатория превращена в КПП. По ее форме и месторасположению можно предположить, что проектировалась и строилась она вместе с санаторием.
Современное состояние (май 2011)
Лучший санаторий! Как жаль, что мы сами в России не ценим такое наследие.
Угу( не ценим и облицовываем сайдингом…
мда… сайдинг — это жестоко!
Что вы хотите — мы и средневековые замки по Европе пластиковыми окнами застекляем 🙂 перед этим изысканно выбирая KBE или REHAU.