Домой История Загадка дачи Хлудова

Загадка дачи Хлудова

883
0

В вопросе авторства одной из известнейших в Сочи дореволюционных построек, дачи Василия Алексеевича Хлудова, существует определённая путаница. Многие открытые источники приписывают это, ныне , архитектурное произведение творчеству Льва Николаевича Кекушева, гениального мастера московского модерна.

Однако Мария Владимировна Нащокина, исследователь творчества и биограф Льва Николаевича, в своих трудах не упоминает эту работу.

Относительно даты постройки также существуют разночтения.

источник

На территории, прилегающей к участку некоторое время (примерно с 2013 г.) стояла комическая табличка «Дача Хлудова, 1986 г.»

В ноябре 2009 года исторический объект был уже уничтожен. О том, что я думаю по поводу новой постройки, можно прочесть здесь.

В книге Сергея Щербакова «Сочи. Люди и судьбы», (издательство «Платонов» 2014 год, Краснодар) читаем:

«..В 1896 году будущий архитектор Московского торгового домостроительного общества, преподаватель технического училища, первый и крупнейший мастер стиля модерн в Москве Лев Николаевич , строит семейству Хлудовых очаровательно-красивую дачу…»

Такой информационный ресурс, как Википедия, датирует эту постройку 1886-м годом, правда не вполне ясно, почему в перечне работ она стоит между постройками 1896 года, причём в середине этого списка.

До некоторого времени относившись формально к этому факту, мне казалось, что ошибка состоит просто в опечатке даты. Действительно, не трудно ошибиться в одной цифре при наборе )).

К тому же, в 1886 году Лев Николаевич ещё учился в Петербургском институте гражданских инженеров, и не имел самостоятельной практики до 1890-го года.

Но узнав недавно, что Алла Валентиновна (1956-2018), историк, директор музея истории Сочи, была уверена в том, что автор этой постройки — другой московский архитектор, Алексей Степанович , стало интересно попробовать разобраться в этом вопросе и проверить эту гипотезу.

Документов, удостоверяющих тот или иной факт у меня в доступе нет, кроме цитаты письма В.А. Хлудова: «закажу дачу Каминскому», к тому же просто услышанной мной в разговоре экскурсоводов.

Но можно провести сравнительный визуальный анализ.

Архитектура дачи эклектична и соответствует псевдорусскому течению, транслирующему так называемый нарышкинский стиль конца 17-го века.

Посмотрим на постройки Льва Николаевича Кекушева в период 1890-х годов:

Можем видеть, что в этих произведениях отчётливо узнаваем боз-ар,(фр. beaux-arts, буквально «изящные искусства»), эклектичный стиль, наследующий традиции итальянского ренессанса и французского барокко. Здесь заметно влияние мастерской С.С. Эйбушица, в которой молодой архитектор начинал свой творческий путь. Но здесь же и оттачивается будущий авторский почерк.

Обратившись к творчеству Александра Степановича Каминского мы обнаружим, что авторитетный мастер, Главный архитектор Московского купеческого общества, работал в русле эклектики, в частности в историзме псевдорусского направления, часто использовал в своих работах декор, перенятый из построек нарышкинского стиля древней Москвы.

В таких работах как дом Лопатиной на Большой Никитской, Третьяковский проезд в Москве, а также и Сочинский храм Архистратига Божия Михаила, оконные проёмы оформляются прямой аппликацией декоративных элементов на плоскость стены. Этот же приём мы можем видеть на фотографии наличников дачи Хлудова.

Лев Николаевич Кекушев в своём творчестве обращается к иным источникам, и в процессе становления разрабатывает особый приём обработки оконных проёмов. По выражению М.Н. Нащокиной, это способ «размещения остекления в нишах, превращающихся в подобие перспективных порталов, зрительно увеличивающих массивность стены и создающих дополнительную светотеневую пластику». Этот приём встречается в произведениях Льва Николаевича начиная с эклектичных построек и доводится до совершенства в архитектуре авторского модерна. В обращении к московскому нарышкинскому стилю Кекушев не замечен.

Конечно, не только Александр Степанович Каминский использовал аналоги московской архитектуры 17-го века в своих работах.

Во второй половине 19-го века русской национальной традиции в архитектуре следовали многие известные Московские зодчие:

  • автор Верхних торговых рядов (ныне ГУМ), Александр Никанорович Померанцев,
  • автор исторического музея Владимир Иосифович Шервуд,
  • Александр Петрович Попов, архитектор Дома призрения почтово-телеграфного ведомства и другие.

Даже Фёдор Осипович Шехтель в ранний период своего творчества обращался к этому историческому стилю.

Но всё же каждый автор имел свои художественные предпочтения в композиции фасадов и компоновке отдельных элементов.

На фасаде сочинской дачи присутствуют характерные мотивы, которые встречаются в произведениях А.С. Каминского, именно в его авторской интерпретации.

Это фронтон наличников бокового фасада и обработка угловой пилястры здания.

В декоре Царского павильона XV Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки 1882 г и на фасаде доходного дома Третьяковых на Кузнецком мосту, который А. С. Каминский построил в 1892 году мы можем наблюдать эти же элементы в развитии.

Стоит добавить, что Храм Архистратига Божия Михаила в Сочи строился с 1876 по 1890 год, а значит Александр Степанович именно в это время был непосредственно причастен к проектированию на территории Сочи. И вполне вероятно, мог запроектировать дачу основателя парка «Ривьера», Василия Алексеевича Хлудова.

На основе проведённого сравнительного визуального анализа можно с уверенностью предположить, что возможным автором исторической постройки дачи В.А. Хлудова является Каминский Александр Степанович.

Из этого вывода следует, что более вероятная дата постройки 1886 год — период расцвета и признания таланта Каминского, успешная карьера которого стремительно оборвалась после 1888 года.

Остаётся загадкой, откуда появилась информация об авторстве Кекушева и нет ли здесь аналогии в способности «спутать Хлудова и Худекова»? Если есть возможность и желание поделиться фактами, относящимися к данному вопросу, пишите.

P.S. То сооружение, что сейчас называется Дачей Хлудова никак не может свидетельствовать о творчестве Каминского, так как является пародией на его произведение.

«Архитектура Сочи»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.