Домой История Загадка дачи Хлудова

Загадка дачи Хлудова

3584
0

В вопросе авторства одной из известнейших в Сочи дореволюционных построек, дачи Василия Алексеевича Хлудова, существует определённая путаница. Многие открытые источники приписывают это, ныне утраченное, архитектурное произведение творчеству Льва Николаевича Кекушева, гениального мастера московского модерна.

Однако Мария Владимировна Нащокина, исследователь творчества и биограф Льва Николаевича, в своих трудах не упоминает эту работу.

Относительно даты постройки также существуют разночтения.

источник

На территории, прилегающей к участку некоторое время (примерно с 2013 г.) стояла комическая табличка «Дача Хлудова, 1986 г.»

В ноябре 2009 года исторический объект был уже уничтожен. О том, что я думаю по поводу новой постройки, можно прочесть здесь.

В книге Сергея Щербакова «Сочи. Люди и судьбы», (издательство «Платонов» 2014 год, Краснодар) читаем:

«..В 1896 году будущий архитектор Московского торгового домостроительного общества, преподаватель технического училища, первый и крупнейший мастер стиля модерн в Москве Лев Николаевич Кекушев, строит семейству Хлудовых очаровательно-красивую дачу…»

Такой информационный ресурс, как Википедия, датирует эту постройку 1886-м годом, правда не вполне ясно, почему в перечне работ она стоит между постройками 1896 года, причём в середине этого списка.

До некоторого времени относившись формально к этому факту, мне казалось, что ошибка состоит просто в опечатке даты. Действительно, не трудно ошибиться в одной цифре при наборе )).

К тому же, в 1886 году Лев Николаевич ещё учился в Петербургском институте гражданских инженеров, и не имел самостоятельной практики до 1890-го года.

Но узнав недавно, что Алла Валентиновна Гусева (1956-2018), историк, директор музея истории Сочи, была уверена в том, что автор этой постройки — другой московский архитектор, Алексей Степанович Каминский, стало интересно попробовать разобраться в этом вопросе и проверить эту гипотезу.

Документов, удостоверяющих тот или иной факт у меня в доступе нет, кроме цитаты письма В.А. Хлудова: «закажу дачу Каминскому», к тому же просто услышанной мной в разговоре экскурсоводов.

Но можно провести сравнительный визуальный анализ.

Архитектура дачи эклектична и соответствует псевдорусскому течению, транслирующему так называемый нарышкинский стиль конца 17-го века.

Посмотрим на постройки Льва Николаевича Кекушева в период 1890-х годов:

Можем видеть, что в этих произведениях отчётливо узнаваем боз-ар,(фр. beaux-arts, буквально «изящные искусства»), эклектичный стиль, наследующий традиции итальянского ренессанса и французского барокко. Здесь заметно влияние мастерской С.С. Эйбушица, в которой молодой архитектор начинал свой творческий путь. Но здесь же и оттачивается будущий авторский почерк.

Обратившись к творчеству Александра Степановича Каминского мы обнаружим, что авторитетный мастер, Главный архитектор Московского купеческого общества, работал в русле эклектики, в частности в историзме псевдорусского направления, часто использовал в своих работах декор, перенятый из построек нарышкинского стиля древней Москвы.

В таких работах как дом Лопатиной на Большой Никитской, Третьяковский проезд в Москве, а также и Сочинский храм Архистратига Божия Михаила, оконные проёмы оформляются прямой аппликацией декоративных элементов на плоскость стены. Этот же приём мы можем видеть на фотографии наличников дачи Хлудова.

Лев Николаевич Кекушев в своём творчестве обращается к иным источникам, и в процессе становления разрабатывает особый приём обработки оконных проёмов. По выражению М.Н. Нащокиной, это способ «размещения остекления в нишах, превращающихся в подобие перспективных порталов, зрительно увеличивающих массивность стены и создающих дополнительную светотеневую пластику». Этот приём встречается в произведениях Льва Николаевича начиная с эклектичных построек и доводится до совершенства в архитектуре авторского модерна. В обращении к московскому нарышкинскому стилю Кекушев не замечен.

Конечно, не только Александр Степанович Каминский использовал аналоги московской архитектуры 17-го века в своих работах.

Во второй половине 19-го века русской национальной традиции в архитектуре следовали многие известные Московские зодчие:

  • автор Верхних торговых рядов (ныне ГУМ), Александр Никанорович Померанцев,
  • автор исторического музея Владимир Иосифович Шервуд,
  • Александр Петрович Попов, архитектор Дома призрения почтово-телеграфного ведомства и другие.

Даже Фёдор Осипович Шехтель в ранний период своего творчества обращался к этому историческому стилю.

Но всё же каждый автор имел свои художественные предпочтения в композиции фасадов и компоновке отдельных элементов.

На фасаде сочинской дачи присутствуют характерные мотивы, которые встречаются в произведениях А.С. Каминского, именно в его авторской интерпретации.

Это фронтон наличников бокового фасада и обработка угловой пилястры здания.

В декоре Царского павильона XV Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки 1882 г и на фасаде доходного дома Третьяковых на Кузнецком мосту, который А. С. Каминский построил в 1892 году мы можем наблюдать эти же элементы в развитии.

Стоит добавить, что Храм Архистратига Божия Михаила в Сочи строился с 1876 по 1890 год, а значит Александр Степанович именно в это время был непосредственно причастен к проектированию на территории Сочи. И вполне вероятно, мог запроектировать дачу основателя парка «Ривьера», Василия Алексеевича Хлудова.

На основе проведённого сравнительного визуального анализа можно с уверенностью предположить, что возможным автором исторической постройки дачи В.А. Хлудова является Каминский Александр Степанович.

Из этого вывода следует, что более вероятная дата постройки 1886 год — период расцвета и признания таланта Каминского, успешная карьера которого стремительно оборвалась после 1888 года.

Остаётся загадкой, откуда появилась информация об авторстве Кекушева и нет ли здесь аналогии в способности «спутать Хлудова и Худекова»? Если есть возможность и желание поделиться фактами, относящимися к данному вопросу, пишите.

P.S. То сооружение, что сейчас называется Дачей Хлудова никак не может свидетельствовать о творчестве Каминского, так как является пародией на его произведение.

«Архитектура Сочи»

5/5 - (3 голоса)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.