В отдельной главе своей книги «Архитектура и власть» (2001 год) Игорь Викторович Ярошевский рассказывает о Концепции развития Красной Поляны и идее проведения в Сочи Зимних Олимпийских игр.
«Красная Поляна».
«…Одна из интереснейших программно-целевых разработок — идея использования глубинных рекреационных ресурсов Красной Поляны для проведения крупных международных соревнований по зимним видам спорта — поначалу была воспринята многими как откровенно авантюрная. Ничего, конечно же, необычного в этом нет: любая серьезная идея всегда опережает свое время, воспринимается как, в лучшем случае, прожектерство. Потом, через добрый десяток лет (а точнее 15 марта 2000 года) концепция развития Красной Поляны получит Золотую медаль Академии архитектуры, но на стадии рождения идеи будет воспринята именно как авантюра.
Забегая далеко вперед, скажу, что на всероссийском смотре «Зодчество-2000», который был приурочен к съезду архитекторов, мои (коллективные) работы получили три диплома. Первый диплом присужден концепции развития Приморской набережной (Ярошевский, главный инженер проекта Николай Гришин, архитекторы Егор Серебряков и Леонид Звуков), второй — архитектурному телевизионному фильму о гостинице «Лазурная» (Ярошевский, Звуков, Прохода, Суриков и Воропаев), третий — международной академии архитектуры за концепцию развития Красной Поляны (Ярошевский, Василий Грищенко, Генриета Грищенко, Александр Климычев, Виктор Проценко, Павел Садилов, Элеонора Амелина). Работа по Красной Поляне будет экспонироваться на международном смотре в Софии.
Повторю: программно-целевая разработка концепции развития Красной Поляны на стадии идеи была встречена далеко не на «ура». Олимпийский комитет России совместно с городом Сочи замахнулись на возможность проведения зимних Олимпийских игр! Такая дерзость не прощается.
Честно признаться, я и сам не сразу поверил в реальность задачи. До тех пор, пока на уровне спортивных технологов не разобрался в сути организации столь масштабных соревнований, как Олимпийские игры.
Из чего они складываются? Из снега и льда. Лед требует закрытых помещений, они же с успехом размещаются непосредственно в городе, на берегу моря. Крытые манежи можно изначально проектировать многофункциональными, с последующей трансформацией в концертный зал, легкоатлетический манеж или зал для мини-футбола.
А вот уж снега в Красной Поляне хватает с избытком. Радиус доступности — 40-50 километров. Для сравнения скажу, что аналогичные соревнования в Европе считаются нормальными при разносе объектов до 200 километров.
Еще один безусловный плюс заключается в том, что инфраструктуру для проживания 100 тысяч участников можно считать готовой. Именно таким количеством койко-мест располагает курорт. Нужно построить только спортивные сооружения и наладить специфическое обслуживание.
Итак, вникнув в технологию проведения зимних Олимпийских игр, я активно включился в работу на уровне руководителя разработки. Едва ли не до квадратного метра изучив со спортивными технологами территорию Красной Поляны, мы по предложению Василия Грищенко взяли за основу привязки трасс лыжных соревнований Энгельмановы поляны. Олимпийскую деревню решено было размещать на левом берегу Мзымты в районе второй бригады.
Идея постепенно обрастала деталями, приобретая все большее число сторонников. Одним из них стал глава города Сергей Дерендяев. Работая на одном энтузиазме, мы все же успели подготовить необходимые документы и иллюстративный материал к специальному заседанию национального олимпийского комитета. Вместе с нами в конкурсе принимали участие Бакуриани и Алма-Ата.
Без ложной скромности могу сказать, что опыт архитектурных «баталий» у нас к концу 80-х был внушительный. Наша группа дизайна постаралась всерьез: выставка сочинцев была вне конкуренции, а сувенирная продукция получилась на уровне зарубежной. Не с полным блеском удался телевизионный ролик — затянут сверх меры, вяловат, но и тут оказались утешительные факторы: конкуренты со своими фильмами обошлись еще хуже. Перед выступлением на специальной сессии Олимпийского комитета Дерендяев волновался, как школьник перед экзаменом, а мы, признаюсь, столь же откровенно волновались за него. Обошлось: в решающий момент руководитель города взял себя в руки и выступил на удивление хорошо. Результаты голосования не смог бы предсказать даже самый большой оптимист: 64 голоса отданы за Сочи, 17 — за Бакуриани и 16 — за столицу Казахстана. Можно охарактеризовать это как полный разгром соперников, а можно и как честную оценку талантливо выполненной работы.
Разработчики градостроительной концепции зимней олимпиады «Сочи-2002» у выставочных стендов
Не хотелось бы вдаваться в подробности последующего провала хорошо начатого дела, но «из песни слова не выкинешь». Спортивные функционеры, скорее всего, не очень настойчиво или с низкой продуктивностью работали в правительстве и международный Олимпийский комитет в положенный срок не получил должных гарантий. Город снял свою кандидатуру и перезаявился на очередной срок, на Олимпиаду 2002 года. Учтя ошибки, мы успешно проходили этап за этапом. На Олимпийских конгрессах в Париже и Атланте Сочи неизменно оставался в числе фаворитов. Вся наша «олимпийская группа» во главе с руководителем оргкомитета мэром Сочи Н. Карповым с волнением ожидала заключительного рассмотрения, которое проводилось в Лозанне.
