журнал «Цветоводство» №1 1988
«Расскажите подробно о работе сочинских озеленителей-декораторов под руководством С. И. Венчагова… Помещайте, пожалуйста, статьи об искусстве фигурной стрижки, о работах дизайнеров.“ Избитые треугольные контейнеры для цветов надоели»,— пишет в своём письме заводской садовник Л. В. Свечникова из Краснодарского края. Такие письма и прежде приходили в редакцию, но после выхода в свет очерка «В сочинском стиле» (№ 5, 1987 г.) поток их заметно усилился.
Имя большого мастера ландшафтного дизайна и цветочной аранжировки, лауреата Государственной премии РСФСР Сергея Ильича ВЕНЧАГОВА хорошо знакомо цветоводам и озеленителям страны. В прежние годы мы не раз знакомили читателей с его творчеством: печатали заметки о новых объектах, снимки удачных фрагментов. Заслуги Венчагова были высоко оценены и в нашей недавней публикации. Однако методика работы декоратора всё же оставалась «за кадром». Честно говоря, сподвигнуть на писательский труд человека, целиком отдающего себя производству, бывает нелегко. В данном случае помогла …дата.
Недавно озеленители России, общественность Сочи, редакция и редколлегия нашего журнала сердечно поздравили Сергея Ильича с 60-летием. В такие дни каждый невольно оглядывается на пройденный путь, как бы пересматривает его заново. За плечами мастера — 36 лет напряжённого поиска, сотни проб и находок, ставших кузницей огромного опыта. Разве этот бесценный материал не должен стать достоянием широкой читательской аудитории «Цветоводства»? После долгих авторских сомнений, совместных обсуждений и родился, наконец, этот цикл, который мы начинаем печатать из номера в номер.
Стена… Она не давала мне покоя. Мне — это вчерашнему, выпускнику плодоовощного факультета Тимирязевки, а тогда уже второй месяц — агроному большого сочинского санатория. В моем ведении сады, огороды, коровы, свиньи. Все это мы в вузе, конечно, «проходили». Но, увы, «не задавали» нам садово-парковое искусство, зелёное строительство. А здесь — большой парк, и заниматься им тоже, конечно, поручено мне. И вот возникла та злополучная серая бетонная стена со стороны хоздвора, которую нужно срочно облагородить…
К чему эти воспоминания? Уверен, что в подобные положения попадают и теперь многие начинающие «озеленители», а в действительности агрономы, лесоводы, биологи. В лучшем случае они знают только, как вырастить посадочный материал. Мучительным для себя и очень вредным для дела методом проб и ошибок приходится дорастать до «нужных кондиций» большинству таких специалистов. Хотя бы немного сократить этот путь — цель настоящих заметок.
Итак, тема-первая.
Стенки в садах и парках
В первую очередь речь пойдёт о подпорных сооружениях. Они создаются не только в южных районах с холмистым, горным рельефом, но и практически на любом участке с перепадами высот при первоначальной планировке территории. Делают их, как правило, строители, а не озеленители. Поэтому обычно забывается, что, кроме своей основной противооползневой функции, подпорные стенки играют ещё одну важную роль — декоративную. Это красивейший элемент парковой архитектуры, оживляющий пейзаж, предоставляющий массу возможностей для творчества.
Но что же делать с доставшейся от строителей скучной бетонной стеной? Именно такую задачу и пришлось мне решать тогда, в 1951-м. Отбросив все фантазии, подошли к реальности: на складе есть цемент, а на санаторном пляже — песок и галька. Следовадельно, возможность одна — облицевать стенку галькой.
Метод опоры на собственные силы, который с первого взгляда кому-то покажется примитивным, в дальнейшем оказался весьма плодотворным. Применяя вместо промышленных бетонных плит, кирпича, асфальта местный камень, дерево и другие природные материалы мы ушли от шаблона и безликости в благоустройстве. Это и стало одной из основ так называемого сочинского стиля.
В 1971 г. при городском «Зеленстрое» организовалась группа художественного оформления, которая, кроме всего прочего, должна была выполнять заказы местных организаций. А у них часто оставались «горящие» деньги, но не имелось проектов. И на вопрос «Что бы вам хотелось?» заказчики давали чёткую классическую установку: «Сделайте нам красиво!». После чего показывали пустырь со сложным рельефом без какой-либо первоначальной планировки. Так, поневоле мы, декораторы, пришли к садово-парковому строительству со всеми его элементами, в том числе и различными видами подпорных стенок.
Какова техника облицовки? Кладка всегда ведётся на цементном растворе (соотношение с песком примерно 1:3, но оно может изменяться в зависимости от марки и качества цемента).
Важное условие — тщательность работ, гарантирующая непроницаемость облицовки для атмосферных осадков, иначе не исключено её отслаивание. Для той же цели, особенно при гладкой исходной поверхности, на ней предварительно с помощью дюбелей закрепляется арматурная сетка.
Если стенка строится заново, нужно позаботиться о фундаменте. Его размеры зависят от многих условий (грунт основания, габариты сооружения, его назначение и т. д.). Примерно для стены высотой 1 м делается фундамент на глубину 30-50 см.
Кладка из валунов должна иметь небольшой уклон в сторону подпираемого грунта. Вниз идут самые крупные камни. Все это можно уточнить в строительном справочнике.