В «олимпийских столицах» мы старались и себя показать, и на других посмотреть. Этот снимок, сделанный в Лилли-Хаммере, запечатлел фрагмент совместного телевизионного интервью президента НОК России В. Смирнова и сочинской делегации.
Мы бы прошли и этот этап, если бы не… Чечня. Доброе имя России желтая пресса полоскала со всей бесцеремонностью. В гостинице под двери номеров членов Олимпийского комитета подсовывались газеты и листовки самого непотребного содержания. На пресс-конференции нашему послу не давали возможности даже аргументировано возражать, да и что можно возразить мессе одиозно настроенных журналистов? Короче говоря, политические события свели на нет всю нашу работу, смяли все планы.
И все же Олимпийская эпопея стала одним из интереснейших примеров программно-целевой разработки. Градостроительная концепция зимней Олимпиады получила официальную положительную экспертизу Главэкспертизы Госстроя России (заключения давали известнейшие специалисты Суханов и Мелашин). Население Сочи в ходе референдума однозначно поддержало нашу инициативу. Я и сегодня убежден, что Олимпийские игры дали бы Сочи возможность резко шагнуть вперед. Не судьба. Пока, во всяком случае. Хорошо уже хотя бы то, что наша работа не пропала даром, что город получил мировую известность, которую вряд ли получишь методом обычной рекламы. Город, выставлявшийся на Олимпийские игры и дошедший до финала, остается в памяти людей во всем мире.
Что же касается собственно неудачи, могу сказать, что наш пример далеко не оригинален. Тот же Ногано выставлял свою кандидатуру с 1938 года. Настойчиво. Раз в каждые четыре года. Пока не победил, не добился своего. Норвежцы «штурмовали Олимп» в лице Международного комитета восемь раз. Восемь! Это 32 года! И ни разу не опускали рук и случае неудачи. Нам бы тоже не терять надежды, не отступать от задуманного. Работать, исправлять ошибки, двигаться вперед и настойчиво стремиться к цели. Цель стоит того.
Инженер Константинов, пробивавший в скалах дорогу на Красную Поляну, тоже наверняка испытывал периоды отчаяния и волны критики скептиков. Прошло столетие, и кто сегодня позволит себе усомниться в разумности его расчетов и дерзаний? Дорога стала ему рукотворным памятником.
Смею надеяться, что и сегодняшнее развитие Красной Поляны опирается на фундамент все той же работы. Федеральная автодорога, строительство тоннелей, популярность «Пик-отеля», горнолыжная трасса, на которой катается Президент России — все это фрагменты нашей общей концепции. Привлекательность поселка у серьезных инвесторов тоже родилась не вдруг, не на пустом месте. Правительство Краснодарского края однозначно трактует будущее развитие Красной Поляны только в рамках концепции. Сама же концепция сейчас проходит экспертизу Госстроя России и, убежден, пройдет ее успешно.
Единственное, от чего хотелось бы уберечь Поляну, так это от «клочковатости» освоения. Нужно добиться возобладания целевого подхода. Проблема не из простых, но решаемая.
Концепция развития Красной Поляны строится на триединстве временных задач: стратегической, тактической и задаче сегодняшнего дня. Стратегическая определяет предельные параметры развития, гарантирующие устойчивое функционирование природного комплекса. Территориальные ресурсы ареала исчисляются 10 тысячами гектаров, 1200 из которых — сама Красная Поляна. Параметры антропогенных нагрузок определялись следующим образом: население Красной Поляны — около 4 тысяч человек, прогнозный рост до 6 тысяч, постоянных койко-мест не более 6 тысяч. Единовременные нагрузки в процессе соревнований — до 30 тысяч человек. Создание инженерной инфраструктуры на основе экологически чистых, локальных источников жизнеобеспечения, безоговорочно относится к числу стратегических задач.
Тактической задачей становится определение основных направлений развития поселка. Их пять. Спортивно-туристское, жилищный комплекс, система обслуживания, инженерная и социальная инфраструктуры. Иллюстрируя сказанное, приведу один «заземленный» пример. Ни для кого не секрет, что число оппонентов, требующих «не трогать, оставить в покое» Красную Поляну, достаточно велико. Поэтому в ходе подготовки Олимпийской концепции мы обратились в Институт географии. Специалистами были исследованы две гипотетические модели: «не трогать» и «развивать». Первая модель при всех вариантах развития вела к деградации поселка. Достаточно сказать, что сегодня жители топят печи ценными породами деревьев. На дрова идут бук, дуб, каштан. Местная власть не может не давать разрешений на заготовку дров. Отсутствие современных очистных сооружений загрязняет Мзымту и ее притоки. О какой же экологии идет речь? Какие перспективы можно просматривать, коль молодежь уезжает из поселка в поисках работы?