А теперь самое главное: на второй день, когда раствор ещё не совсем затвердел, надо обязательно удалить его выходы через щели специальным заострённым скребком, после чего ещё раз прочистить лицевую поверхность стенки металлической щёткой. Это намного увеличит декоративный эффект, так как создаст полное впечатление сухой кладки (без раствора).
Что применить для облицовки? Удобнее всего, конечно, различные плоские камни. В условиях Сочи это морская галька, чёрный аспидный сланец, мелкие плитки песчаника, закруглённые по краям течением горных рек. Как видно на снимках, все эти материалы кладутся подобно кирпичам.
Край камня, обращённый к зрителям, иногда обрабатывают особо: молотком «освежают» (подновляют) скол, что придаёт большую выразительность фактуре. Мы поступаем так с черным сланцем.
Прекрасно выглядят стены, облицованные любым диким рваным камнем или валунами. Хотя работа с ними идёт медленнее, а раствор скрыть труднее, зато удобно оставить любые пространства, щели для высадки растений.
Конечно, самая красивая кладка — настоящая сухая. Она органично вписывается в садовый ландшафт, недаром при других способах создания стенок рекомендуется тщательно убирать следы «неестественности». К сожалению, сооружение без раствора обычно не превышает 0,5—0,7 м, да и то при наличии крупного плитняка. При этом обязательно нужно выдержать небольшой уклон в сторону насыпи. Все щели, неровности забивают землёй. Включения из сухой кладки используют в рокариях, альпинариях, иногда — по нескольку, разной высоты и протяжённости, на одном склоне. Классический пример — эстонские каменистые садики.
К тому же виду устройств относятся (технологически) борта цветников, выполненные из валунов или других камней естественной формы. Если надо обозначить границу от дорожки, первый ряд можно наполовину вкопать. Желательно брать материал разной величины и формы, но одинаковый по цвету, фактуре во избежание излишней пестроты. Такие борта делают и из плоских «постелистых» камней, положенных в несколько рядов: ступенеобразно вверх — если клумба приподнята, вниз — при её заглублении (так называемый боулингрин).
В большинстве случаев отказ от стандартного ограждения из бетона, кирпича полностью себя оправдывает. При реконструкции объекта можно, не убирая старые обычные борта, облицевать их. На фото показано такое окаймление цветника — из плоской гальки, вдавленной вертикально ребром в сырой раствор. Способ, конечно, трудоёмкий, но даёт прекрасный эффект.
Для ограничения внутренних двориков, мест отдыха, тематических цветочных участков (розарии, сирингарии и т. п.) в декоративном садоводстве с давних времён используют стены высотой 1—3 м, а то и более. Они могут играть самые различные роли: экрана, закрывающего невыгодную перспективу, фона для композиций (ваз, скульптур и т. д.). Такие сооружения очень хорошо сочетаются с лестницами, гротами, водоёмами, встроенными скамьями, трельяжами.
Есть великое множество приёмов для создания оригинальной стенки. Надо только «при выборе инертных материалов выигрышно использовать контрасты цвета, формы, размера, фактуры.
Вот несколько примеров из сочинской практики:
- на чёрном аспидном сланце —— вставки из белого известняка или крупных валунов;
- на ровном фоне мелкой морской гальки или плоского плитняка (песчаника) — каштановые коряги;
- стена из колотого белого известняка, вставки из глыб той же породы, но необычной формы.
Кроме того, нужно учесть, что плоский камень можно класть по—разному: горизонтально, вертикально, наклонно или чередовать слои разного направления.
Очень оживляют, стену специально сделанные ниши, консоли (полочки), своды, окна, открывающие вид на интересный фрагмент сада.
Применение дерева в этих целях многим кажется невозможным. Так было и у нас до знакомства с кавказским каштаном, древесина которого очень устойчива к атмосферной влаге и не гниёт десятки лет. В 40-х годах в районе Сочи раскорчёвывали каштанники под чайные плантации. Лежавшие с тех пор в земле и сырости корни прекрасно сохранились. Их-то мы и взяли для «вмуровки» в каменный фон. Каждая коряга по-своему неповторима, как и все, что создано природой, вот почему эти вставки выглядят, словно фантастические барельефы.
Техническая трудность заключается в тщательной выкладке мелкими камнями (плитка, галька) всех извилин причудливого контура. Только тогда получается, что естественная скульптура как бы вдавлена в стену.
Можно применять коряги и как основной материал для стен. Тогда они ставятся друг на друга и с тыльной стороны крепятся проволокой, скобами, металлическими трубами. (Оба приёма использования дерева можно увидеть на экспонатном участке Сочи при павильоне «Цветоводство и озеленение» ВДНХ СССР в Москве.)
При озеленении интерьеров, в зимних садах деревянные стены часто служат экраном для подвесных композиций из комнатных растений, сухоцветов. В этих случаях советую декораторам использовать не только бамбук, который довольно дефицитен, но и поперечные спилы дуба, каштана, плетёные маты из орешника, ивовой лозы и пр.
Что же касается наружного озеленения, то применение дерева для парковых стен возможно не только на юге. Во-первых, есть антисептики для консервации древесины, а во-вторых, нужно искать местные породы, по прочности подобные нашему каштану. Может быть, испробовать сибирскую лиственницу?
Материал любезно предоставлен Д.И. Кривошапка.
[tp_search_shortcodes id=1 origin=»» destination=»» type=»» subid=»»]