Цивилизованный приход в поселок темы туризма с разумными ограничениями дает гарантированное его развитие. Во всех отношениях. Вплоть до создания цивилизованного международного курорта. Могу сказать, что на общем собрании жителей Красной Поляны наша концепция развития после заинтересованного, объективного обсуждения была одобрена.
Задача сегодняшнего дня — определение первой очереди. Она складывается исходя из возможностей инвесторов. «Альпика-сервис» достраивает четвертую очередь канатно-кресельной дороги, готовится к реконструкции трех действующих очередей с заменой оборудования на современное. Близится к завершению строительство второго блока «Пик-отеля», в ближайшее время начнутся работы по строительству лыжных трасс и канатно-кресельной дороги. Вообще деятельность на Красной Поляне Акционерного общества «Лазурная» во главе с Борисом Аверьяновым весьма показательна. Вопреки складывающимся обстоятельствам эта компания и ее мудрые и настойчивые руководители упорно привносят в этот поселок современные технологии курортной индустрии, международный уровень сервиса. На них сегодня пытаются равняться и другие. Нельзя, к примеру, не сказать и об успешно развивающемся «Горном клубе». Все эти работы ведутся в рамках единой концепции. Она, кстати сказать, предусматривает и возрождение традиционного пешего туризма. В этом отношении Красная Поляна всегда была чрезвычайно популярна, туристы-пешеходы и горники ехали в наши горы со всей страны и из других стран.
Концептуально с Красной Поляной, коль рассматривать общую тему «море-горы», увязывается создание уже упомянутого комплекса «Меджик-ленд» в Имеретинской бухте Адлерского района. Сочетание с парковой зоной («Южные культуры») в случае успешного завершения работ превратит эту зону в крупный рекреационно-развлекательный комплекс. Эта программа пережила несколько серьезных взлетов и падений, сегодня первые деньги на реализацию первого этапа поступили. Институт «Южгипрокоммунстрой» завершает разработку генплана первого этапа. Он включает в себя городок аттракционов и транспортную развязку.
В случае успешного завершения данного проекта монорельс или струнная транспортная система, связывающая Красную Поляну с Адлером, будет описывать кольцо вокруг «Меджик-ленда». Туристы, таким образом, смогут совершить дополнительную обзорную экскурсию. Пока же мы печально констатируем, что в Сочи спортивных, туристских или развлекательных объектов (маршрутов, направлений) недопустимо мало. В прошлом нас «выручала» Абхазия (Рица, Афон), теперь должны о себе позаботиться сами. Концепция развития Красной Поляны призвана решить и эту проблему.
А что же власть в рамках темы Красной Поляны? Могу ли я сказать, что всегда находил взаимопонимание и поддержку во властных кабинетах? Экономическая целесообразность предложенной программы на сегодняшний день ни у кого в мире не вызывает сомнения, Олимпийские игры всегда рентабельны, обязательно дают доход их устроителям. Нам же приходилось доказывать очевидное, преодолевать подспудное сопротивление. Кроме письменных гарантий мы от правительства не получили ничего. Приходилось проявлять собственную инициативу, искать спонсоров, выкручиваться.
О некоторых из спонсоров есть смысл сказать особо. Это, прежде всего, московский предприниматель Сергей Евгеньевич Городков, руководитель внешнеторговой фирмы «Энергия». Он профинансировал наши разработки, сделал гарантийный взнос в Олимпийский комитет. Он же выступает заказчиком по двум площадкам — в Красной Поляне и Бургасе — Олимпийских деревень, поддерживает идею струнного транспорта. Это сочинский предприниматель Сергей Валентинович Гузюк, активно участвовавший во всех мероприятиях и в финансовом, и в организационном качестве. Именно он в экстремальной ситуации добился гарантий от председателя правительстве В.С. Черномырдина, и сейчас Сергей Валентинович участвует в программно-целевых разработках как представитель Федерации зимних видов спорта. Не могу не назвать эксклюзивного фотохудожника Георгия Анастасиади, иллюстрировавшего всю программу. Это и известный наш экономист Михаил Боков, и руководитель всех видеопрограмм Владимир Лившиц. Если бы я мог сказать хотя бы примерно тоже самое о властных структурах, реальность проведения в Сочи Олимпийских игр возросла бы многократно…»
Градоэкологическая концепция развития горноклиматического курорта Красная Поляна
Авторский коллектив: И. Ярошевский (руководитель), В. Грищенко, А. Климычев, В. Проценко, П. Садилов, Г. Грищенко, Э. Амелина.
Дизайнерская группа: Ю. Марченко, Ю. Прокатов, М. Гвоздев, Ю. Чумаков
Макет Центрального стадиона и дворца спорта с трассой бобслея
Макет олимпийской экспозиции павильона «Сочи-1998»
[tp_search_shortcodes id=1 origin=»» destination=»»]